г. Сыктывкар Дело №2-1193/2024 (№33-4431/2024)
УИД 11RS0001-01-2023-015242-38
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 17 июня 2024 года дело по апелляционной жалобе МВД по Республике Коми, МВД России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2024 года, которым
исковые требования и.о. прокурора Республики Коми, Брожик В.В. удовлетворены.
Признаны незаконными действия Отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми по приостановлению выплаты пенсии Брожик В.В..
Обязан Отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми возобновить выплату пенсии Брожик В.В.
Обязан Отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми выплатить Брожик В.В. неполученную пенсию за период с <Дата обезличена> года в размере 448 194 рубля 43 копейки.
Взыскана с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Брожик В.В. компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., объяснения представителя ответчика Малыш С.В., прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в интересах Брожик В.В. к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Республики Коми о признании незаконными действий по приостановлению выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии, возложении обязанности выплатить недополученную пенсию за период с <Дата обезличена> по настоящее время, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
Определением суда от 12.01.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Мартынов П.А.
Определением суда от 21.02.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения МВД по Республике Коми.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика МВД по Республике Коми и третье лицо Мартынов П.А. с иском не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном установлении фактических обстоятельств по делу с нарушением норм материального права.
Прокуратурой Республики Коми поданы письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика на доводах жалобы настаивал, прокурор просил решение суда оставить без изменения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено, что заключением начальника отделения ОПО ЦФО МВД по РК с <Дата обезличена> Брожик В.В. назначена пенсия по случаю потери кормильца ... с установлением районного коэффициента ...
Ранее в период с <Дата обезличена> Брожик В.В. являлась получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД, выплата прекращена с <Дата обезличена> в связи с переходом на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Брожик В.В. с <Дата обезличена> зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>
В заявлении от <Дата обезличена> Брожик В.В. сообщила начальнику отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми, что зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <Адрес обезличен>
<Дата обезличена> МВД по Республике Коми направило по адресу проживания Брожик В.В. уведомление о необходимости предоставления в Отдел пенсионного обслуживания заверенной копии паспорта, заявления о применении районного коэффициента и анкетные данные, обязательство, копию СНИЛС. Разъяснено, что в случае, если указанные документы не будут своевременно предоставлены, выплата пенсии с <Дата обезличена> будет производиться без районного коэффициента.
<Дата обезличена> Брожик В.В. направлено аналогичное уведомление, установлен срок для предоставления документов – <Дата обезличена>
С <Дата обезличена> выплата Брожик В.В. пенсии была пересмотрена в сторону уменьшения за счет районного коэффициента ... по Усть-Вымскому району Республики Коми, поскольку в ОПО ЦФО МВД по Республике Коми имеются сведения, которые не подтверждают проживание Брожик В.В. в <Адрес обезличен>
Согласно докладной начальника ОМВД России по Усть-Вымскому району от <Дата обезличена> по результатам проверки установлено, что Брожик В.В., проживающая по адресу: <Адрес обезличен>, в настоящее время дома отсутствует, так как, со слов родственников, в <Дата обезличена> года выехала на ... в гости к родственникам, где в последующем заболела новой коронавирусной инфекцией. На данный момент в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины не имеет возможность выехать к постоянному месту жительства.
С <Дата обезличена> выплата пенсии была приостановлена, поскольку Брожик В.В. выехала и фактически не проживает на территории Республики Коми, свои обязательства о своевременном уведомлении ОПО ЦФО МВД по Республике Коми не выполнила.
Разрешая исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Конституция Российской Федерации в статье 7 предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (часть 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.
Порядок исчисления пенсий регламентирован разделом V «Исчисление пенсий» (статьи 43 - 49) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
В силу статьи 48 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Статье 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 № 7 (далее также - Инструкция).
Пунктом 3 Инструкции установлено, что пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России.
Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя, в том числе, своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (пункты 4, 4.1 Инструкции).
Центры пенсионного обслуживания, отделы (отделения, группы) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне обеспечивают своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий и осуществляют контроль за правильностью и своевременностью выплаты пенсий (пункты 4.1,4.3).
Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что пенсии пенсионерам МВД России назначаются пенсионными органами по последнему месту службы сотрудника. Пособия, компенсации, а также иные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, назначаются пенсионными органами по месту жительства или месту пребывания.
В соответствии с пунктами 34 и 41 Инструкции выплата пенсионерам МВД России пенсий, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров МВД России в пределах территории Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Банка на основании необходимых документов (разрешений) с указанием конкретных сумм выплат путем перевода учреждениями (филиалами) Банка денежных сумм во вклады пенсионеров МВД России, открытые в учреждениях (филиалах) Банка или иных кредитных организациях (банках) на территории Российской Федерации, либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. При изменении пенсионером МВД России, с которого производится взыскание излишне выплаченной суммы пенсии, места жительства или места пребывания в пределах территории Российской Федерации его пенсионное дело вместе с заключением о переплате и карточкой (приложение № 10 к Инструкции) пересылается пенсионным органом по новому месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России для контроля взыскания задолженности.
Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (пункт 51 Инструкции).
Настаивая на позиции о законности своих действий, ответчик указывал, что о своем проживании за пределами Республики Коми Брожик В.В. в пенсионный орган соответствующие сведения не предоставляла, подтверждения факта проживания на территории Республики Коми от нее также не поступали, направляемая на адрес ее жительства корреспонденция оставалась без ответа, с <Дата обезличена> года по вопросам ее пенсионного обслуживания обращается только представитель по доверенности.
Вместе с тем, судом установлено, что указанные обстоятельства вызваны уважительными причинами, которые не могут быть поставлены в вину истцу.
Установлено, что <Дата обезличена> Брожик В.В. выехала за пределы территории Российской Федерации в ... для посещения могилы своего супруга Брожика В.А., возвращение ее в ... стало невозможным по независящим от нее обстоятельствам – в связи с прекращением сообщения между ..., сначала ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, а в последующем в связи с проведением специальной военной операции, при которой транспортное сообщение между ... было полностью прекращено, в том числе через соседние страны. Указанные обстоятельства являются общеизвестными и не нуждаются в доказывании на основании части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При этом судом установлено, что Брожик В.В. является гражданкой Российской Федерации, доказательств наличия у неё вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, не имеется.
Кроме того, суд принял во внимание, что нотариусом ... <Дата обезличена> выдано свидетельство, которым удостоверено, что Брожик В. г.р., является живой, проживает по адресу: <Адрес обезличен>, ее личность установлена. Документ переведен с украинского языка на русский язык. Подлинность подписи переводчика удостоверена ФИО22., временно исполняющей обязанности нотариуса ФИО23
Судом учтено, что доказательств того, что имеются объективные признаки смены Брожик В.В. постоянного места жительства (такие как снятие с регистрационного учета в ..., регистрация на территории иностранного государства по месту жительства, трудоустройство в иностранном государстве, подача документов на получение вида на жительство или гражданства иностранного государства, приобретение недвижимого имущества в иностранном государстве и т.д.) не представлено, как и доказательств получения Брожик В.В. пенсии того же вида в ...
Учитывая установленные обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что приостановление выплаты Брожик В.В. пенсии по потере кормильца при отсутствии бесспорных доказательств смены постоянного места жительства является незаконным, в связи с чем удовлетворил требования прокурора о признании действий ответчика по приостановлению выплаты пенсии незаконными, возложив на Отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми обязанность возобновить Брожик В.В. выплату пенсии и выплатить недополученную пенсию за период с <Дата обезличена> года в размере ... руб.
Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд руководствовался положениями ст.ст. 150, 151 Гражданского кодекса РФ, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 и исходил из того, что действиями ответчика, выразившимися в незаконном приостановлении выплаты пенсии, нарушено конституционное право истца на получение пенсионного обеспечения в полном размере, она была лишена единственного источника средств существования, что свидетельствует о нарушений её прав на достойное существование и является частью личных неимущественных прав человека и гражданина.
С учетом характера нарушения прав истца, степени нравственных страданий, возраста, длительности нарушения, степени вины должностных лиц в нарушении прав истца и учитывая требования разумности и справедливости, суд определил размер денежной компенсации морального вреда, причиненного Брожик В.В., в размере ... руб.
Апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии с расчетом взыскиваемой суммы и размером компенсации морального вреда, в связи с чем судебной коллегией в указанной части решение суда не проверяется.
Доводы апеллянта о том, что истец более ... лет проживает на территории ..., что свидетельствует о её выезде с постоянного места жительства, были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены в силу того, что действительно с <Дата обезличена> года истец неоднократно выезжала на территорию ..., в том числе после назначения ей пенсии по потере кормильца с <Дата обезличена> однако указанное не свидетельствует о постоянном проживании Брожик В.В. на территории иностранного государства. Доказательств тому не представлено.
В рассматриваемом случае Брожик В.В. в силу сложившихся общеизвестных обстоятельств не может выехать с территории ... и проживать по месту регистрации. Доводы ответчика о том, что коронавирусные ограничения были отменены в <Дата обезличена>, а выехать в Россию возможно через третьи страны, судебной коллегией во внимание не принимаются, учитывая тот факт, что истцу приостановлена выплата пенсии и она лишена средств к существованию. Возможность выезда истца в Россию является предположением ответчика и ничем не подтверждена. Общеизвестным является факт того, что границы между ... не обеспечивают транзит граждан РФ.
Доводы представителя ответчика, что истец на законных основаниях проживает в ..., поскольку в противном случае она была бы депортирована в Россию также являются голословными.
Ссылка в жалобе на то, что свидетельство частного нотариуса ..., подтверждающее факт нахождения Брожик В. года рождения в живых, подлежит легализации путем проставления апостиля, на правильность выводов суда не влияет.
Указанное свидетельство подтверждает нахождение Брожик В. на территории ..., что согласуется с иными доказательствами по делу, и признается сторонами. При этом не имеется оснований сомневаться, что нотариусом удостоверена личность иного лица, а не Брожик В.В.
Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденная Приказом МВД России от <Дата обезличена> <Номер обезличен> для возобновления выплаты пенсии не предусматривает предоставление документа, подтверждающего нахождение пенсионера в живых.
Основанием для приостановления выплаты пенсии является только поступление документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы РФ в иностранное государство, такие документы у ответчика отсутствовали, соответственно действия ответчика были незаконными и никак не связаны с подтверждением факта нахождения в живых истца.
Ссылка апеллянта на Соглашение стран СНГ от 24.12.1993 ошибочна, поскольку Брожик В.В. на постоянное место жительства за пределы РФ в ... не выезжала, не меняла постоянного места жительства в Республике Коми, соответственно у истца пенсионных прав в соответствии с положениями данного Соглашения не возникло.
Как указывал Конституционный Суд РФ, наличие у пенсионного органа сомнений в том, правильно ли выплачивается назначенная пенсия, само по себе не может являться достаточным основанием для прекращения либо приостановления выплаты пенсии или производстве удержаний из пенсии. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановление от 26.02.2018 №10-П).
При разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по Республике Коми, МВД России - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи