Судья Фирсова М. В. дело № 33 – 8138/2019
учёт № 127г
ОПРЕДЕЛЕНРР•
16 мая 2019 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р. Р.,
судей Абдуллиной Г. А. и Никулиной О. В.,
при секретаре судебного заседания Мусиной А. Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Никулиной О. В. гражданское дело по частной жалобе ответчиков Балясовых Владимира Федоровича, Надежды Михайловны, Евгения Владимировича, Ольги Владимировны на определение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 22 марта 2019 года, которым постановлено:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания (далее – ООО УК) «Уютный дом» о взыскании неустойки за неисполнение решения Ново-Савиновского районного суда города Казани от 17 августа 2018 года по гражданскому делу по иску ООО «УК «Уютный дом» к Балясовой Н. М., Балясову Е. В., Балясовой О. В., Балясову В. Ф. о предоставлении допуска для проведения работ в рамках капитального ремонта удовлетворить частично.
Взыскать с Балясовой Н. М. в пользу ООО «УК «Уютный дом» судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый месяц неисполнения решения Ново-Савиновского районного суда города Казани от 17 августа 2018 года.
Взыскать с Балясова Е. В. в пользу ООО «УК «Уютный дом» судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый месяц неисполнения решения Ново-Савиновского районного суда города Казани от 17 августа 2018 года.
Взыскать с Балясовой О. В. в пользу ООО «УК «Уютный дом» судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый месяц неисполнения решения Ново-Савиновского районного суда города Казани от 17 августа 2018 года.
Взыскать с Балясова В. Ф. в пользу ООО «УК «Уютный дом» судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый месяц неисполнения решения Ново-Савиновского районного суда города Казани от 17 августа 2018 года.
Проверив материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Решением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 17 августа 2018 года постановлено: возложить на Балясовых Н. М., Е. В., О. В. и В. Ф. обязанность обеспечить ООО «УК «Уютный дом» доступ в жилое помещение - <адрес> по <адрес> <адрес> для проведения работ по замене стояков систем водоотведения, холодного и горячего водоснабжения в рамках капитального ремонта, проводимого в указанном многоквартирном доме, путем демонтажа короба в санузле, кухонного гарнитура и фартука на кухне в срок не позднее 5 дней с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 ноября 2018 года указанное выше решение оставлено без изменения.
Поскольку Балясовыми решение суда до настоящего времени не исполнено, какие-либо попытки к его исполнению ими не предприняты, управляющая компания обратилась в суд с заявлением о взыскании с них неустойки в размере 5 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда.
При рассмотрении заявления судом первой инстанции представитель заявителя Халиуллина А. А. его поддержала.
Заинтересованные лица Балясовы Н. М., О. В. и Е. В. возражали против удовлетворения заявления, полагая сумму неустойки несоразмерной последствиям нарушения обязательств.
Заинтересованное лицо Балясов В. Ф. в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения заявления надлежащим образом.
Суд удовлетворил заявление частично и вынес определение в приведенной выше формулировке.
В частной жалобе ответчики просят определение суда первой инстанции отменить и вынести новое определение об отказе в удовлетворении заявления, указывая в обоснование жалобы на то, что суд, принимая к производству настоящее заявление и рассматривая его по существу, в тот период когда ответчики реализовывали свое право на обжалование решения суда, нарушил их права, закрепленные в статьях 2, 18, 45 и 46 Конституции Российской Федерации; суд применил закон, не подлежащий применению, и ошибочно истолковал его положения, поскольку статья 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подлежит применению в случае неисполнения должником обязательств перед кредитором, тогда как истец является не кредитором, а взыскателем по исполнительному производству. Отсутствие у ответчиков обязательств перед истцом как кредитором подтверждается также пояснениями представителя истца, данными в судебном заседании суда первой инстанции. Законом не предусмотрено взыскание неустойки за не предоставление доступа в жилое помещение, а потому вывод суда о наличии оснований для взыскания с ответчиков неустойки является необоснованным и ее взыскание ведет к неосновательному обогащению истца. Необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела является также вывод суда об уклонении ответчиков от исполнения решения суда, в то время как ответчики реализовывали свое право на его обжалование. Кроме того, неисполнение решения суда в данном случае не может служить основанием для взыскания с ответчиков неустойки, поскольку судебный акт не связан с понуждением ответчиков к исполнению обязательств в натуре. В жалобе критикуется вывод суда о соответствии присужденной суммы принципам справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды, полагая данный вывод не соответствующим обстоятельствам дела, поскольку ответчики не получают материальной выгоды за пользование в своей квартире кухонным гарнитуром и «фартуком», а также коробом; судом не указано, чему соразмерна взысканная им сумма неустойки. Апеллянты полагают, что истец, подавая настоящее заявление, злоупотребил правом на судебную защиту, а суд, добывая доказательства обоснованности заявления вместо истцовой стороны, нарушил принципы состязательности и равноправия сторон гражданского процесса и положил в основу определения доказательства, добытые незаконным путем, в нарушение части 2 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в частности, сведения с официального сайта Федеральной службы судебных приставов. Кроме того, судом при рассмотрении дела по существу не был учтен тот факт, что ответчики не обладают специальными познаниями и навыками в сфере строительства и ремонта жилых помещений, в связи с чем решение суда является неисполнимым. Апеллянты полагают, что обжалуемое определение препятствует им обжаловать судебные постановления по данному делу в кассационном порядке.
