Судья Зависнова С.В. Дело №33-12932/2024 2.084
Дело № 2-598/2024 УИД 24RS0040-02-2024-000356-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
30 октября 2024 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Блиновой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по исковому заявлению иску Крыхтиной Светланы Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в трудовой стаж периодов работы и установлении пенсии,
по апелляционной жалобе представителя ОСФР по Красноярскому краю Турченок Н.Н.
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 08 мая 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования Крыхтиной Светланы Викторовны удовлетворить частично.
Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю от 17 апреля 2018 года №2368/18 признать незаконным и отменить в части.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю включить в страховой стаж Крыхтиной Светланы Викторовны, <данные изъяты> период ее службы в органах Противопожарной службы в Республике Казахстан с 04.07.1996 по 01.03.2006.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Крыхтина С.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в трудовой стаж периодов работы по Списку №1 с 28.04.1987 по 20.08.1987, с 19.07.1989 по 01.11.1994, с 10.07.1995 по 01.07.1996 в качестве грохотовщика 2 разряда обогатительной фабрики Березовского рудника Иртышского полиметаллического комбината, в общий трудовой стаж с 04.07.1996 по 01.03.2006 периода службы в органах Противопожарной службы в Республике Казахстан, признании за ней права на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.02.2013 №400-ФЗ с даты обращения, а именно с 09.01.2018 и установлении пенсии с 09.01.2018.
Требования мотивированны тем, что 09.01.2018 она обратилась в ГУ ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» до достижения возраста 49 лет, решением от 17.04.2018 ей было отказано в назначении пенсии. Основным документом, подтверждающим страховой стаж является трудовая книжка. Согласно записям в трудовой книжке в спорные периоды она работала на указанных выше работах, что подтверждается архивными справками. Учитывая спорные периоды, ее страховой стаж на дату обращения за пенсией составляет 22 года 03 месяца 19 дней, стаж работы во вредных условиях в качестве грохотовщика на дробильном участке 6 лет 06 месяцев 28 дней по Списку №1. Поскольку на дату обращения за назначением пенсии она имела необходимый требуемый страховой стаж и стаж по Списку №1 считает, что имеет право на назначение страховой пенсии по пп.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения, то есть с 09.01.2018, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с названным иском.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Красноярскому краю Турченок Н.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального права. Указывает, что отсутствуют основания для определения права на досрочную страховую пенсию по старости, так как необходимо подтвердить данные основания. Вместе с тем, из архивной справки Усть-Каменогорского филиала по личному составу КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области от 08.08.2018 следует, что в лицевых счетах (табуляграммах) по начислению заработной платы работникам Пожарной части №26 Управления государственной противопожарной службы при управлении внутренних дел Восточно-Казахстанской области за 2001-2002 гг. Крыхтина (Поднебеснова) С.В. не значится, а за период с июля 1996 г. по декабрь 2000 г. сведений об отчислениях обязательных пенсионных взносов в накопительный пенсионный фонд Поднебесновой С.В. не обнаружено. Кроме того, указывает, что судом к настоящему спору неверно применено Соглашение от 24.12.1993.
В возражениях на апелляционную жалобу Крыхтина С.В., ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 августа 2024 года в удовлетворении апелляционной жалобы Крыхтиной С.В. на это же решение было отказано.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о месте, дате и времени его проведения надлежащим образом, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика - Чернявскую Л.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (статья 1 указанного Федерального закона).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту - Соглашение от 13.03.1992), в статье 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13.03.1992 государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Казахстан.
Статьей 11 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Из пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31.01.1994 N 1-369-18 следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (в редакции по состоянию на 31.12.2018).
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подп. "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 и с 01.01.2002 - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (попд. "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подп. "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подп. "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Крыхтина (до брака Гладышева, Поднебеснова) Светлана Викторовна, <дата> г.р., зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации 25.11.2009, получателем страховой пенсии по старости не является.
При оценке пенсионных прав Крыхтиной С.В. в ее страховой стаж не были включены периоды ее работы на территории Казахстана, в том числе: в общий трудовой стаж период с 04.07.1996 по 01.03.2006 - период службы в органах Противопожарной службы в Республике Казахстан (9 лет 10 месяцев 25 дней), что оспаривается истцом, период подтвержден записью в ее трудовой книжке.
Данный период с 04.07.1996 по 01.03.2006 не был включен пенсионным органом в страховой стаж, поскольку с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 и пенсионного законодательства РФ (пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, указанной в статье 11 Федерального закона N 400-ФЗ.
Разрешая требования Крыхтиной С.В. о включении в общий трудовой стаж периода ее службы с 04.07.1996 по 01.03.2006 в органах Противопожарной службы в Республике Казахстан, суд первой инстанции признал их подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Так, в соответствии с абзацем 5 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 (далее - Закона РФ N 4468-1), действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона РФ N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона РФ N 4468-1, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1993, из преамбулы которого усматривается, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13.03.1992, государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24.12.1993 приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24.12.1993).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24.12.1993 пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 13.05.2004 N 01-1/7-03, подлежащее применению на территории Российской Федерации, определяет, что Соглашение от 24.12.1993 носит рамочный характер и закрепляет принцип юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их семей, на территории которого эти лица проживают.
Понятие "сотрудник органов внутренних дел" определено в национальном законодательстве государств-участников Соглашения от 24.12.1993. На момент принятия Соглашения оно имело одинаковое смысловое значение и охватывало одинаковый круг лиц. В связи с последующей реорганизацией системы органов внутренних дел круг лиц, относящихся к сотрудникам этих органов в государствах-участниках, стал различным. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава реформированных органов было приравнено государствами к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.
В условиях реформирования системы органов внутренних дел обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц сохраняются.
Государства-участники Соглашения от 24.12.1993, производя реорганизацию системы органов внутренних дел (передавая отдельные службы и подразделения в ведение других министерств и ведомств либо создавая самостоятельные органы), должны определить, какие органы осуществляют пенсионное обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью избежания коллизий национальных законодательств использовать механизм, предусмотренный статьей 6 Соглашения от 24.12.1993, - путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.
При этом в решении указано, что анализ национальных нормативных актов государств-участников Соглашения от 24.12.1993 показывает, что проводя реорганизацию системы органов внутренних дел в различных формах (изменение подведомственности служб и подразделений, выделение их в самостоятельные органы и т.д.), государства с целью сохранения прав рядового и начальствующего состава вновь созданных органов приравняли их пенсионное обеспечение к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, проведенный Экономическим Судом анализ национального законодательства государств-участников Соглашения от 24.12.1993 показывает, что государствами созданы необходимые правовые условия для назначения, выплаты специальных пенсий лицам рядового и начальствующего состава реформированных органов.
Как установлено судом, согласно записи в трудовой книжке № 12, архивной справки Усть-Каменогорского филиала по личному составу КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области, справки о заработной плате в отношении Крыхтиной С.В. имеются следующие сведения о службе в Республике Казахстан: с 04.07.1996 по 01.03.2006 служба в органах Противопожарной службы непрерывно 09 (девять) лет 07 (семь) месяцев 27 (двадцать семь) дней в Республике Казахстан (Приказ УГПС при УВД ВКО №130 л/с от 05.07.1996).
В справки начальника ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ ДЧС ВКО» от 13.11.2017 № 29-21-7-11/158 жт сообщено о том, что подтвердить принятие истца на службу с 04.07.1996 не представляется возможным в связи с тем, что приказы ОГПС-6 Глубоковского района до 1998 г. в противопожарную службу Восточно-Казахстанской области не передавались. Приказ об увольнении хранится в ведомственном архиве учреждения: «Уволить по ст. 83 п. «б» (собственное желание) с 01.03.2006 младшего сержанта внутренней службы Поднебеснову С.В., специалиста радиотелефониста ПЧ № 26 п. Верх-Березовка Филиала ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Восточно-Казахстанской области» (приказ и.о. начальника ФГУ «СПиАСР» по ВКО №15 по личному составу от 28.02.2006.
Из справки ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ ДЧС ВКО» от 13.11.2017 следует, что Поднебеснова С.В. с 01.01.2004 по 28.02.2006 получила заработную плату в должности радиотелефониста Пожарной части № 26 п. Верх-Березовка Глубоковского района, и указан размер зарплаты.
Согласно архивной справке Усть-Каменогорского филиала по личному составу КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области от 08.08.2018 в лицевых счетах (табуляграммах) по начислению заработной платы работникам Пожарной части № 26 Управления государственной противопожарной службы при Управлении внутренних дел Восточно-Казахстанской области за 2001-2002 гг. Крыхтиной (Поднебесновой) Светланы Викторовны не значится. За период с июля 1996 г. по декабрь 2000 г. сведений об отчислениях обязательных пенсионных взносов в накопительный пенсионный фонд Поднебесновой С.В. не обнаружено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Крыхтина С.В. является лицом, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Казахстан, являющейся государством участником СНГ, суд первой инстанции верно применил для разрешения данного спора нормы указанного выше Соглашения и удовлетворил исковые требования истца о возложении обязанности на ОСФР по Красноярскому краю включить Крыхтиной С.В. в общий страховой стаж период службы в органах Противопожарной службы в Республике Казахстан с 04.07.1996 по 01.03.2006.
При этом судом обоснованно отклонены доводы стороны ответчика о том, что оснований для включения периода прохождения истцом службы в органах Противопожарной службы Республики Казахстан в страховой стаж Крыхтиной С.В. не имелось, поскольку периоды прохождения военной службы подлежат включению в стаж, если им предшествовали или за ним следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Законом № 167-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку в указанный период истец проходила службу на территории республики Казахстан и не должна была оплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда об удовлетворении данной части требований, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и исследованными судом доказательствам, которым дана верная оценка в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, учитывая также, что Указом Президента РФ от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована с 01.01.2002 в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в ее состав включены входящие по состоянию на 01.10.2001 в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия.
Данным Указом установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД РФ, а лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 01.01.2002 соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", положениями статьи 1 которого установлено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются, в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе.
Таким образом, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что противопожарная служба, в которой истец проходил в с 04.07.1996 по 01.03.2006, не включена в перечень служб, стаж в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел согласно Соглашению от 24.12.1993. а потому оно не подлежит применению.
В данном случае, в силу положений п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.02.1992г., п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, период службы истца в органах Противопожарной службы Республики Казахстан соответствует иному периоду, подлежащему включению в ее страховой стаж.
Указанный в суде апелляционной инстанции представителем ответчика довод о необходимости подтверждения факта уплаты страховых взносов, со ссылкой на Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, к которым также были отнесены сотрудники Государственной противопожарной службы, не подлежат обложению страховыми взносами, так как пенсионное обеспечение этих лиц осуществляется в соответствии со специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими данные отношения.
Кроме того, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено также включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации. При этом для включения периода аналогичной службы в Российской Федерации в страховой стаж не требуется уплата страховых взносов.
Поскольку на день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии – 09.01.2018 Крыхтина С.В., при достижении возраста 49 лет, не имела необходимую продолжительность стажа по Списку N 1 (07 лет 06 месяцев), в связи с чем, пенсионное обеспечение на основании пункта 1 части 2 статьи 30 и части 2 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ не могло быть назначено, суд первой инстанции отказал удовлетворении исковых требований Крыхтиной С.В. о признании за ней права на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ с даты обращения, а именно с 09.01.2018, возложении обязанности на ОСФР по Красноярскому краю назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с подп. 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ с 09.01.2018.
Принимая во внимание, что право у истца на досрочное назначение страховой пенсии не наступило, суд правомерно отказал в удовлетворении данных требований.
Выводы суда в данной части решения суда в апелляционном порядке не обжалуются.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика по существу повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 08 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по Красноярскому краю Турченок Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Киселева
Судьи: И.А. Баимова
Н.В. Белякова
Апелляционное определение изготовлено 31 октября 2024 года.