Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Тесля Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балакиной К.С.
с участием истца – Баранова С.Ю.,
представителя ответчика – Лебедева М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>), в котором просит: обязать ответчика засчитать в страховой стаж истца период работы в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период обучения в Севастопольском Приборостроительном институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ОСФР по <адрес> назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет предпринимательскую деятельность. Согласно выписки из протокола заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан <адрес>, ему не включили период осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в ОСФР РФ по <адрес> о подтверждении периодов осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако получил ответ о невозможности установления Комиссией, поскольку будет превышать максимально возможную продолжительность – 15 лет. Учитывая, что истцу не учтен период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в суд, полагая свои права нарушенными, поскольку имеет общий страховой стаж 42 года.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить, указав, что в ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии обратился только при рассмотрении дела, приложив к заявлению все необходимые документы, подтверждающие период трудовой деятельности, однако полагает, что ему будет отказано, настаивал на рассмотрении и удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, считая, что права ФИО3 ответчиком не нарушены, поданное заявление находится на стадии рассмотрения, при этом в соответствии со ст.5.1 Закона №208-ФЗ продолжительность устанавливаемых Комиссией периодов не может превышать в общей сложности 15 лет страхового стажа, представил письменные возражения.
Заслушав пояснения истца и представителя ответчика, оценив доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО3 является гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона №-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь".
Согласно выписке № из протокола заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом принято решение считать установленным период осуществления ФИО3 предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в ОСФР по <адрес> подано заявление о назначении страховой пенсии по старости. ФИО3 полагает, что пенсионным органом неправомерно не учтен период его трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в период с 01.0.1995 по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение ответчиком по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не принято.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях". При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Частью 3 статьи 2 от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
В разъяснениях, данных в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирован в качестве физического лица-предпринимателя по законодательству ФИО2, осуществлял предпринимательскую деятельность на территории <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории ФИО2 по ДД.ММ.ГГГГ включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Часть вторая предполагает, что периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до ДД.ММ.ГГГГ, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Пунктом 6 части 2 статьи 5.1 Федерального закона N 208-ФЗ регламентировано, что установление комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, осуществляется на основании документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд ФИО2 за период до ДД.ММ.ГГГГ.
Законом ФИО2 "О пенсионном обеспечении" N 1788 от ДД.ММ.ГГГГ, а также Законом ФИО2 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" N 1058 от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшими на территории Республики Крым и <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ), было установлено, что для назначения пенсии учитывалась заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, которая учитывается на основании сведений персонифицированного учета.
Постановлением ФИО2 N 794 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено "Положение об организации персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования". Во исполнение названного постановления Пенсионным фондом ФИО2 совместно с Министерством труда и социальной политики и Государственной налоговой администрацией поэтапно с ДД.ММ.ГГГГ был введен автоматизированный персонифицированный учет сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Постановлением ФИО2 N 832 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден комплекс мер по поэтапному ведению на протяжении 1998 - 2000 годов в ПФУ автоматизированного персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
С учетом норм пенсионного законодательства, действующего на территории Республики Крым в период с 1994 года по 2000 год, предоставление отчетности о доходах, начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, не носило обязательного характера, сведения в Пенсионный фонд ФИО2 предоставлялись в добровольном порядке, путем оформления актов-сверок по расчетам с Пенсионным фондом. С 2000 года в Пенсионном фонде ФИО2 был введен персонифицированный учет, который осуществлялся в автоматизированном порядке.
На основании изложенного, в случае отсутствия сведений из автоматизированной системы Пенсионного фонда ФИО2 о перечисленных взносах, доказательством уплаты таких взносов могут быть квитанции об уплате налогов и взносов, налоговые декларации, акты сверок с Пенсионным фондом ФИО2 и т.д., однако таких документов истцом представлено не было.
Согласно пункту Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 Кодекса законов о труде Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, в спорный период предоставление отчетности о доходах, начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, не носило обязательного характера, сведения в Пенсионный фонд ФИО2 предоставлялись в добровольном порядке, путем оформления актов-сверок по расчетам с Пенсионным фондом ФИО2.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив отсутствие доказательств уплаты ФИО3 страховых взносов в пенсионный орган в спорный период, а также отсутствие иных доказательств, объективно подтверждающих фактическое осуществление предпринимательской деятельности в данный период, что является обязательным условием для включения спорного периода в страховой стаж, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения периода осуществления ФИО3 предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий страховой стаж.
Кроме того, с заявлением в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> истец обратился во время судебного разбирательства, каких-либо решений по его пенсионным правам не принималось, оценка пенсионных прав истца не производилась, подсчет страхового стажа истца не осуществлялся, в том числе не принималось решений о включении указанного периода работы либо об его исключении из страхового стажа истца.
Разрешая спор, суд исходит из того, что представление документов о трудовом стаже является обязанностью заявителя (гражданина, обратившегося с заявлением о назначении страховой пенсии по старости), страховая пенсия по старости назначается пенсионным органом с даты обращения лица, претендующего на ее назначение, с заявлением о назначении такой пенсии и приложением к этому заявлению всех необходимых документов. Поскольку ФИО3 в материалы дела не представлено доказательств обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее обращения с исковым заявлением в суд, а также доказательств его обращения в пенсионный орган с заявлением о содействии в истребовании документов, подтверждающих его трудовой стаж, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, требование истца о включении периодов осуществления предпринимательской деятельности, а также период обучения, об обязании назначить страховую пенсию, суд считает не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
исковое заявление ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий оставить без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 02 августа 2024 года.
Председательствующий Ю.В. Тесля