N 2а-3364/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2017 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Чибрикина А.К.,
при секретарях Палаткиной А.С., Комаровой С.А.,
при участии в деле: административного истца Фирсова В.Б.,
представителя административного истца адвоката Толмачевой М.В., действующей на основании ордера №94 от 20.11.2017, доверенности от 19.09.2017, удостоверенной в порядке п. 3 ч. 2 ст. 185.1 ГК РФ,
административного ответчика прокуратуры Республики Мордовия, его представителя Шитовой Е.П., действующей на основании доверенности от 25.07.2017,
второго административного ответчика помощника прокурора Республики Мордовия Сидорова М.П.,
второго административного ответчика старшего помощника прокурора Республики Мордовия Ляхина Ю.И.,
заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, его представителя Ломтевой О.А., действующей на основании доверенности от 17.10.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фирсова В. Б. к прокуратуре Республики Мордовия о признании незаконными действий по неполному ознакомлению с материалами прокурорской проверки, возложении обязанности ознакомить с материалами прокурорской проверки, признании незаконным отказа отменить дисциплинарное взыскание, возложении обязанности отменить дисциплинарное взыскание
установил:
Фирсов В.Б., отбывающий наказание в виде лишения свободы, действуя через своего представителя Толмачеву М.В., подписавшей иск, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий и.о. старшего помощника прокурора Республики Мордовия Сидорова М.П. по неполному ознакомлению 16.10.2017 адвоката Толмачевой М.В., как представителя Фирсова В.Б., с материалами прокурорской проверки по жалобе адвоката Толмачевой М.В. в интересах Фирсова В.Б. о признании незаконным наложения дисциплинарного взыскания за сон в дневное время 11.02.2017;
возложении обязанности ознакомить адвоката Толмачеву М.В. как представителя Фирсова В.Б. со всеми материалами прокурорской проверки по жалобе адвоката Толмачевой М.В. в интересах Фирсова В.Б. о признании
незаконным наложения дисциплинарного взыскания за сон в дневное время 11.02.2017, к которым законом не ограничен доступ;
признании незаконным отказа от 07.09.2017 за исх. N 17-145-2013/15068 старшего помощника прокурора Республики Мордовия Ляхина Ю.И. отменить дисциплинарное взыскание в отношении Фирсова В.Б. за сон в дневное время 11.02.2017 в 06 час.52 мин., данный по жалобе адвоката Толмачевой М.В. в интересах Фирсова В.Б. на действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия;
возложении обязанности на прокуратуру Республики Мордовия отменить дисциплинарное взыскание в виде выговора в отношении Фирсова В.Б. за сон в дневное время 11.02.2017 в 06 час.52 мин.
14 декабря 2017 года представитель административного истца адвокат Толмачева М.В., полномочия которой на совершение соответствующего процессуального действия специально оговорены в доверенности от 19.09.2017, представила суду заявление об отказе от административного иска в части требований о признании незаконными действий и.о. старшего помощника прокурора Республики Мордовия Сидорова М.П. по неполному ознакомлению 16.10.2017 адвоката Толмачевой М.В., как представителя Фирсова В.Б., с материалами прокурорской проверки по жалобе адвоката Толмачевой М.В. в интересах Фирсова В.Б. о признании незаконным наложения дисциплинарного взыскания за сон в дневное время 11.02.2017, возложении обязанности ознакомить адвоката Толмачеву М.В. как представителя Фирсова В.Б. со всеми материалами прокурорской проверки по жалобе адвоката Толмачевой М.В. в интересах Фирсова В.Б. о признании незаконным наложения дисциплинарного взыскания за сон в дневное время 11.02.2017, к которым законом не ограничен доступ.
Определением суда от 19 декабря 2017 года на основании ч. 3 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказ от заявленных требований принят, производство по административному делу в указанной выше части было прекращено.
18 декабря 2017 года Фирсов В.Б. изменил административные исковые требования, просил суд признать незаконным отказ от 07.09.2017 за исх. N 17-145-2013/15068 старшего помощника прокурора Республики Мордовия Ляхина Ю.И. отменить дисциплинарное взыскание в отношении Фирсова В.Б. за сон в дневное время 11.02.2017 в 06 час.52 мин., данный по жалобе адвоката Толмачевой М.В. в интересах Фирсова В.Б. на действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия;
возложить на прокуратуру Республики Мордовия обязанность отменить дисциплинарное взыскание в виде выговора от 15.02.2017 в отношении Фирсова В.Б.
В обоснование требований административный истец указал, что 05.08.2017 в прокуратуру Республики Мордовия на имя старшего помощника прокурора республики Ляхина Ю.И. представителем Фирсова В.Б. – Толмачевой М.В. была направлена жалоба на действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, где он отбывал наказание,
нарушивших положения приказа Минюста России от 16.12.2016 N295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
11.02.2017 в 06 час. 52 мин., находясь в камере N 97 Фирсов В.Б., <данные изъяты> почувствовал ухудшение состояния своего здоровья в связи с чем был вынужден прилечь на кровать. При этом он не спал, а пытался справиться с приступом тошноты и головокружения.
15.02.2017 состоялось заседание дисциплинарной комиссии, по решению которой постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 15.02.2017 Фирсову В.Б. был объявлен выговор за невыполнение законных требований и сон в дневное время.
В вышеописанной ситуации не только были ущемлены права Фирсова В.Б. <данные изъяты>, но и проигнорированы все его доводы, не было обеспечено участие медицинского работника при проведении дисциплинарной комиссии.
Согласно п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных.
На обращение Толмачевой М.В. по вышеуказанным доводам из прокуратуры Республики Мордовия пришел ответ от 07.09.2017 за исх. N 17-145-2013/15068 в котором не установлено оснований для отмены постановления от 15.02.2017 об объявлении Фирсову В.Б. выговора за сон в дневное время. При этом сам Фирсов В.Б. по обстоятельствам жалобы прокурором опрошен не был.
Полагает, что незаконный отказ старшего помощника прокурора республики Ляхина Ю.И. от 07.09.2017 отменить дисциплинарное взыскание нарушает права административного истца, подвергнутого дисциплинарному взысканию незаконно, в нарушение Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N295, положений Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК Российской Федерации. Кроме того, полагает о нарушении права на объективное и всестороннее рассмотрение обращения, закрепленное Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", получение заявителем мотивированного ответа.
Представителем административного истца Толмачевой М.В. заявленные Фирсовым В.Б. требования были поддержаны в судебном заседании в полном объёме.
Лицами, участвующими в деле - органом, осуществляющим публичные полномочия, должностными лицами, были представлены письменные отзывы, в которых просили в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объёме.
Административный истец Фирсов В.Б., второй административный ответчик старший помощник прокурора республики Ляхин Ю.И., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании личного участия не принимали. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
Согласно приказу Министерства Юстиции РФ N 189 от 14.10.2005 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", Правил поведения подозреваемых и обвиняемых, изложенных в Приложении N 1 к данному приказу, лица, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать эти правила, выполнять законные требования администрации СИЗО.
Согласно имеющемся в надзорном производстве N 17-145-2013 сведениям, приказом начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 10 октября 2016 г. утвержден распорядок дня лиц, заключенных под стражу и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1. Определено отведенное для сна время с 22-00 – 6-00, подъем – 6-00.
Из обстоятельств дела следует, что согласно Акту сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1, ФИО2, ФИО3 N 208 от 11.02.2017 в указанный день в 06:51 выявлен факт нарушения режима содержания со стороны осужденного Фирсова В.Б., который в камере N 97 спал в неустановленное распорядком дня время. На неоднократные законные требования сотрудников встать с кровати осужденный ответил отказом.
11.02.2017 по факту нарушения правил внутреннего распорядка, в соответствии с ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), у осужденного Фирсова В.Б. было отобрано письменное объяснение.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 15.02.2017 осужденный Фирсов В.Б. привлечен к ответственности в виде выговора за нарушение п. 1 Приложения N 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, а именно в связи с тем, что 11 февраля 2017 года в 06 час. 51 мин. Фирсов В.Б., находясь в камере N 97 спал в неустановленное распорядком дня для сна время, на неоднократные законные требования встать категорически отказался.
С постановлением о применении меры взыскания от 15.02.2017 Фирсов В.Б. был ознакомлен в этот же день, что подтверждается его подписью в постановлении.
10.08.2017 в прокуратуру Республики Мордовия поступила жалоба адвоката Толмачевой М.В., действующей в интересах Фирсова В.Б., адресованная старшему помощнику по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Ляхину Ю.И., на действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, в которой просила провести проверку по доводам жалобы и отменить решение дисциплинарной комиссии, которым Фирсову В.Б. был объявлен выговор за сон в дневное время.
