Решение по делу № 8Г-5332/2024 [88-6634/2024] от 28.05.2024

                                                                                                         88-6634/2024

                                                                                                           2-7283/2023

       28RS0004-01-2023-009077-04

                   Девятый кассационный суд общей юрисдикции

                                      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    12 сентября 2024 года                                                       город Владивосток

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Власенко И.Г.,

    судей Наконечной Е.В., Калиниченко Т.В.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловского Константина Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии

    по кассационной жалобе Козловского Константина Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 6 марта 2024 года.

    Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

Козловский К.А. обратился с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (далее - ОСФР по Амурской области) о признании незаконным решения ОСФР по Амурской области об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из льготного стажа для назначения пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 частью 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности <данные изъяты> в ЗАО «Асфальт» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить на ОСФР по Амурской области обязанность включить эти периоды в льготный стаж для назначения пенсии по старости, назначить пенсию по льготным основаниям с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по уплате госпошлины, оформление доверенности, оплату услуг представителя в размере 17 000 руб.

В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионное учреждение с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Решением ОСФР по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии в связи с оустиве необходимого стажа (страховой стаж составил 39 лет 2 месяца 29 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 4 года 7 месяцев 18 дней). Из расчета исключены периоды работы в должности <данные изъяты> в ЗАО «Асфальт». Полагает, что период работы в должности водителя пожарной части подлежит приравниванию к работе в районах Крайнего Севера и суммированию к «северному» стажу. Период работы в должности <данные изъяты> в ЗАО «Асфальт» также подлежит учету в льготном исчислении при назначении пенсии, поскольку соответствует Списку работ с тяжелыми условиями труда. Учитывая, что оспариваемые период в сумме составляют продолжительность 3 года 7 месяцев 11 дней, общий стаж работы в районах Крайнего Севера составит 8 лет 2 месяца 29 дней, в связи с чем, он имеет право на установлении пенсии в 57 лет 4 месяца - с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца в судебном заседании поддержал требования иска.

Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований, пояснил, что страховой стаж истца на дату обращения с заявлением составил 39 лет 2 месяца 29 дней, стаж за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 4 года 7 месяцев 18 дней, при требуемых 7 годах 6 мес.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 9 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 6 марта 2024 года решение суда в части признания незаконным решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из льготного стажа для назначения пенсии по старости периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, понуждении к включению указанного периода в льготный стаж, назначении Козловскому К.А. пенсии по льготным основаниям в соответствии в пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

    В кассационной жалобе Козловский К.А. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.

    Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

    В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких оснований по настоящему делу не установлено.

Из материалов дела следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>. Из представленных стороной архивных справок следует, что наименование организации неоднократно менялось, в том числе в связи с присоединением к иным организациям, последнее наименование – ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области».

В связи с отсутствием документов, подтверждающих характер и режим работы истца в ходе судебного разбирательства были опрошены свидетели ФИО4 и ФИО5, которые показали, что Козловский К.А. работал в пожарной части Новокиевского Увала в должности <данные изъяты> сутки через трое полный рабочий день

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 12, 14 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и Приказа МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , принимая во внимание должность и наименование учреждения в котором проходил службу истец, показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, пришел к выводу, что спорный период работы в должности водителя в ПСО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит учету при рассмотрении вопроса о праве истца на назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях».

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, первой инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие факт работы истца в спорный период в особых условиях

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях».

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, страховая пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 лет.

В соответствии с частью 2 статьи 30 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 (подпункт «л» пункта 1) определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437.

Указанным Списком должностей работников Государственной противопожарной службы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 437 от 18 июня 2002 года, предусмотрена должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного).

В период до 1 января 2002 года право на досрочное назначение пенсии работникам Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России) было предусмотрено подпунктом «о» пункта 1 статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», введенным в действие Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ, вступившим в законную силу с 10 января 1996 года.

Согласно п. 2 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 г. № 1-2-У, содержащему разъяснения о порядке реализации Федерального закона от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ, в стаж работы в Государственной противопожарной службе МВД России засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23 июня 1995 г. № 241.

В соответствии с Перечнем оперативных должностей работников государственной противопожарной службы МВД России, утвержденного приказом МВД России от 23 июня 1995 г. N 241 в него включена должность водителя (пожарного автомобиля), в то время как согласно записи в трудовой книжке истец был принят в штат ПСО на должность водителя 1 класса, что не позволяет при отсутствии допустимых и достаточных доказательств признать, что истец работал в особых условиях.

Вывод суда апелляционной инстанции в оспариваемой части является обоснованным, поскольку архивных справок, сведений о заработной плате и иных письменных доказательств, позволяющих установить характер выполняемых работ в спорный период времени не представлено, тогда как в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» характер работы (особенности работы в определенных условиях, определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) не могут подтверждаться показаниями свидетелей.

    Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого постановления суда кассационная жалоба не содержит.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

    о п р е д е л и л а:

    апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 6 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Козловского Константина Анатольевича – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2024 года.

8Г-5332/2024 [88-6634/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Козловский Константин Анатольевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области
Другие
Бекшаева Оксана Станиславовна
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
09.07.2024Срок рассмотрения жалобы / представления продлен в связи со сложностью
12.09.2024Судебное заседание
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее