Судья Емельянова Е.Б. дело № 33-1155/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 12 июля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2016 года, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования Волжского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов;
обязать ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную между лесным массивом квартала 97 выдела 18 Алексеевского лесного участка Алексеевского участкового лесничества ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» и гаражами, расположенными за многоквартирным жилым домом № 1 по ул. Кабанова г. Волжска Республики Марий Эл;
взыскать с ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» в бюджет городского округа «Город Волжск» государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Волжск» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов между лесным массивом квартала 97 выдела 18 Алексеевского лесного участка Алексеевского участкового лесничества ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» и гаражами, расположенными за многоквартирным жилым домом № 1 по ул. Кабанова г. Волжска Республики Марий Эл.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены нарушения закона в деятельности администрации городского округа «Город Волжск», выразившиеся в несанкционированной свалке, состоящей из отходов производства и потребления: мешков и коробок с мусором, полиэтиленовых пакетов, пластмассовых бутылок, старой мебели, срезанных веток, строительного мусора, отходов автозапчастей, сметного мусора. Общая площадь несанкционированной свалки составляет более 10 кв.м.
По ходатайству Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл судом произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации городского округа «Город Волжск» на администрацию муниципального образования «Помарское сельское поселение». Впоследствии администрация муниципального образования «Помарское сельское поселение» также была заменена, как ненадлежащий ответчик, на надлежащего - ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество».
Предъявляя указанные выше исковые требования к ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» прокурор указал, что территория, на которой расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, находится на землях лесного фонда. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация. ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» является организацией, осуществляющей функции по защите и охране земель лесного фонда, расположенных на территории Волжского района Республики Марий Эл.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В жалобе выражает несогласие с возложенной на них обязанностью по ликвидации несанкционированной свалки, указывая, что они не являются собственниками земельного участка, на котором расположена свалка, у них отсутствуют как полномочия на осуществление такой деятельности, так и финансирование на проведение работ по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полагают, что на лесничество возложена обязанность несовместимая с функциональным назначением учреждения.
В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Козин Д.Ю. приводит доводы в опровержение изложенных в жалобе обстоятельств, просит оставить решение суда без изменения.
Волжская межрайонная прокуратура также представила возражения на апелляционную жалобу, в которых приводятся доводы в поддержку решения суда, полагают, что жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Заслушав представителя ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» Домрачеву О.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Полозову Т.В., главу Помарской сельской администрации Волжского муниципального района Козина Д.Ю., просивших оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Разрешая дело, суд правильно руководствовался правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 26-П от 13 октября 2015 года «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше Постановлении указал, что отнесение к вопросам местного значения организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей очистки всей территории муниципального образования от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в отношении расположенных на территории муниципального образования земельных участков различной формы собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Действительно, положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18 части 1 статьи 14).Однако данная норма носит общий характер и не означает, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять сбор и вывоз отходов за счет средств местного бюджета с любых земельных участков, расположенных на территории поселения.
Нормами специального закона, которым является Лесной кодекс Российской Федерации, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации.
Отдельные полномочия в области лесных отношений законодателем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации),
Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрены только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, при этом указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны и защиты лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статья 84 Лесного кодекса Российской Федерации).
В Правилах санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 также предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют меры санитарной безопасности только в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в их собственности (пункт 3 Правил).
Согласно данным Правилам в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3 Правил).
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт «е» пункта 39 Правил).
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что на земельном участке, расположенном между лесным массивом квартала 97 выдела 18 Алексеевского лесного участка Алексеевского участкового лесничества ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» и гаражами, расположенными за многоквартирным жилым домом № 1 по ул. Кабанова г. Волжска Республики Марий Эл, находится несанкционированная свалка бытового и строительного мусора. Лесной участок, на котором выявлена несанкционированная свалка, расположен на территории администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района, однако относится к территории ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» и входит в состав лесного фонда.
Данные обстоятельства ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» не оспариваются.
Согласно Уставу ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» (Учреждение) является юридическим лицом, находится в ведении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл – органа исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в пределах своей компетенции на территории Республики Марий Эл проводить государственную политику и осуществлять управление и координацию деятельности в сфере лесного хозяйства (пункты 1.6, 1.7 Устава).
Учреждение создано в целях осуществления государственных полномочий в сфере лесных отношений на установленной территории (пункт 2.1 Устава). Основными задачами Учреждения являются, в том числе, организация работ по охране и защите лесов, осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора (пункт 2.2 Устава). Для выполнения указанных задач Учреждение осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: контроль за санитарным состоянием лесов на территории лесничества; организация мероприятий по благоустройству лесов (пункт 2.3 Устава)
Учитывая, что в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа или сельского поселения муниципального района, но не находящихся в их собственности, органами местного самоуправления данных поселений не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, суд первой инстанции, правомерно удовлетворил исковые требования прокурора, возложив на ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, находящуюся на лесном участке, входящем в состав земель лесного фонда.
Вывод суда является правильным, поскольку органы местного самоуправления (Помарская сельская администрация Волжского муниципального района, администрация городского округа «Город Волжск») отдельными государственными полномочиями в области охраны и защиты лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не наделялись, доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, в материалах дела отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, суть которых сводится к тому, что полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора наделены только органы местного самоуправления, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и приведены без учета правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 26-П от 13 октября 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают привольность выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, для чего оснований судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи А.А. Ваулин
Н.Г. Лелеков