Письмом указанного выше должностного лица от 07.09.2017 за исх. N 17-145-2013/15068 заявителю было сообщено о рассмотрении обращения о незаконном наложении взыскания. Установлено, что постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 15.02.2017 на Фирсова В.Б. наложено взыскание в виде выговора за то, что спал на своём спальном месте в неустановленное распорядком дня время. Взыскание применено в соответствии со ст.ст. 115,117 УИК РФ. Допущенное осужденным нарушение подтверждено доказательствами. Оснований для его отмены не установлено. В ходе проверки изучена амбулаторная карта Фирсова В.Б., медицинских показаний на постельный режим в неустановленное распорядком дня время в случаях ухудшения его состояния здоровья в ней не установлено. Согласно информации из ФКУЗ «Медико-санитарная часть N13 ФСИН России» медицинских показаний для применения Фирсову В.Б. постельного режима не имеется.
Суд приходит к выводу, что из административного искового заявления, в том числе и из его уточнения от 18.12.2017, не усматривается, что оспариваемым решением нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца. Не установлено такое нарушение и при рассмотрении дела в суде.
Часть 11 статьи 226 КАС РФ устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями
и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом на административного истца возлагается обязанность по доказыванию только тех обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что его права, свободы и законные интересы нарушены оспариваемым решением и он действительно нуждается в судебной защите и вправе на нее рассчитывать. Законность оспариваемых решений доказывается органом, который их принял (части 9 и 11 статьи 226). Такое распределение бремени доказывания по административным делам об оспаривании решений государственных органов обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Статьей 115 УИК РФ предусмотрены меры взыскания, которые могут применяться к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания, в том числе выговор.
В соответствии со ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст. ст. 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Права и обязанности учреждений, исполняющих наказание, регламентированы Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ст. ст. 13, 14).
Применение начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия к осужденному Фирсову В.Б. взыскания в виде выговора связано с осуществлением властных полномочий, предусмотренных ст. 119 УИК РФ.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено этим же процессуальным законом (часть 7 статьи 219 КАС РФ).
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор, в том числе, вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Отказ старшего помощника прокурора Республики Мордовия по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний отменить наложенное на лицо, отбывающее наказание в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия взыскание в виде выговора, изложенный в письме от 07.09.2017, никоим образом не препятствует административному истцу исполнять свои обязанности и реализовывать свои права, установленные приведенными выше законами, в том числе и на обращение в суд об отмене наложенного взыскания, а также не возлагает на него какие-либо дополнительные обязанности.
Как следствие, оспариваемый отказ прокурора прав административного истца Фирсова В.Б. не нарушает, препятствия к осуществлению прав и свобод не создаёт, а рассмотрение такого административного иска не ведет к восстановлению нарушенного, по утверждению истца, права.
Согласно части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Вместе с тем, требование административного истца о возложении на прокуратуру Республики Мордовия обязанности отменить взыскание в виде выговора фактически предопределяет обязанность суда, высказав свое мнение относительно примененной к осужденному Фирсову В.Б. меры взыскания, проверить законность постановления начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 15.02.2017, что не является предметом административного искового заявления.
Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации").
Настоящая жалоба, по которой была проведена проверка, о чем свидетельствуют листы 38 - 85 материала надзорного производства N 17-145-2013 в отношении Фирсова В.Б., рассмотрена прокуратурой Республики Мордовия в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013г. N45; заявителю уполномоченным лицом, самостоятельно определившим содержание ответа на жалобу, в пределах своей компетенции был дан ответ в установленный законом 30-дневный срок, о чем заявитель проинформирован. При этом оснований для принятия меры прокурорского реагирования, предусмотренной п. 1 ст. 33 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", не усмотрел.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;
прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
С учетом приведенного правового регулирования применение прокурором мер прокурорского реагирования является диспозитивным правом указанного должностного лица (но не его обязанностью), которое реализуется в зависимости от того, усмотрено ли прокурором наличие оснований для принятия соответствующих мер. Действующим законодательством исключается возможность принуждения прокурора, в том числе путем вынесения судебного решения, применить конкретные меры прокурорского реагирования.
При таком положении, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ суд приходит к выводу, что поскольку совокупности условий, предусмотренной статьями 218, 227 КАС РФ, а именно несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, по делу не установлено, отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований Фирсова В.Б.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям; при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
Поскольку в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме, в силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ оснований для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Фирсова В. Б. к прокуратуре Республики Мордовия о признании незаконным отказа старшего помощника прокурора Республики Мордовия Ляхина Ю.И. от 07.09.2017 за исх. N 17-145-2013/15068 отменить дисциплинарное взыскание в отношении Фирсова В.Б. за сон в дневное время 11.02.2017 в 06 час.52 мин., данный по жалобе адвоката Толмачевой М.В. в интересах Фирсова В.Б. на действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, возложении обязанности отменить дисциплинарное взыскание в виде выговора от 15.02.2017 в отношении Фирсова В.Б. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2017 г.
Судья А.К. Чибрикин