Решение по делу № 2-67/2013 (2-3278/2012;) от 31.10.2012

Дело № 2-67/2013

Решение

Именем Российской Федерации

18 января 2013 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при секретаре: Шарабуряк Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дижура Г.И. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, КУИ г. Серпухова Московской области о регистрации перехода права собственности на земельный участок,

Установил:

Истец Дижур Г.И. обратился в суд с иском к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и с учетом уточненных исковых требований просит признать отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный в границах Муниципального образования «Город Серпухов Московской области» <адрес>, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома и исключить из ЕГРП запись регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, <адрес>.

Свои требования мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <дата>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты>., с кадастровым <номер>, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов. На основании постановлений Главы г. Серпухова <дата> <номер>, <дата> <номер>, <дата> <номер>, <дата> <номер> указанный земельный участок предоставлен истцу по договору аренды <номер> <дата>, заключенный между Дижур Г.И. и КУИ г. Серпухова Московской области, зарегистрирован МОРП <дата> <номер>. <дата> истец подписал соглашение о расторжении договора аренды земли <номер> <дата>, так как в дальнейшем хотел получить указанный земельный участок в собственность. На основании Постановления Главы г. Серпухова <дата> <номер> <дата> между истцом и КУИ г. Серпухова Московской области был заключен договор купли-продажи земельного участка <номер>, предметом которого является приобретение земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенный <адрес>. Согласие супруги на совершение сделки купли-продажи земельного участка имеется и нотариально удостоверено <дата> Цена договора составила <данные изъяты>. Расчет между сторонами произведен полностью до подписания договора купли-продажи, что подтверждается квитанцией о выкупе земельного участка <дата>. <дата> был подписан передаточный акт земельного участка. <дата> истец подал документы на государственную регистрацию сделки – соглашения о расторжении договора аренды и, соответственно, документы на государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок и <дата> получил уведомление о приостановлении государственной регистрации, в котором было указано, что по данным ЕГРП на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации. Между тем, соглашение о расторжении договора аренды заключено между физическими лицами с одной стороны и КУИ г. Серпухова Московской области, действующим в интересах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» - с другой. Заявление и оплата госпошлины за государственную регистрацию произведено также муниципальным образованием. Таким образом, сторона соглашения (муниципальное образование) распорядилось не принадлежащим ей объектом. Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации сделки – соглашения о расторжении договора аренды в отношении указанного земельного участка, а также перехода права собственности и права собственности на земельный участок, регистрация возможна только после устранения причин, послуживших основанием для приостановления. Устранить самостоятельно причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации сделки, перехода права собственности и права собственности на земельный участок истец не может, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.

Истец Дижур Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив, что на предоставленном ему земельном участке расположен жилой дом, на который за истцом зарегистрировано право собственности; обязательства по договору аренды он исполнял надлежаще; заключён договор купли-продажи спорного земельного участка, который является действующим договором и никем не оспорен.

Представитель ответчика - Территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, возражений относительно заявленных исковых требований не предоставил.

Представитель ответчика – КУИ г. Серпухова Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, возражений относительно заявленных исковых требований не предоставил.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной регистрационной службы по МО (отдела по г. Серпухов) - в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, возражений относительно заявленных исковых требований не предоставил, предоставил заявление о рассмотрении дела без участия его представителя (л.д. 43).

При указанных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, проверив материалы дела, суд находит исковые требования Дижур Г.И. подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что спорным является земельный участок, площадью <данные изъяты>., с кадастровым <номер>, расположенный в границах Муниципального образования «Город Серпухов Московской области» <адрес>, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым <номер>, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты> расположенного <адрес>, усматривается, что сведения о правах отсутствуют. Кадастровый <номер> равнозначен кадастровому <номер> (л.д. 8-11).

Согласно свидетельств о государственной регистрации права <дата> истец Дижур Г.И. является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты>, расположенного <адрес> (л.д. 12).

В материалы дела представлены договор аренды спорного земельного участка <дата>, заключенный между КУИ г.Серпухова и Дижур Г.И. (л.д. 13-17); соглашение о расторжении данного договора <дата> (л.д. 18); акт приема-передачи <дата> (л.д. 19); постановление Главы г.Серпухова <дата> <номер> о расторжении договора аренды земли и предоставлении Дижуру Г.И. земельного участка, расположенного <адрес>, в собственность за плату для индивидуального жилого дома (л.д. 20-21); договор купли-продажи земельного участка <номер> <дата> (л.д. 22-23); нотариальное согласие Дижур Е.В. <дата> на покупку земельного участка (л.д. 24); копия квитанции за выкуп земельного участка (л.д. 25); передаточный акт <дата> (л.д. 26).

Регистрация указанного договора купли-продажи <номер> <дата> была приостановлена отделом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Серпухов по тем основаниям, что в ЕГРП на данный участок внесены сведения о праве собственности Российской Федерации. Документа, подтверждающего право муниципального образования г. Серпухова действовать от имени Российской Федерации не предоставлено (л.д. 27-30).

Располагая представленными сторонами доказательствами, объяснением истца, оценивая их в совокупности, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статья 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 № 154-0, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Судом установлено, что по данным ЕГРП на спорный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации.

В порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок Администрация г. Серпухова ограничена в праве распоряжения им.

Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

По смыслу абзаца 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.

Такой способ защиты возможен лишь тогда, когда право истцов не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.

В настоящее время Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» утратил свое действие и такое разграничение осуществляется на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Тем самым, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться законом определенными государственными полномочиями (статьи 12, 132 Конституции Российской Федерации).

На основании ст.16 Федерального закона № 122-ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.

В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона № 122-ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.

В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона № 122-ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

При рассмотрении данного гражданского дела судом сторонами не представлено доказательств того, что Правительством РФ издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.

Доказательств внесения спорного земельного участка в реестр федеральной собственности, отнесения земельных участков к исключительной собственности Российской Федерации, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по МО не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

Доказательства обращения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по МО к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок суду не представлено и в материалах дела такие сведения отсутствуют. Следовательно, доказательств обращения Российской Федерации для регистрации права собственности на спорный участок в регистрирующий орган суду не представлено, как не представлено и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.

Принимая во внимание, что при принятии решения о передаче истцу земельного участка в аренду под жилой дом, а затем в собственность по договору купли-продажи, КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора купли-продажи, отведенный истцу земельный участок не находился в собственности Российской Федерации и включение в ЕГРП записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом соответствующего Акта Правительства РФ, суд находит требование истца о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок основанным на законе и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Дижур Г.И. удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный в границах Муниципального образования «Город Серпухов Московской области» <адрес>, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома. Исключить из ЕГРП запись регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус

2-67/2013 (2-3278/2012;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дижур Г.И.
Ответчики
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Комитет по управлению имуществом г.Серпухова
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
31.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2012Передача материалов судье
02.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2012Подготовка дела (собеседование)
20.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2012Судебное заседание
18.01.2013Судебное заседание
28.01.2013Дело сдано в канцелярию
01.03.2013Дело оформлено
01.03.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее