Решение по делу № 3а-115/2020 от 23.10.2019

                                                                            Дело № 3а-115/2020 (3а-1173/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года                                       г. Брянск

Брянский областной суд в составе

председательствующего                            Цуканова Д.А.

при секретаре                                                    Кондрашовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шаховой Валентины Владимировны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Шахова В.В., действуя через своего представителя Соловей А.П., обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области и Управлению имущественных отношений Брянской области, ссылаясь на то, что является собственником склада-магазина, назначение: нежилое здание, площадью 122,6 кв. м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость вышеназванного объекта недвижимости по состоянию на 16.04.2019 г. составляет 3 234 652 руб. 65 коп.

Также она является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, площадью 1 868 +/- 9,21 кв. м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 25.01.2019 г. составляет 1 842 987 руб. 48 коп.

Помимо этого она является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, площадью 8 003 +/- 17,89 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 25.01.2019 г. составляет 7 895 839 руб. 83 коп.

Согласно отчету об оценке № 144 от 01.10.2019 г., выполненному              ООО «Навигатор Права и Оценки», рыночная стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости составляет:

- склада-магазина с кадастровым номером по состоянию на 16.04.2019 г. – 1 279 790 руб. 85 коп.;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 25.01.2019 г. – 559 335 руб. 24 коп.;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 25.01.2019 г. – 2 396 338 руб. 29 коп.

Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются его права как налогоплательщика, административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- склада-магазина, назначение: нежилое здание, площадью 122,6 кв. м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Б, в размере его рыночной стоимости – 1 279 790 руб. 85 коп. по состоянию на 16.04.2019 г.;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, площадью 1 868 +/- 9,21 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 559 335 руб. 24 коп. по состоянию на 25.01.2019 г.;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, площадью 8 003 +/- 17,89 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 396 338 руб. 29 коп. по состоянию на 25.01.2019 г.

Определением Брянского областного суда от 20.11.2019 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области исключено из числа административных ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица; произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица – администрации Стародубского муниципального района Брянской области надлежащим заинтересованным лицом - администрацией г. Стародуба.

Представителем административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области - Семилёнковой Е.В. представлен отзыв, согласно которому Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору. Управление возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленными административным истцом отчетами об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Вместе с тем Управление не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В соответствии с возражениями представителя административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области                  Жензировой О.В. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости). Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, представленного административным истцом, у Филиала не имеется, проведение судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости не требуется. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с утвержденной методикой на основании удельных показателей кадастровой стоимости                          1 кв. м объекта недвижимости, утвержденных приказами Управления имущественных отношений Брянской области. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком. Просит отказать в удовлетворении заявленных в отношении него исковых требований.

Согласно отзыву представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевской Н.С. Управление как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости и представленный им отчет. Разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.

Административный истец Шахова В.В., ее представитель                   Соловей А.П., представители административных ответчиков – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области, представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, администрации города Стародуба в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного истца Шаховой В.В. -                 Соловей А.П., представитель административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области, представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным удовлетворить ходатайства представителя административного истца Шаховой В.В. - Соловей А.П., представителя административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области, представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и рассмотреть дело в их отсутствие, а также рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Шахова В.В. является собственником нежилого здания, наименование: склад-магазин, площадью 122,6 кв. м, количество этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.09.2019 г., кадастровая стоимость данного нежилого здания, определенная по состоянию на 16.04.2019 г., составляет 3 234 652 руб. 65 коп.

Указанная кадастровая стоимость была утверждена актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № 35-5731876 от           16.04.2019 г. филиала по Брянской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16.04.2019 г.

Также Шаховой В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, площадью 1 868 +/- 9,21 кв. м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.09.2019 г., кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная по состоянию на 25.01.2019 г., составляет 1 842 987 руб. 48 коп.

Указанная кадастровая стоимость была утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков № 32-0-1-98/3201/2019-20 от            25.01.2019 г. филиала по Брянской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25.01.2019 г.

Помимо этого Шахова В.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, площадью 8 003 +/- 17,89 кв. м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.09.2019 г., кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная по состоянию на 25.01.2019 г., составляет 7 895 839 руб. 83 коп.

Указанная кадастровая стоимость была утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков № 32-0-1-98/3201/2019-20 от            25.01.2019 г. филиала по Брянской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25.01.2019 г.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Поскольку пятилетний срок со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости не истек, то срок обращения административного истца с данным административным иском не нарушен.

В силу ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Согласно абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу положений ст.ст. 400 и 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).

При этом, исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, законодатель, вводя для целей платы за использование земли государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка, равной его рыночной стоимости.

Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, влияют на ее права и обязанности, как плательщика налога на имущество физических лиц и земельного налога, то она вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пункта 4 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в силу ч. 5 ст. 247 КАС РФ лежит на административном истце.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 144 от 01.10.2019 г., выполненный                     ООО «Навигатор Права и Оценки», согласно которому рыночная стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости составляет:

- склада-магазина с кадастровым номером по состоянию на 16.04.2019 г. – 1 279 790 руб. 85 коп.;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 25.01.2019 г. – 559 335 руб. 24 коп.;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 25.01.2019 г. – 2 396 338 руб. 29 коп.

По ходатайству представителя административного истца                           Шаховой В.В. - Соловей А.П. определением Брянского областного суда от 11 декабря 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «РосЭкспертЪ».

Согласно заключению эксперта ООО «РосЭкспертЪ» от 27.01.2020 г. № 12-20 отчет об оценке № 144 от 01.10.2019 г., выполненный ООО «Навигатор Права и Оценки», соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки. Оценщиком не допущено нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости объектов оценки, а также иных нарушений, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Оценщиком правильно определены факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости. Ошибки при выполнении математических действий не допускались. Информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой.

В связи с соответствием отчета об оценке № 144 от 01.10.2019 г., выполненного ООО «Навигатор Права и Оценки», требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки, рыночная стоимость нежилого здания и земельных участков, указанных в отчете, по состоянию на 16.04.2019 г. и на 25.01.2019 г. экспертом не устанавливалась.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Заключение эксперта ООО «РосЭкспертЪ» от 27.01.2020 г. № 12-20 соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.

Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Заключение эксперта подготовлено лицом, имеющим соответствующее образование, квалификацию и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ.

Правильность заключения судебной экспертизы представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц не опровергнута.

С учетом совокупности собранных по делу доказательств, а также принимая во внимание правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Шаховой В.В. и необходимости установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке № 144 от           01.10.2019 г., выполненном ООО «Навигатор Права и Оценки».

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Материалами дела установлено, что административный иск подан Шаховой В.В. через своего представителя в суд 23 октября 2019 года.

С учетом изложенного датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости следует считать 23 октября 2019 года, т.е. дату его обращения в суд.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шаховой Валентины Владимировны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость:

- нежилого здания, наименование: склад-магазин, площадью                         122,6 кв. м, количество этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Б, в размере его рыночной стоимости – 1 279 790 руб. 85 коп. по состоянию на 16.04.2019 г.;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, площадью 1 868 +/- 9,21 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 559 335 руб. 24 коп. по состоянию на 25.01.2019 г.;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, площадью 8 003 +/- 17,89 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 396 338 руб. 29 коп. по состоянию на 25.01.2019 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать             23 октября 2019 года – дату обращения Шаховой В.В. с настоящим административным иском в суд.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца.

Судья                                                                Д.А. Цуканов

3а-115/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шахова Валентина Владимировна
Ответчики
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Другие
администрация Стародубского муниципального района
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
23.10.2019Регистрация административного искового заявления
23.10.2019Передача материалов судье
28.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Подготовка дела (собеседование)
20.11.2019Рассмотрение дела начато с начала
20.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2019Судебное заседание
10.02.2020Производство по делу возобновлено
27.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020Дело оформлено
19.05.2020Дело передано в архив
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее