Судья: Дудова Е.И. Дело № 33а-10096/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Никоновой О.В., Емелина А.В.,
при секретаре – Майдановой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам ГУ МВД России по Самарской области и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 13 июня 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ГУ МВД России по Самарской области Ерохиной О.С. (по доверенности), представителя Министерства юстиции РФ по Самарской области Сизова А.Н. (по доверенности), представителя УФСИН России по Самарской области Шинкаренко С.В. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения Бекташева Р.А. и его представителя Муратшиной Е.В. (по доверенности) на доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Бекташев Р.А., являющийся уроженцем Республики Узбекистан, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании решений.
В обосновании заявленных требований указано, что приговором Автозаводского районного суда г. Тольятти от 03.10.2014 Бекташев Р.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч.4 ст. 158 УК РФ (8 эпизодов), ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 7 месяцев с отбыванием наказания в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Самарской области. В период отбывания наказания 03.02.2017 Министерством юстиции РФ издано распоряжение №475-рн о признании пребывания (проживания) Бекташева Р.А. в Российской Федерации нежелательным, возлагающее на него обязанность покинуть территорию Российской Федерации. 19.10.2018 УВМ по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области вынесено решение о его депортации за пределы Российской Федерации. В настоящее время, после освобождения из мест лишения свободы Бекташев Р.А. помещен в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии за пределы Российской Федерации, до исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации. По мнению административного истца, решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации и депортации являются незаконными, поскольку вынесены без учета его родственных связей, наличия у него на территории России семьи (сестры Приходько В.А., гражданской супруги Саликаевой Д.Е., сына Бекташева М.Р.), отсутствия места жительства за пределами Российской Федерации, утраты гражданства Республики Узбекистан, а также без учета того, что он не представляет никакой опасности для общества, что подтверждается характеристиками из мест отбывания наказания. Указывая на то, что оспариваемые распоряжение от 03.02.2017 и решение от 19.10.2018 ему на руки не выдавались, порядок и сроки их обжалования ему не разъяснены, учитывая, что обращение в суд невозможно без ответа из консульства Республики Узбекистан, который до настоящего время не поступил, полагает, что пропустил срок обжалования распоряжения от 03.02.2017 и решения от 19.10.2018 по уважительным причинам.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бекташев Р.А. просил суд восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства юстиции РФ №475-рн от 03.02.2017 о нежелательности его пребывания (проживания) на территории РФ и решения УВМ по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 19.10.2018 о его депортации за пределы Российской Федерации, и признать вышеуказанные оспариваемые акты незаконными.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 13.06.2019 административное исковое заявление удовлетворено. Признаны незаконными распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации №475-рн от 03.02.2017 о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы в отношении Бекташева Р.А. и решение ГУ МВД России по Самарской области от 19.10.2018 о депортации Бекташева Р.А.
С решением суда не согласились ГУ МВД России по Самарской области и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, в апелляционных жалобах выражают несогласие с принятым по делу решением, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалоб указано, что решение о нежелательности пребывания и депортации приняты в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и являются обоснованными, поскольку Бекташев Р.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ, до осуждения находился на территории РФ незаконно, в период отбывания наказания нарушал условия содержания, также ссылаются на пропуск срока на обжалование.
В заседании судебной коллегии представитель ГУ МВД России по Самарской области Ерохина О.С. (по доверенности), представитель Министерства юстиции РФ по Самарской области Сизов А.Н. (по доверенности), представитель УФСИН России по Самарской области Шинкаренко С.В. (по доверенности) доводы апелляционных жалоб поддержали и просили решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Бекташев Р.А. и его представитель Муратшина Е.В. (по доверенности) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что Бекташев Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Узбекской ССР, является лицом без гражданства, проживает на территории Российской Федерации с 1996 года. На территории Российской Федерации проживают и имеют гражданство Российской Федерации члены семьи Бекташева Р.А. По вопросу приобретения гражданства Российской Федерации административный истец в установленном порядке не обращался, в 2006 году ему выдан вид на жительство №, однако срок вида на жительство не продлялся.
Установлено, подтверждено материалами дела, что Бекташев Р.А. совершил на территории Российской Федерации преступление, предусмотренное п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ (8 эпизодов), в связи с чем, приговором Автозаводским районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.10.2014 осужден к 4 годам 7 месяцам лишения свободы, без дополнительных видов наказания, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Бекташев Р.А. освобожден на основании постановления Куйбышевского районного суда г. Самара от 25.10.2018, в связи с фактическим отбытием срока наказания - 26.10.2018. Судимость не погашена.
Федеральной службой исполнения наказаний в установленном порядке представлены в Министерство юстиции Российской Федерации документы, подготовленные федеральным казенным учреждением ИК №5 УФСИН по Самарской области, для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Бекташева Р.А. в Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации 03.02.2017 издало оспариваемое распоряжение.
Решением Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области от 19.10.2018 постановлено депортировать лицо без гражданства Бекташева Р.А. за пределы Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 31.10.2018 Бекташев Р.А. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области сроком до 26.01.2019.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23.01.2019 продлен срок содержания лица без гражданства Бекташева Р.А. в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области сроком до 26.04.2019.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23.04.2019 в удовлетворении административного искового заявления ГУ МВД России по Самарской области о продлении срока содержания лица без гражданства Бекташева Р.А. в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области сроком до 26.05.2019 отказано.
Разрешая заявленные Бекташевым Р.А. требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Бекташева Р.А. в Российской Федерации и решение ГУ МВД России по Самарской области от 19.10.2018 о его депортации не являются необходимой, то есть оправданной крайней необходимостью мерой, соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Бекташев Р.А. длительное время (около 23 лет) проживает на территории Российской Федерации; на территории Российской Федерации проживают его сестра, несовершеннолетний сын (11 лет) и гражданская супруга, являющиеся гражданином Российской Федерации; имеется подтверждение от ООО «РостСтрой» о готовности принять на постоянную работу административного истца, а также отказ Республики Узбекистан в оформлении Бекташеву Р.А. свидетельства на возращение.
Судебная коллегия по административным делам считает, что с указанными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 года право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого же федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства закреплены Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313.
Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.
Порядок подготовки документов и порядок принятия такого решения регламентирован Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 N 171.
Согласно подпункту "в" пункта 3 данной Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В силу статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией в соответствии со статьей понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Совершение тяжкого преступления характеризуется повышенной степенью общественной опасности, а наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации тяжкого или особо тяжкого преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 7, подпункт 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Таким образом, у уполномоченных органов имелись достаточные основания для издания распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) Бекташева Р.А. в Российской Федерации, и решения о его депортации, поскольку он осужден за совершение в России умышленного преступления, до осуждения находился на территории РФ в нарушение закона, что в совокупности создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации и со всей очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца.
Судом установлено и не опровергается материалами дела, что Бекташев Р.А. является лицом без гражданства, уроженцем Узбекской ССР, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил на территории Российской Федерации тяжкое преступление. На момент принятия обжалуемого судебного акта по настоящему административному делу судимость за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ, не погашена. Согласно характеристике, представленной из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области, по месту отбывания наказания Бекташев Р.А. характеризовался отрицательно.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Само по себе семейное положение Бекташева Р.А. наличие у него родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признания оспариваемых распоряжения и решения нарушающим его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку они приняты с учетом степени общественной опасности преступного деяния административного истца и не противоречат правовой позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которой признается оправданным вмешательство в семейную жизнь в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками (решение от 24 апреля 1996 года "Бугханеми (Boughanemi) против Франции"), а Бекташев Р.А. совершил на территории Российской Федерации тяжкое преступление. В свою очередь, данное обстоятельство свидетельствует о наличии исходящей от Бекташева Р.А. реальной угрозы общественному порядку, правам и интересам, здоровью граждан Российской Федерации, и принятие в таком случае адекватных мер реагирования в отношении лица без гражданства, пребывающего на территории Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания, находится в компетенции государства.
Таким образом, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления, препятствующего лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации, правомерно расценено Министерством юстиции Российской Федерации и ГУ МВД России по Самарской области как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Бекташева Р.А. в Российской Федерации и его депортации, являются оправданными, справедливыми и соразмерными с учетом степени опасности деяния, совершенного административным истцом.
Удовлетворяя административный иск, суд первой интонации инстанции не учел, что Министерство юстиции Российской Федерации и ГУ МВД России по Самарской области, принимая оспариваемые распоряжение и решение, исходили из приоритета интересов большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у лица без гражданства, имеющего непогашенную судимость, семейных связей на территории Российской Федерации или его нежелания покидать территорию Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции о необходимости восстановления Беткашеву Р.А. пропущенного срока на обращение в суд в целях соблюдения его прав на судебную защиту со ссылкой на то, что распоряжение о нежелательности пребывания в Российской Федерации от 03.02.2017 № 475-рн не содержит разъяснение о порядке и сроке его обжалования, а также на низкую осведомленность Бекташева Р.А. и его ограничение в возможности получения квалифицированной юридической помощи в связи с нахождением в местах лишения свободы, нельзя признать правомерными.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Из содержания заявления, приложенных к нему документов следует, что о наличии оспариваемых распоряжения Министерства юстиции РФ №475-рн от 03.02.2017 о нежелательности пребывания (проживания) Бекташева Р.А. на территории РФ и решения УВМ по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 19.10.2018 о депортации за пределы Российской Федерации, административному истцу стало известно не позднее 31.10.2018, после вынесения Центральным районным судом г. Тольятти Самарской области решения о помещении его в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии за пределы Российской Федерации, в которых указано об оспариваемых в рамках настоящего дела распоряжении Министерства юстиции РФ №475-рн от 03.02.2017 о нежелательности пребывания (проживания) Бекташева Р.А. на территории РФ и решении УВМ по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 19.10.2018 о депортации за пределы Российской Федерации.
Заявление в суд подано 17.04.2019, т.е. с пропуском установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.
Доказательств того, что Бекташев Р.А. был лишен возможности своевременно обжаловать оспариваемые акты, суду не представлено.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Бекташева Р.А.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 13 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Бекташева Р.А. к Министерству юстиции Российской Федерации и Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации и решения о депортации оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –
Копия верна. Судья -