Решение по делу № 2-369/2020 от 13.12.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.09.2020 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Ильиной И.П., с участием представителя истца Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - Санжиевой Э.И., представителя ответчика Шабанова А.В. - Беликовой Н.В., представителя третьего лица ДПК «Родные просторы» - Дворникова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-369/2020 по иску Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области к Шабанову ФИО12 о признании права собственности отсутствующим, а также по встречному исковому заявлению Шабанова ФИО13 к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности исключить сведения о земельном участке из Государственного лесного реестра,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что ответчику Шабанову Ю.В. на основании договора купли-продажи от 28.10.2018 принадлежит земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский городской округ, территория Дачного некоммерческого товарищества «Клевер», <адрес>, земельный участок №40817810604900317040А, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства (организация дачного хозяйства).

При сопоставлении сведений ГКН и государственного лесного реестра установлено фактическое расположение земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 в границах земельного участка лесного фонда в границах квартала 8 (выделы 63, 64) урочище совхоз Бородулинский Центральное участковое лесничество ГКУ СО «Сысертское лесничество».

Согласно выписке из государственного лесного реестра N 155-вн от 18.11.2019 площадь квартала 8 (выделы 63, 64) урочище совхоз Бородулинский Центральное участковое лесничество ГКУ СО «Сысертское лесничество» составляет 5,7 га, правообладателем участка является Российская Федерация, основанием пользования участком являются материалы лесоустройства.

Ответчик Шабанов Ю.В. заявленные требованиям не признал, обратился в суд со встречным иском об исключении из Государственного лесного реестра сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 в пределах земельного участка лесного фонда площадью 5,7 Га в границах квартала 8 (выделы 63, 64) урочище совхоз Бородулинский Центральное участковое лесничество ГКУ СО «Сысертское лесничество», указав, что земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 образован в результате выделения и перераспределения земельных участков из первоначального земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, предоставленного ДПК «Родные просторы» на основании постановления Администрации Сысертского городского округа от 06.10.2011№40817810604900317040.

В силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ сведения о земельном участке с кадастровым номером №40817810604900317040, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости имеют приоритет перед данными, содержащимися в Государственном лесном реестре, об отнесении указанного земельного участка к землям лесного фонда.

В судебном заседании представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> - ФИО7 исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила: Признать отсутствующим право собственности Шабанова Юрия Владимировича на часть земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 расположенного по адресу <адрес>, примерно 250 м по направлению на северо-запад относительно ориентира <адрес>, ДНТ «Клевер», места общего пользования, в следующих координатах границ:

    X        Y

1    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>    

Встречные исковые требования не признала, указав, что в рамках настоящего спора не могут быть применены положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, фактически земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 относится к колхозным (совхозным) лесам и никогда не являлся землей сельскохозяйственного назначения. Земельный участок покрыт многолетними древесными насаждениями от 40 до 100 лет, что исключает использование участка для сельского хозяйства.

Представитель ответчика Шабанова А.В. - Беликова Н.В. в судебном заседании первоначальный иск не признала по доводам, изложенным во встречном иске.

Встречные исковые требования поддержала в полном объеме, просила: Обязать Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> исключить из Государственного лесного реестра сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 в пределах земельного участка лесного фонда площадью 5,7 Га в границах квартала 8 (выделы 63, 64) урочище совхоз Бородулинский Центральное участковое лесничество ГКУ СО «Сысертское лесничество». Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Представитель третьего лица ДПК «Родные просторы» - Дворников А.А. в судебном заседании первоначальные исковые требования не признал.

Представители третьих лиц Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, Администрации Сысертского городского округа, ГКУ СО «Сысертское лесничество», Управления Росреестра по <адрес>, ДНТ «Клевер», ООО «Бородулинское» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В свою очередь частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие, предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (пункт 3 статьи 70.1. Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно статей 67, 68 Лесного кодекса РФ на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе таксацию лесных участков (пункт 4 части 1 статьи 68).

Таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов).

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда является информация в виде выписок из государственного лесного реестра, таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.

Как следует из части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, государственным органам субъектов Российской Федерации делегируются полномочия по представлению интересов собственника в области лесных отношений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственным органом, уполномоченным на предоставление лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПП «О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области», является Министерство.

Судом установлено, что ответчик Шабанов Ю.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного по адресу <адрес>, Сысертский городской округ, территория Дачного некоммерческого товарищества «Клевер», <адрес>, земельный участок №40817810604900317040А, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства (организация дачного хозяйства), запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости № 66:25:№40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 12-17).

Земельный участок с кадастровым номером 66№40817810604900317040 образован в результате выделения и перераспределения земельных участков из первоначального земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного на территории Свердловской области в Сысертском районе (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), находящегося в государственной собственности.

На основании акта выбора земельного участка №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Администрации Сысертского городского округа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта выбора №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного примерно в 3,5 км по направлению на северо-запад относительно ориентира <адрес>» образован земельный участок площадью 527319 кв.м. путем раздела земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного на территории Свердловской области в Сысертском районе (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), находящегося в государственной собственности.

Постановлением Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 «Об образовании, утверждении схемы расположения земельного участка на территории Свердловской области в Сысертском районе» на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ ДПК «Родные просторы» предварительно согласовано предоставление ДПК «Родные просторы» земельного участка в соответствии со схемой расположения, с разрешенным использованием для дачного строительства (организации дачного хозяйства).

Постановлением Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 «О предоставлении в аренду земельного участка дачному потребительскому кооперативу «Родные просторы», земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 527319 кв.м. с разрешенным видом использования для дачного строительства (организация дачного хозяйства), образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, предоставлен ДПК «Родные просторы» в аренду сроком на 20 лет.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Сысертского городского округа и ДПК «Родные просторы» заключен договор аренды №40817810604900317040.

Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 19.07.2013 № 2404 «О предоставлении земельных участков гражданам членам дачного потребительского кооператива «Родные просторы» в собственность» сформированный из земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040, площадью 36529,0 кв.м. с разрешенным использованием для дачного строительства (организации дачного хозяйства), местоположение: <адрес>, примерно в 3,5 км. по направлению на северо-запад относительно ориентира село Кашино, дачный потребительский кооператив «Родные просторы», был предоставлен в собственность бесплатно ДПК «Родные просторы».     

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ДПК «Родные просторы» на земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 66-66-19/041/2013-455, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 «Об определении местоположения земельных участков» земельному участку с кадастровым номером №40817810604900317040 определено местоположение: <адрес>, примерно в 250 м по направлению на северо-запад относительно ориентира <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Клевер».

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Шабанов Ю.В. приобрел земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 у ДПК «Родные просторы», право собственности на приобретенный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (запись в Единый государственный реестр недвижимости за № №408178106049003170402), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 57).

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении границ земельных участков» взамен земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 ответчику ФИО3 перешел в собственность земельный участок площадью 37218,0 кв.м. с кадастровым номером №40817810604900317040 (запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости за № 66№40817810604900317040-66/019/-1 от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 29.11.2019 №40817810604900317040 «О присвоении адреса земельному участку, расположенному на территории Дачного некоммерческого товарищества «Клевер» Сысертского городского округа Свердловской области» земельному участку с кадастровым номером: №40817810604900317040 присвоен адрес: РФ, <адрес>, Сысерсткий городской округ, территория Дачного некоммерческого товарищества «Клевер», <адрес>, земельный участок №40817810604900317040А. Внесение сведений об адресе в Единый государственный реестр недвижимости подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из материалов дела, при сопоставлении сведений ГКН и государственного лесного реестра установлено фактическое расположение земельного участка КН №40817810604900317040 в границах земельного участка лесного фонда в границах квартала 8 (выделы 63, 64) урочище совхоз Бородулинский Центральное участковое лесничество ГКУ СО «Сысертское лесничество».

Согласно выписке из государственного лесного реестра №40817810604900317040-вн от ДД.ММ.ГГГГ площадь квартала 8 (выделы 63, 64) урочище совхоз Бородулинский Центральное участковое лесничество ГКУ СО «Сысертское лесничество» составляет 5,7 га, правообладателем участка является Российская Федерация, основанием пользования участком являются материалы лесоустройства, документы передачи участков лесного фонда, ранее находившихся во владении Минсельхоза России (том 1, л.д. 18-19).

По результатам осмотра лесного участка Министерством составлен Акт №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлена незаконная рубка лесных насаждений в границах выдела 64 квартала 8 (том 1, л.д. 41-44).

По факту незаконной рубки ГКУ СО «Сысертское лесничество» составлен акт о лесонарушении, произведен расчет ущерба. Ущерб лесному фонду составил 7 702 911 рублей (том 1, л.д. 45-47).

Правовой статус колхозных лесов определялся Положением о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144.

Пунктом 1 данного Положения предусматривалось, что колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. В Состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.

Ранее действовавшим законодательством леса, как и другие природные богатства, были национализированы и стали достоянием народа (Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "О лесах" от 27 (14) мая 1918 г.).

Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (Закон СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" - далее Основы лесного законодательства).

Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование (ст. 4 Основ лесного законодательства).

Пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утв. постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.

Таким образом, основным признаком колхозных лесов, отличавшим их от иных лесов, входивших в государственный лесной фонд, являлось их нахождение на землях, закрепленных на праве бессрочного пользования за колхозами.

При этом площадь колхозных лесов определялась при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования.

Согласно Проекту плана ведения лесного хозяйства птицесовхоза «Бородулинский» Сысертского межколхозного лесхоза общая площадь совхоза по состоянию на 01.11.1972 составляла 7558 га, из которых площадь лесного фонда 2428 га. Согласно протоколу первого лесоустроительного совещания от 05.05.1973 площадь предъявленная к лесоустройству по совхозу составила 2540 га.

По результатам лесоустройства проведено второе лесоустроительное совещание, которым с 01.01.1974 введен в действие План ведения лесного хозяйства птицесовхоза «Бородулинский» Сысертского межколхозного лесхоза.

Согласно Земельному балансу птицесовхоза (таблица 2) состав земель по состоянию на 1973 составил 7558 га, в том числе лесная площадь 2540 га.

По результатам лесоустройства 1973-1974 годов составлен План лесонасаждений Бородулинского птицесовхоза площадью 2224 га (лесоустроенная площадь).

Последнее (действующее в настоящий момент) лесоустройство урочища совхоза Бородулинский проведено в 1996 году, о чем составлен Перспективный план ведения лесного хозяйства Сысертского МХЛ.

Протоколом второго лесоустроительного совещания по устройству лесов Белоярского МХЛ от 16.10.1996 материалы лесоустройства (планшеты, планы лесонасаждений, таксационные описания) введены в действие.

В соответствии с таблицей 2.I.2 в структуру лесхоза входят 4 лесничества, в том числе Бородулинское Совхоз «Бородулинский» площадью 2014 га.При этом изменений в части спорной территории (квартал 8 выделы 63, 64) не последовало.

То есть согласно материалам лесоустройства 1973-1974 годов и 1996 года квартал 8 отнесен к лесным землям, что следует из Плана лесонасаждений Бородулинского птицесовхоза 1973 года и Плана лесонасаждений совхоза «Бородулинский» 1995 года, лесоустроительного планшета № 6.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

При этом основой для реестра являются материалы лесоустройства (государственной инвентаризации лесов).

Согласно пункту 18 приказ Минприроды России от 14.11.2016 № 592 «Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов» результаты государственной инвентаризации лесов используются для внесения документированной информации в государственный лесной реестр, при внесении изменений в лесные планы субъектов Российской Федерации, проведении лесоустройства, государственного лесопатологического мониторинга, государственного мониторинга воспроизводства лесов, плановых и внеплановых проверок исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, при осмотре мест рубок и выявлении нарушений лесного законодательства, при проведении обязательных проверок при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства (пункт 2.2.9).

Таким образом, составной частью государственного лесного реестра являются действующие материалы лесоустройства. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

В силу действующего законодательства доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт–схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду).

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении от 24.06.2014 № 4890/14 по делу № А67-1041/2013, идентификация лесных участков ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний). При проведении кадастровых работ в отношении ранее учтенных лесных участков должны приниматься во внимание материалы лесоустройства (абзац 5 страницы 13 Постановления).

Игнорирование разработанных и утвержденных в установленном порядке материалов лесоустройства, содержащих сведения о границах, местоположении и площади лесных участков, ведет к незаконному распоряжению данными участками со стороны третьих лиц, их использованию в целях, не связанных с осуществлением лесопользования, а также исключения их из состава федеральной собственности.

Доказательствами, подтверждающими отнесение того или иного участка к землям лесного фонда, помимо данных государственного кадастра недвижимости, являются сведения из государственного лесного реестра, лесохозяйственного регламента лесничества, а также разработанные в установленном порядке планшеты и планы лесонасаждений.

Доказательствами наличия права собственности Российской Федерации на лесной участок, расположенный на территории урочища совхоз Бородулинский Центрального участкового лесничества ГКУ СО «Сысертское лесничество» являются: 1) выписка из государственного лесного реестра № 155-вн от 18.11.2019; 2) лесохозяйственный регламент Сысертского лесничества; 3) планшет № 6 Сысертского МХЛ Бородулинское лесничество совхоз «Бородулинский» и план лесонасаждений; 4) таксационное описание квартала 8; 5) перспективный план ведения лесного хозяйства ТОО Сысертский МХЛ.

На момент проведения лесоустройства урочища совхоза Бородулинский проведено в 1996 году, введенного в действие Протоколом второго лесоустроительного совещания по устройству лесов Белоярского МХЛ от 16.10.1996 действовали Основы лесного законодательства Российской Федерации утвержденные ВС РФ 06.03.1993 № 4613-1.

Лесоустройство Белоярского МХЛ произведено в соответствии с требованиями раздела VI Основ лесного законодательства, Инструкцией по устройству колхозных и совхозных лесов системы Министерства сельского хозяйства СССР, утвержденной Минсельхозом и Гослесхозом СССР 29.07.1974.

Согласно одному из первичных земельно-учетных источников - Перспективному плану ведения лесного хозяйства Сысертского МХЛ лесхоз организован в 1970 году на основании приказа по производственному объединению «Свердловскмежхозлес». В соответствии с таблицей I.I.I в структуру лесхоза входят 4 лесничества, в том числе Бородулинское Совхоз «Бородулинский» площадью 2014 га.

В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977, все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: 1) леса государственного значения; 2) колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование (статья 4 Основ).

Таким образом, леса, находящиеся в исключительной государственной собственности (статья 3 Основ), располагались на землях, также находящихся в собственности государства.

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке (часть третья статьи 4 Основ лесного законодательства).

Границы земель лесного фонда определялись по результатам проведения лесоустройства (статья 49 Основ лесного законодательства), по итогам которого подготавливались планы лесных насаждений, содержащие сведения о данных границах.

В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 № 4613-1 во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами. То есть, колхозы и совхозы являлись только владельцами лесных земель, но не их собственниками, собственником же оставалось государство.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (в том числе, бывшие колхозные леса).

В дальнейшем колхозные леса предоставлялись колхозам и совхозам в безвозмездное пользование для обеспечения собственных потребностей в древесине. Земли, в том числе покрытые лесом, были предоставлены сельскохозяйственному предприятию Бородулинский в постоянное пользование согласно свидетельству от 29.10.1993 всего 6639 га, из которых прочих угодий 2549 га.

В соответствии с экспликацией земель по сельхозпредприятию на 1992 год в пользовании находились лесные площади 2114 га (письмо Сысертского отдела Управления Росреестра по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040) (том 2, л.д. 166).

В соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Российской Федерации и <адрес> о разграничениях в сфере управления государственной собственностью (Москва, ДД.ММ.ГГГГ, №40817810604900317040). В прилагаемом перечне государственных предприятий и учреждений, передаваемых в государственную собственность <адрес> значится совхоз «Бородулинский», <адрес> (том 2, л.д. 177-181).

Вместе с тем, совхоз «Бородулинский» владел предоставленными ему участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем имеется свидетельство №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д. 167).

В статье 2 указанного Соглашения прямо указано, что к федеральной собственности относятся объекты государственной собственности, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.

Таким образом, статус федеральной государственной собственности на земли государственного лесного фонда настоящим соглашением изменен не был, в собственность <адрес> были переданы только федеральные государственные предприятия как имущественные комплексы.

В ст. 12 указанного Соглашения отдельно оговорено, что настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области, вступает в силу со дня подписания. Настоящее соглашение подписано в период действия Основ лесного законодательства (1993 г.), статья 10 которых предусматривала, что лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства; во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

Таким образом, из первичных земельно-учетных документов и Соглашения от 12.01.1996 следует, что совхоз «Бородулинский» владел частью государственного лесного фонда.

В последующем решений о переводе площадей лесного фонда из одной категории в другую не принималось, материалы лесоустройства в части квартала 8 (выделы 63, 64) урочище совхоз Бородулинский не отменялись.

В соответствии с Основами лесного законодательства, Положением о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 № 144 в ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.

При этом, земли лесного фонда, находившиеся в бессрочном пользовании совхоза Бородулинский, ошибочно отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, из государственной собственности такие земли не выбывали.

В отношении земель лесного фонда имеются действующие материалы лесоустройства, которые указывают на принадлежность участка.

На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу части 2 этой статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

При этом земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Так, местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

В связи с чем, сам по себе формальный учет земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 как земли сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности его отнесения к землям лесного фонда.

Доводы ответчика о необходимости применения положений Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судом отклоняются.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 относится к колхозным (совхозным) лесам и никогда не являлся землей сельскохозяйственного назначения.

Согласно таксационному описанию (1994 год) квартала 8 урочища совхоз Бородулинский, спорный земельный участок покрыт многолетними древесными насаждениями от 40 до 100 лет (по состоянию на 2020 год возраст насаждений от 66 лет) (том 1, л.д. 48).

Подтверждением наличия на участке насаждений также являются Акт о лесонарушении от 26.11.2019, Акт № 12-11-06/94 от 28.11.2019, фотоматериалы.

Согласно публичной кадастровой карте земельный участок полностью покрыт лесом, что исключает использование участка для сельского хозяйства (том 2, л.д. 92).

Сами по себе положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не исключают возможность рассмотрения между сторонами спора о праве.

Выписка из государственного лесного реестра № 155-вн от 18.11.2019 подготовлена на основании материалов лесоустройства в отношении квартала 8 урочища совхоз «Бородулинский».

Судом также не принимаются доводы ответчика о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда в границах квартала 8 (часть выдела 63, 64) урочище совхоз Бородулинский Центральное участковое лесничество ГКУ СО «Сысертское лесничество» не зарегистрировано, ГКН сведений о координатах характерных точек границ указанного земельного участка не содержит, межевание участка не проводилось, привязка к кадастровому кварталу отсутствует.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 06.02.2017 N 310-3С16-10203, в силу ст. 8 ЗК РФ и ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении всего спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда.

Статьей 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.

Отсутствие установленных границ лесного участка не свидетельствует о невозможности установления наложения участков.

Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» подготовлено заключение о наличии пересечения земельного участка с КН №40817810604900317040 и земельного участка лесного фонда в границах квартала 8 (часть выдела 63, 64) урочище совхоз Бородулинский Центральное участковое лесничество ГКУ СО «Сысертское лесничество».

Согласно заключению площадь наложения составляет 29098 кв.м, определены координаты поворотных точек.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Рослесинфорг» является учреждением осуществляющим работы по проектированию лесничеств и лесопарков (пункт 3.2.2), обеспечению установления границ лесничеств (пункт 3.2.3), проведение кадастровых работ и землеустроительных работ (пункт 3.3.2). Для осуществления геодезической и картографической деятельности ФГБУ «Рослесинфорг» выдана лицензия.

Оснований не доверять выводам специалиста у суда не имеется.

Согласно абзацу пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

При этом суд не может признать добросовестным совершение сделки с участком №40817810604900317040, поскольку материалами дела подтверждается наличие на большей части участке именно леса, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, на большей своей части на участке расположен лесной массив, не относящийся ни к пашням, ни к пастбищам, ни к сенокосам и т.д.

Более того, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены доказательства использования участка с кадастровым номером №40817810604900317040, именно как участок сельскохозяйственного назначения.

Исходя из указанных положений закона и разъяснений высших судебных инстанций, установив, что участок с кадастровым номером №40817810604900317040 сформирован из земель государственного лесного фонда, при этом на участке располагаются лесные насаждения, участок в большей части покрыт лесом, фактически ответчик не использует участок с кадастровым номером №40817810604900317040 именно как участок сельскохозяйственного назначения, учитывая, что имеет место наложение участка с кадастровым номером №40817810604900317040 и земельного участка лесного фонда в границах квартала 8 (часть выдела 63, 64) урочище совхоз Бородулинский Центральное участковое лесничество ГКУ СО «Сысертское лесничество», суд приходит к выводу об удовлетворении первоначальных исковых требований Министерства, исключив наложение на лесной участок земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, и об отказе в удовлетворении встречного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области к Шабанову ФИО14 о признании права собственности отсутствующим, удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Шабанова ФИО15 на часть земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного по адресу <адрес>, примерно 250 м по направлению на северо-запад относительно ориентира <адрес>, ДНТ «Клевер», места общего пользования, в следующих координатах границ:

    X        Y

1    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>    

Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

В удовлетворении встречного искового заявления Шабанова ФИО16 к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности исключить сведения о земельном участке из Государственного лесного реестра, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья                                   Мурашов А.С.

Решение изготовлено 06.09.2020

2-369/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологиии Свердловской области
Ответчики
Шабанов Юрий Владимирович
Другие
ДПК "Родные просторы"
ООО "Бородулинское"
ДНТ "Клевер"
Федеральное агентство лесного хозяйства
Управление ФРС по СО
Администрация Сысертского городского округа
ГКУ СО "Сысертское лесничество"
Департамент лесного хозяйства по уральскому Федеральному округу
Суд
Сысертский районный суд Свердловской области
Судья
Мурашов Алексей Сергеевич
Дело на странице суда
sysertsky.svd.sudrf.ru
13.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
21.07.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
06.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее