К делу № 2-2257/12 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29.11.2012 г.
Судья Лазаревского районного суда г.Сочи Павлова О.Ю.
при секретаре Гончаренко С.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Тарасенко Е.М. к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в г.Сочи о признании права на досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Тарасенко Е.М. обратилась в суд с уточненными исковыми требованиями о признании тождества профессии и права на досрочную пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Просит обязать комиссию по назначению пенсии Управления пенсионного фонда РФ в гор. Сочи засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию периоды работы: с 01.09.1992 г. по 01.09.1995 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы Солох-Аульской средней школы № 96; с 01.01.2001 г. по 30.04.2002 года период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске (временная нетрудоспособность). Просит назначить досрочную пенсию по старости с 18.08.2011 года, с момента приобретения права на пенсию; обязать ГУ Управление пенсионного фонда в городе Сочи назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 18.08.2011 года и произвести выплату трудовой пенсии с указанной даты.
В обоснование исковых требований указала, что решением комиссии от 16.11.2011 г. (протокол №43/88) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ Б г.Сочи ей было отказано в назначении досрочной пенсии по пп. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены периоды работы:
- с 01.09.1992 г. по 01.09.1995 г. в должности организатора внеклассной и
внешкольной воспитательной работы Солох - Аульской средней школы №96, так
как согласно копий приказов, не усматривается работа с детьми и занятие штатной
должности учителя;
- с 01.01.2002 г. по 30.04.2002 г. - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Считает решение комиссии неправомерным, так как в средней школе №96 работает с 28.08.1991 г. по настоящее время. В период с 01.09.1992 г. по 01.09.1995 г. работала в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Приказом Министерства Просвещения СССР от 20.02.1978г. №24 были утверждены квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ. Указанными квалификационными характеристиками были предусмотрены должности педагогических работников общеобразовательных школ, в том числе и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Обязанностями организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми являлось: планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контроль ее выполнения; организация учебы актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Указанные должностные обязанности выполнялись истицей в полном объеме. Кроме того, истица в оспариваемый период вела уроки русского языка и литературы в объеме 9-12 часов в неделю, что подтверждается лицевыми карточками начисления заработной платы.
Пояснила также, что период с 01.01.2002 г. по 30.04.2002 г. также необоснованно исключен из специального стажа, так как с 22.11.2001 г. по 10.04.2002 г. ей был предоставлен дородовой и послеродовой отпуск. С 11.04.2002 г. сразу же по окончании больничного листа истица приступила к работе. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет не брала, что подтверждается справкой, выданной СОШ №96.
Указала, что на момент обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (16.08.2011 г.) специальный стаж истицы с учетом оспариваемых периодов составил 24 года 11 месяцев 28 дней. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ- УПФР в г.Сочи об отказе в назначении пенсии было вынесено 16 ноября 2011 года. В соответствии с п. 15 Порядка назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую, утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб пенсия назначается со дня обращения, но не ранее дня приобретения права на пенсию. По состоянию на 18.08.2011 г. специальный стаж истицы составил 25 лет, следовательно назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью должно производиться с 18.08.2011 г.
В судебном заседании истица свои доводы поддержала, пояснив, что период с 01.09.1992 г. по 01.09.1995 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы Солох-Аульской средней школы № 96 и период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске (временная нетрудоспособность) с 01.01.2008 г. по 30.04.2002 года подлежат зачету в специальный стаж, поскольку отсутствие в наименование должности дополнительных слов «с детьми» не означает, что истица занимала какую- либо иную должность не связанную непосредственно с работой с детьми в средней школе.
Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Сочи Краснодарского края по доверенности Морозова Л.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16.11.2011г. № 43/88 Тарасенко Е.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. по основаниям, изложенным в решении комиссии.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 указанного закона досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список от 29.10.2002г. № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила от 29.10.2002г. № 781), вступившие в силу с 14.11.2002г.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004г. № 2-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
При установлении пенсии до 01.01.2002г. применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусматривались в статьях 80 и 83 названного Закона.
В целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа:
- до 01.11.1999г. - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 953 (далее Список от 06.09.1991г. № 463); после 01.11.1999г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Список от 22.09.1999г. № 1067) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Правила от 22.09.1999г. № 1067), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001г. № 79; с 14.11.2002г. по настоящее время - Список должностей, и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Из подсчета педагогического стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии Тарасенко Е.М. были исключены следующие периоды:
с 01.09.1992г. по 01.09.1995г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Солох-Аульской СШ № 96, так как согласно имеющихся документов, не усматривается факт работы с детьми.
с 01.09.1996г. по 31.08.1997г. нахождение в отпуске без сохранения заработной платы;
с 01.01.2002г. по 30.04.2002г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком не предусмотрено включение в подсчет стажа.
На основании изложенного, педагогический стаж в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173- ФЗ, а также в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П Тарасенко Е.М. составил 21 год 3 месяца 5 дней.
В своем исковом заявлении Тарасенко Е.М. просит назначить досрочную трудовую пенсию с 18.08.2011г.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона РФ от 17.11.2002г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Тарасенко Е.М. обратилась за назначением пенсии 16.08.2011г.
В случае удовлетворения ее исковых требований, педагогический стаж Тарасенко Е.М. по состоянию на 18.08.2011г. составит 24 года 11 месяцев 23 дня, что не дает право на досрочное назначение пенсии.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 (в редакции от 01 февраля 2001 г.) были утверждены: Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждений для детей. В абз.1 п.2 постановления установлено, что Список и Правила, утвержденные п.1 данного постановления, применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 были утверждены новые: Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждений для детей. В абз.1 п.2 постановления установлено, что Список и Правила, утвержденные п.1 данного постановления, применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В соответствии с положением ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» (в редакции от 7 июля 2003 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Подпунктом 10 п.1 ст.28 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет.
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах работников, в том числе и их праве на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 были утверждены новые Список и Правила в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данная норма постановления правительства сузила сферу действия Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Между тем п.п.10 п.1 ст.28 указанного Закона, во исполнение которого было принято постановление, не содержат положений, предусматривающих возможности назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы или названия образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет.
Поскольку право истицы на пенсию за выслугу лет вытекает из факта занятия педагогической деятельностью в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы Солох-Аульской средней школы №96, истица не должна нести ответственность за отсутствие в наименовании должности дополнительных слов «с детьми». Отказ ей в назначении пенсии по вышеуказанным основаниям является незаконным.
Согласно справки МОБУ СОШ №96, Тарасенко Е.М. находилась в отпуске по беременности и родам в период с 22.11.2001 года по 10.04.2002 год.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением правительства РФ от 24.07.2002 г. №555, в страховой стаж засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, отказ истице комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении пенсии за выслугу лет в связи с неверным написанием занимаемой должности в постановлениях, согласно которых утвержден список, работа в которых засчитывается в трудовой стаж, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельностью, а так же отказ засчитать в стаж период нахождения на больничном листе по беременности и родам, суд считает незаконным.
Суд считает, что комиссия по назначению пенсий пришла к данным выводам без учета юридически значимых обстоятельств, которые были добыты и исследованы в судебном заседании.
В судебном заседании установлено, что работа, выполняемая в должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы» Солох-Аульской средней школы №96 тождественна должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», выполняемой в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, в судебном заседании установлена тождественность условий и характера выполняемой Тарасенко Е.М. работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы Солох-Аульской средней школы №96 с 01.09.1992 г. по 01.09.1995 г. работе в общеобразовательных учреждениях, дающее право на льготное исчисление пенсии согласно утвержденным Спискам и досрочную пенсию по старости.
Учитывая, что при установлении тождества профессий и должностей, и зачете в льготный стаж работы с 01.09.1992 г. по 01.09.1995 года в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы Солох-Аульской средней школы №96, и период с 01.01.2002 г. по 10.04.2002 г., общий стаж, дающий право на получение досрочной пенсии Тарасенко Е.М. в соответствии со ст. 1 ст. 28 составит 25 лет с 15.09.2011г.
Данный расчет не был оспорен в суде представителем ПФРФ а Лазаревском районе г. Сочи.
При вышеизложенных обстоятельствах, на момент обращения Тарасенко Е.М. в ПФ РФ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, то есть на 16.08.2011 г. ее специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, составил 24 года 11 мес. 28 дней, а на момент решения комиссии об отказе в назначении пенсии, то есть на 16.11.2011 г. специальный стаж составил 25 лет 2 мес. 28 дней. Право на получение досрочно пенсии истица приобрела с 15.09.2011г., то есть когда ее специальный стаж составил 25 лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ №96 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░:
░ 01.09.1992 ░. ░░ 01.09.1995 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ № 96;
░ 01.01.2002 ░. ░░ 10.04.2002 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 27 ░.1 ░.░.19 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ 15.09.2011 ░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.12.2012░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.