Частная жалоба судом апелляционной инстанции рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном частью 3 статьи 333 ГПК РФ.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены обжалуемого определения не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 334 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка). Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Пунктами 31 и 32 данного постановления предусмотрено, что судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства. Удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Решением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 17 августа 2018 года постановлено: возложить на Балясовых Н. М., Е. В., О. В. и В. Ф. обязанность обеспечить ООО «УК «Уютный дом» доступ в жилое помещение - <адрес> по <адрес> <адрес> для проведения работ по замене стояков систем водоотведения, холодного и горячего водоснабжения в рамках капитального ремонта, проводимого в указанном многоквартирном доме, путем демонтажа короба в санузле, кухонного гарнитура и фартука на кухне в срок не позднее 5 дней с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 ноября 2018 года указанное выше решение оставлено без изменения.
Согласно сведениями РёР· официального сайта сети Рнтернет ФССП РІ отношении Балясовых Рќ. Рњ., Р•. Р’., Рћ. Р’., Р’. Р¤. 14 декабря 2018 РіРѕРґР° возбуждены исполнительные производства РїРѕ вышеуказанному гражданскому делу, РїРѕ состоянию РЅР° 22 марта 2019 РіРѕРґР° исполнительные производства РЅРµ окончены, находятся РЅР° исполнении.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования ООО «УК «Уютный дом» о взыскании судебной неустойки, при этом суд отметил, что Балясовыми не были представлены доказательства существования обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного акта. Определяя размер, подлежащей к взысканию судебной неустойки, суд руководствовался принципами справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды, и взыскал с каждого ответчика судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый месяц неисполнения решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, признает их основанными на правильном применении норм материального права, мотивированными и обоснованными. Отклоняя доводы жалобы о несогласии с размером присужденной неустойки, судебная коллегия отмечает, что при разрешении данного вопроса судом были учтены конкретные обстоятельства дела, соразмерность суммы неустойки последствиям нарушенных ответчиками обязательств, а также принято во внимание, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер и не должна служить средством обогащения, при этом суд обеспечил сохранение баланса интересов сторон. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и определения подлежащей взысканию суммы судебной неустойки в ином размере у судебной коллегии не имеется. Довод жалобы о злоупотреблении правом со стороны истца не может быть принят во внимание в качестве основания для отмены определения, поскольку тот факт, что ООО «УК «Уютный Дом» воспользовалось правом на обращение в суд с заявлением о взыскании судебной неустойки, которым оно наделено в силу закона, не может рассматриваться как злоупотребление. Довод жалобы о неисполнимости решения суда отклоняется судебной коллегией, каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности обеспечить ООО «УК «Уютный дом» доступ в жилое помещение для проведения работ в рамках капитального ремонта, Балясовы не представили. Довод жалобы о том, что обжалуемое определение препятствует реализации права на обжалование судебных постановлений в кассационном порядке признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку порядок и сроки подачи кассационной жалобы регламентированы соответствующей главой ГПК РФ, а также были разъяснены судом апелляционной инстанции при рассмотрении поданной ответчиками апелляционной жалобы, отражены в резолютивной части апелляционного определения от 1 ноября 2018 года. Доводы жалобы об отсутствии у ответчиков каких-либо обязательств перед управляющей компанией как перед кредитором ввиду отсутствия между ними договорных отношений, а также отсутствии обязанности по исполнению обязательства в натуре, приведенные в обоснование незаконности взыскания с ответчиков в пользу управляющей компании судебной неустойки, отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании норм материального права, в целом эти доводы сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы. То обстоятельство, что суд при разрешении данного вопроса руководствовался сведениями, носящими открытый характер и размещенными на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов, не может свидетельствовать о получении этих сведений с нарушением закона, это не противоречит положениям главы 6 ГПК РФ. Довод жалобы о том, что суд принял к производству указанное заявление и рассмотрел его по существу в период, когда ответчики реализовывали свое право на обжалование судебных постановлений, отклоняется судебной коллегией как противоречащий обстоятельствам дела. Так, решение суда было принято в августе 2018 года и вступило в законную силу 1 ноября 2018 года, заявление о разъяснении решения суда, поданное ответчиками 26 ноября 2018 года было оставлено без удовлетворения 17 декабря 2018 года, в тот же день ответчиками было подано заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, а 27 декабря 2018 года – заявление о приостановлении исполнительного производства. В удовлетворении обоих заявлений было отказано определениями от 15 января 2019 года. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2019 года определение суда об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам было оставлено без изменения. Заявление о взыскании судебной неустойки рассмотрено судом 22 марта 2019 года, то есть после того, как ответчики реализовали свое право на обжалование судебных актов, их жалобы были рассмотрены по существу, а решение суда вступило в законную силу. Кроме того, суд первой инстанции указал в определении на то, что судебная неустойка не взыскивается за неисполнение судебного акта до момента ее присуждения, то есть за период, предшествующий моменту рассмотрения судом вопроса о ее взыскании.
Доводы жалобы, фактически сводящиеся к несогласию ответчиков с вступившим в законную силу решением суда, не могут быть признаны основанием для освобождения их от исполнения обязательств, установленных этим решением. Выводы суда первой инстанции сделаны при правильном применении норм процессуального права, и оснований для отмены определения по доводам частной жалобы Балясовых судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 329, 333, пунктом 1 статьи 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
определение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 22 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, частную жалобу Балясовых Н. М., Е. В. и О. В., В. Ф. – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё