Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
9 декабря 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Шуваркиной Т.П.
СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пижамовой Рћ.Р.
представителя административного истца Кияйкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело в„– 3Р°-1995/2020 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РђСЋРїРѕРІР° Р .Р. Рѕ признании недействующим нормативного правового акта РІ части,
РЈ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
РђСЋРїРѕРІ Р .Р. обратился РІ Самарский областной СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2020 РіРѕРґ, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 7 октября 2019 РіРѕРґР° в„– 2201, РІ части включения РІ него РІ РїСѓРЅРєС‚ в„– нежилого здания СЃ кадастровым номером в„–.
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено нежилое здание, не отвечающие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно используется под лабораторию и организационную структуру мукомольного производства, самостоятельного офисного, торгового объекта, объекта бытового обслуживания или общественного питания нежилое здание не имеет. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кияйкин А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых указало, что объект недвижимости включен в Перечень в связи с его наименованием- административный корпус.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ позднее 1-РіРѕ числа очередного налогового периода РїРѕ налогу определяет РЅР° этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 настоящей статьи, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень РІ электронной форме РІ налоговый орган РїРѕ субъекту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, размещает перечень РЅР° своем официальном сайте или РЅР° официальном сайте субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 7 октября 2019 года № 2201, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Указанный приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
РР· материалов дела следует, что РђСЋРїРѕРІ Р .Р. является собственником нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– площадью 62,2 РєРІ. Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное помещение имеет назначение- нежилое помещение, наименование- административный корпус.
В техническом паспорте нежилого здания указано, что в нем располагаются помещение охраны, лаборатория, коридор, контора, кабинет, подсобное.
Поскольку понятие «кабинеты» и «контора» не являются тождественными понятию «офисы», а остальные помещения являются подсобными или вспомогательными, то сведения технического паспорта не предоставляли министерству право на включение нежилого здания в Перечни.
Наименование здания- «административный корпус» не свидетельствует о том, что данное здание является объектом офисного, делового, коммерческого назначения.
Нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: под мукомольный цех, который не подразумевает расположение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта министерством имущественных отношений не производились.
РР· пояснений представителя административного истца следует, что нежилое здание используется РїРѕРґ лабораторию Рё кабинет РђСЋРїРѕРІР° Р .Р., которые составляют организационную структуру мукомольного цеха.
Данное обстоятельство административным ответчиком не оспорено.
Основным РІРёРґРѕРј деятельности индивидуального предпринимателя РђСЋРїРѕРІР° Р .Р. является производство РјСѓРєРё РёР· зерновых культур.
Доказательств, подтверждающих факт использования нежилого здания в качестве офисного или торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания, административный ответчик не предоставил.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2020 год в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером № подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы ( 2020 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Рµ С€ Рё Р» :
Требования РђСЋРїРѕРІР° Р .Р. удовлетворить.
Признать недействующим пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером №, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ: Рў.Рђ.Р РѕРґРёРЅР°
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2020 года.