Дело № 2а-1101/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                 17 января 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рустамова Уршана Агакиши оглы к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство),

у с т а н о в и л :

Рустамов У. А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование иска ссылаясь на то, что является собственником земельного участка общей площадью ___ кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____, а также находящегося на нем жилого дома, поэтому он полагает отказ в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) жилого дома на принадлежащем ему земельном участке незаконным, нарушающим его права. При разработке проекта межевания территории квартала не были учтены фактическое использование и вид разрешенного использования земельного участка истца. Рустамов У. А. как собственник земельного участка с видом разрешенного использования «___» вправе использовать данный участок по этому целевому назначению бессрочно и построить к своему жилому дому пристрой. Просил признать отказ в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) незаконным, обязать административного ответчика выдать истцу разрешение на реконструкцию (строительство) жилого дома.

В судебное заседание административный истец не явился, направил своего представителя по доверенности Яныгину О. А., которая в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Кроме того, считает, что акт обследования земельного участка не имеет отношения к разрешению на реконструкцию (строительство) жилого дома, обследование произведено неуполномоченным лицом в отсутствие собственника земельного участка, что является нарушением действующего законодательства.

Представитель административного ответчика Окружной администрации города Якутска Стручкова Н. Х. с иском не согласилась, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании жилой дом, расположенный на земельном участке истца, представляет собой строение, переделанное из металлического гаража, участок не соответствует ни проекту планировки территории, ни проекту межевания территории. Кроме того, ____ года между ОА г. Якутска и ООО «___» заключен договор о развитии застроенной территории в границах части квартала «___», где расположен участок истца, сроком до ____ года.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

____ года Рустамов У. А. обратился в Департамент градостроительства ОА г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) индивидуального жилого дома.

____ года Департамент градостроительства ОА г. Якутска вынес мотивированный отказ № в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) жилого дома.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском ____ года, оспариваемый отказ изложен в мотивированном отказе от ____ года, следовательно, установленный срок обращения в суд не пропущен.

Из материалов дела следует, что Рустамов У. А. с ____ года является собственником земельного участка общей площадью ___ кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____, с видом разрешенного использования «___». Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН и кадастровой выпиской о земельном участке.

Из мотивированного отказа от ____ года следует, что основанием для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) явилась ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно несоответствие представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка № от ____ года. Указано, что отсутствует место допустимого размещения объектов капитального строительства по причине несоответствия проекту межевания территории квартала «___» городского округа «город Якутск» (по проекту межевания территории предусмотрено размещение многоэтажной жилой застройки).

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В силу абз. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных КАС РФ. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен частями 9 (объекты индивидуального жилищного строительства) и 7 (иные объекты капитального строительства) ст. 51 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5, 6 КАС РФ и другими федеральными законами.

Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как установлено из материалов дела, представленная Рустамовым У. А. в ДГ ОА г. Якутска документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно – на чертеже градостроительного плана земельного участка отсутствует место допустимого размещения объекта капитального строительства, что свидетельствует о несоответствии представленных документов требованиям градостроительного законодательства.

Указанное обстоятельство подтверждается градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером из которого следует, что при разработке проекта организации строительства объекта капитального строительства необходимо учесть охранные зоны инженерных коммуникаций и сетей.

Как следует из прилагаемого к градостроительному плану чертежа, на земельном участке отсутствуют места допустимого размещения объекта капитального строительства, в частности, какое-либо изображение места размещения исполненного в виде геометрической фигуры с ограниченными контурами на чертеже отсутствует.

Как видно из материалов дела, проект межевания и проект планировки территории квартала утверждены соответствующими распоряжениями ОА г. Якутска, не признанными незаконными или недействующими полностью или в части.

Таким образом, при отсутствии в градостроительном плане земельного участка указания места допустимого размещения объекта индивидуального жилищного строительства с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, орган местного самоуправления лишен возможности выдать заявителю разрешение на строительство, представляющее собой по смыслу положений ст. 51 ГрК РФ документ, подтверждающий соответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.

То обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка установлен «___», что подразумевало возможность строительства на земельном участке индивидуального жилого дома, не являются основанием для признания незаконными решения административного ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку на момент получения административным ответчиком градостроительного плана земельного участка и последующего обращения истца с заявлением о выдаче разрешения на строительство, виды разрешенного использования территории уже были изменены в связи с принятием Правил землепользования и застройки. Административный истец вправе пользоваться свои земельным участком и уже имеющимися постройками, в том числе принадлежащим ему жилым домом бессрочно, но лишь в том виде, размерах и конфигурации, которые они уже имеют в настоящее время, поэтому доводы административного истца в этой части судом отклоняются.

Из раздела 2 градостроительного плана земельный участок истца расположен в территориальной зоне «___» - зона застройки средне-многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска. Данное обстоятельство также подтверждается сведениями Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности № от ____ года. Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка «___» не входит в перечень основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов использования территории, в которой находится данный земельный участок.

Указанная территориальная зона установлена Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», принятыми нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА, которые являются действующим нормативно правовым актом, административным истцом не оспорены и обязательны для применения на всей территории городского округа «город Якутск». Давать правовую оценку правомерности отнесения Правилами землепользования и застройки земельного участка истца к определенному типу градостроительного зонирования, в рамках настоящего спора суд не вправе.

Кроме того, ____ года между ОА г. Якутска и ООО «___» заключен договор о развитии застроенной территории в границах части квартала «___» городского округа «город Якутск».

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что право собственности на землю не отменяет обязательности получения разрешения до начала строительства капитального объекта. Возможность возведения жилого дома действующими нормативными правовыми актами напрямую связывается с соблюдением градостроительного регламента.

Согласно Административному регламенту «Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства» утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 04 сентября 2015 года № 231п п.2.15 основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки территории или проекту межевания территории.

Таким образом, Департамент градостроительства ОА г. Якутска законно отказал в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку в силу положений Градостроительного кодекса РФ оснований для выдачи разрешения на строительство истцу у органа местного самоуправления не имелось. Оспариваемое действие совершено в рамках полномочий административного ответчика, соответствует требованиям действующего законодательства, порядок его принятия не нарушен. Административным истцом не доказано, что оспариваемым отказом нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░     ░/░            ░. ░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░     ░. ░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░                             ░. ░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19 ░░░░░░ 2018 ░░░░.

2а-1101/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рустамов Уршан Агакиши оглы
Рустамов У.А.о.
Ответчики
ОА г. Якутска
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
18.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
21.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
10.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2018[Адм.] Судебное заседание
19.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2017Регистрация административного искового заявления
19.12.2017Передача материалов судье
21.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2018Подготовка дела (собеседование)
10.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2018Судебное заседание
19.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2018Дело оформлено
09.10.2018Дело передано в архив
17.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее