УИД 28RS0013-01-2018-000464-66
Дело № 33АП-269/19 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Ситникова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,
судей коллегии: Бережновой Н.Д., Будковой Т.Н.,
при секретаре: Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Мохарь (Тураевой) Л.М. к администрации Михайловского района Амурской области о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя администрации Михайловского района Амурской области на решение Михайловского районного суда Амурской области от 18 октября 2018 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения прокурора Петренко А.А., истца Тураевой Л.М., судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Мохарь Л.М. (Тураевой) обратился в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области об обязании предоставить Мохарь (Тураевой) Людмиле Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что Мохарь (Тураевой) Л.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мохарь Л.М. обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору спецнайма в соответствии с Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-0З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако до настоящего времени администрацией Михайловского района Мохарь Л.М. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Просит обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить Мохарь Л.М. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Михайловского района Амурской области, площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района Амурской области Мордвинкина А.В. на исковых требованиях настаивала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнила, что благоустроенное жилое помещение Мохарь (Тураевой) Л.М. должно быть предоставлено на территории с. Поярково.
В судебное заседание истец Мохарь (Тураева) Л.М. не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Амурской области – Бакшеева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Мохарь Л.М. обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в апреле 2017 года. В установленные сроки пакет необходимых документов был направлен в Министерство социальной защиты населения Амурской области для включения Мохарь Л.М. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области. В список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильём на территории Михайловского района, Мохарь Л.М. включена. Несмотря на наличие у Мохарь Л.М. права на получение жилья, администрация Михайловского района полагает, что в случае удовлетворения требований прокурора, будут нарушены права иных лиц, которые были признаны ранее Мохарь Л.М. нуждающимися в обеспечении жильем и включены в соответствующий список на обеспечение им. Указывает, что исполнение обязанности по предоставлению жилья лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от финансирования из областного бюджета. Так, в июне и июле 2017 года из областного бюджета выделялись средства на приобретение жилья для лиц, указанной категории, на которые были приобретены и предоставлены жилые помещения лицам указанной категории, поставленным в очередь на получение жилья ранее Мохарь Л.М. При этом администрацией района в адрес Министерства социальной защиты населения Амурской области 05.12.2017г., 23.05.2018 г., 08.08.2018г. были направлены заявки на выделение дополнительных средств на текущий финансовый год, для исполнения обязательств перед указанной категорией граждан. Поскольку администрация Михайловского района обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исполняет в объемах денежных средств, выделяемых областным бюджетом, просила в иске прокурора отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора - отдела образования администрации Михайловского района Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Решением Михайловского районного суда Амурской области от 18 октября 2018 года постановлено: исковые требования и.о. прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Мохарь (Тураевой) Л.М. о предоставлении жилого помещения - удовлетворить. Обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить Мохарь (Тураевой) Людмиле Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории с. Поярково Михайловского района Амурской области по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Михайловского района, ссылаясь на отсутствие средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, полагая доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Прокурор и истец Тураева Л.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств не заявлено.
С учетом мнения прокурора и истца, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав пояснения прокурора и истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Мохарь Людмила Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Ф.И.О.2 и Ф.И.О.3 лишены родительских прав в отношении дочерей Ф.И.О.14 и Ф.И.О.18 решением Михайловского районного суда Амурской области от 18.06.2001 г.
Из постановления главы администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области №40 от 20.03.2001г. следует, что несовершеннолетняя Мохарь Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на льготную очередь для получения жилья.
Постановлением главы Михайловского района Амурской области № 257 от 19.07.2001 года несовершеннолетняя Мохарь Л.М. временно определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
Из свидетельства о заключении брака серии I-ОТ № 732991 от 25 августа 2018 года следует, что Ф.И.О.4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Мохарь Людмила Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключили брак 25 августа 2018 года, после заключения брака жене присвоена фамилия «Тураева».
Из материалов дела следует, что Мохарь Л.М. в 2018 году закончила обучение в ГПОАУ Амурской области «<данные изъяты>», где получила квалификацию «педагог по физической культуре и спорту».
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Амурской области от 24.08.2018г. в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Мохарь (Тураевой) Л.М.
До настоящего времени истцу жилье не предоставлено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и пришел к выводу о том, что признанное за Мохарь Л.М. право на обеспечение жилым помещением, должно быть реализовано. Определяя муниципальное образование на территории которого должно быть предоставлено жилое помещение, суд исходил из того, что такая обязанность возникает у органа местного самоуправления по месту жительства истца, которым является администрация Михайловского района Амурской области.
Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.
Принимая во внимание, что истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ним право на обеспечение жилым помещением не реализовано, выводы суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности предоставить Мохарь (Тураевой) Л.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам соответствуют требованиям законности и обоснованности.
Приведенные в апелляционной жалобе администрации Михайловского района Амурской области доводы о том, что в настоящее время обязанность по обеспечению истца жилым помещением не может быть исполнена в связи с отсутствием средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, не заслуживают внимания и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку на его правильность не влияют.
Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.
В силу вышеприведенных норм непосредственная обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.
Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право истца не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Михайловского районного суда Амурской области от 18 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Михайловского района Амурской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
УИД 28RS0013-01-2018-000464-66
Дело № 33АП-269/19 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Ситникова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,
судей коллегии: Бережновой Н.Д., Будковой Т.Н.,
при секретаре: Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Мохарь (Тураевой) Л.М. к администрации Михайловского района Амурской области о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя администрации Михайловского района Амурской области на решение Михайловского районного суда Амурской области от 18 октября 2018 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения прокурора Петренко А.А., истца Тураевой Л.М., судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Мохарь Л.М. (Тураевой) обратился в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области об обязании предоставить Мохарь (Тураевой) Людмиле Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что Мохарь (Тураевой) Л.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мохарь Л.М. обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору спецнайма в соответствии с Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-0З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако до настоящего времени администрацией Михайловского района Мохарь Л.М. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Просит обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить Мохарь Л.М. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Михайловского района Амурской области, площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района Амурской области Мордвинкина А.В. на исковых требованиях настаивала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнила, что благоустроенное жилое помещение Мохарь (Тураевой) Л.М. должно быть предоставлено на территории с. Поярково.
В судебное заседание истец Мохарь (Тураева) Л.М. не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Амурской области – Бакшеева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Мохарь Л.М. обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в апреле 2017 года. В установленные сроки пакет необходимых документов был направлен в Министерство социальной защиты населения Амурской области для включения Мохарь Л.М. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области. В список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильём на территории Михайловского района, Мохарь Л.М. включена. Несмотря на наличие у Мохарь Л.М. права на получение жилья, администрация Михайловского района полагает, что в случае удовлетворения требований прокурора, будут нарушены права иных лиц, которые были признаны ранее Мохарь Л.М. нуждающимися в обеспечении жильем и включены в соответствующий список на обеспечение им. Указывает, что исполнение обязанности по предоставлению жилья лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от финансирования из областного бюджета. Так, в июне и июле 2017 года из областного бюджета выделялись средства на приобретение жилья для лиц, указанной категории, на которые были приобретены и предоставлены жилые помещения лицам указанной категории, поставленным в очередь на получение жилья ранее Мохарь Л.М. При этом администрацией района в адрес Министерства социальной защиты населения Амурской области 05.12.2017г., 23.05.2018 г., 08.08.2018г. были направлены заявки на выделение дополнительных средств на текущий финансовый год, для исполнения обязательств перед указанной категорией граждан. Поскольку администрация Михайловского района обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исполняет в объемах денежных средств, выделяемых областным бюджетом, просила в иске прокурора отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора - отдела образования администрации Михайловского района Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Решением Михайловского районного суда Амурской области от 18 октября 2018 года постановлено: исковые требования и.о. прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Мохарь (Тураевой) Л.М. о предоставлении жилого помещения - удовлетворить. Обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить Мохарь (Тураевой) Людмиле Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории с. Поярково Михайловского района Амурской области по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Михайловского района, ссылаясь на отсутствие средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, полагая доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Прокурор и истец Тураева Л.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств не заявлено.
С учетом мнения прокурора и истца, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав пояснения прокурора и истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Мохарь Людмила Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Ф.И.О.2 и Ф.И.О.3 лишены родительских прав в отношении дочерей Ф.И.О.14 и Ф.И.О.18 решением Михайловского районного суда Амурской области от 18.06.2001 г.
Из постановления главы администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области №40 от 20.03.2001г. следует, что несовершеннолетняя Мохарь Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на льготную очередь для получения жилья.
Постановлением главы Михайловского района Амурской области № 257 от 19.07.2001 года несовершеннолетняя Мохарь Л.М. временно определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
Из свидетельства о заключении брака серии I-ОТ № 732991 от 25 августа 2018 года следует, что Ф.И.О.4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Мохарь Людмила Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключили брак 25 августа 2018 года, после заключения брака жене присвоена фамилия «Тураева».
Из материалов дела следует, что Мохарь Л.М. в 2018 году закончила обучение в ГПОАУ Амурской области «<данные изъяты>», где получила квалификацию «педагог по физической культуре и спорту».
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Амурской области от 24.08.2018г. в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Мохарь (Тураевой) Л.М.
До настоящего времени истцу жилье не предоставлено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и пришел к выводу о том, что признанное за Мохарь Л.М. право на обеспечение жилым помещением, должно быть реализовано. Определяя муниципальное образование на территории которого должно быть предоставлено жилое помещение, суд исходил из того, что такая обязанность возникает у органа местного самоуправления по месту жительства истца, которым является администрация Михайловского района Амурской области.
Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.
Принимая во внимание, что истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ним право на обеспечение жилым помещением не реализовано, выводы суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности предоставить Мохарь (Тураевой) Л.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам соответствуют требованиям законности и обоснованности.
Приведенные в апелляционной жалобе администрации Михайловского района Амурской области доводы о том, что в настоящее время обязанность по обеспечению истца жилым помещением не может быть исполнена в связи с отсутствием средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, не заслуживают внимания и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку на его правильность не влияют.
Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.
В силу вышеприведенных норм непосредственная обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.
Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право истца не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Михайловского районного суда Амурской области от 18 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Михайловского района Амурской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: