Решение от 19.10.2021 по делу № 2-3582/2021 от 23.07.2021

Дело № 2-3582/2021

29RS0018-01-2021-005005-72

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 октября 2021 г. город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Поздеевой Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Давыдовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Ю. А. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным решения,

установил:

Иванова Ю.А. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее – ГКУ АО «АОЦСЗН») о признании незаконным решения от 15 июля 2021 г. № 98/09 об удержании.

В обоснование исковых требований указала, что 7 июля 2021 г. обратилась в отдел предоставления компенсаций и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ГКУ АО «АОЦСЗН» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату услуг ЖКХ с 01 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. Субсидия была рассчитана, но при этом направлено уведомление от 15 июля 2021 г. № 98/09 об удержании начисленной и выплаченной субсидии за период с 1 апреля 2019 г. по 30 июня 2019 г. в размере 5 192 руб. 86 коп. в связи с предоставлением неполных сведений о своем доходе при обращении с заявлением о предоставлении субсидии в марте 2019 года. С указанным удержанием она не согласна. В ответе ГКУ АО «АОЦСЗН» от 25 июня 2020 г. № 849 сообщено, что в связи с ликвидацией государственных казенных учреждений, осуществляющих функции и полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и осуществлению социальной защиты граждан, проживающих на территории Архангельской области, до 1 июля 2019 г. и отсутствием правопреемственности у ГКУ АО «АОЦСЗН» нет правовых оснований для ведения работы по взысканию образовавшейся задолженности за период с 01 октября 2018 г. по 30 июня 2019 г. Согласия на удержание субсидии она не давала. Ссылка ответчика на п.п. 48, 49 Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» ошибочка, так как п.п. «а», «б» п. 60 Правил к применяемому случаю не относятся.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения спора. В судебном заседании 08 сентября 2021 г. Иванова Ю.А. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Тярина О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области в судебное заседание представителя не направило.

По определению суда в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходи к следующему.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ).

В соответствии с предписанием ч. 7 ст. 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Исходя из п. 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 61 Правил установлено, что возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Иванова Ю.А. являлась получателем субсидии, в том числе с 01 апреля 2019 г. по 30 июня 2019 г. по решению ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и Приморскому району». Как установлено Октябрьским районным судом г.Архангельска при рассмотрении дела № 2-52/2021 при подаче заявления Иванова Ю.А. представила копию трудовой книжки, согласно которой она уволена с последнего места работы 05 июня 2005 г. и на момент подачи заявления нигде не работала, что отразила в своем заявлении, указав в качестве единственного источника дохода – пенсию по выслуге лет.

Согласно п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Как указано в п. 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В решении от 15 июля 2021 г. № 98/09 об удержании ГКУ АО «АОЦСЗН» ссылается на п.49 Правил, согласно которому в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия.

В данном случае данный пункт (п. 49) Правил не применим, так как пункт 49 применим к случаям не предоставления документов, указанных в пункте 48 настоящих Правил. В п. 48 Правил закреплено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. Таким образом, необоснованно полученные в качестве субсидии средства могут засчитываться в счет будущей субсидии в случае: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).

В данной ситуации же выплата прекращена в связи с представлением заявителем (получателем субсидии) заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, то есть по подп. "в" пункта 60 Правил, соответственно, необоснованно полученные в качестве субсидии средства не могут быть засчитаны в счет будущей субсидии, а могут быть лишь взысканы по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иванова Ю.А. являлась получателем субсидии в спорный период по решению ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и Приморскому району». ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и Приморскому району» ликвидировано как юридическое лицо 14 апреля
2020 г., о чем сделана соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. В силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам. В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ и пунктом 6 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Суд признает заслуживающим внимание довод относительно того, что в связи с ликвидацией государственных казенных учреждений, осуществляющих функции и полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и осуществлению социальной защиты граждан, проживающих на территории Архангельской области, до 1 июля 2019 г. и отсутствием правопреемственности у ГКУ АО «АОЦСЗН» нет правовых оснований для ведения работы по взысканию образовавшейся задолженности за период с 1 апреля 2019 г. по 30 июня 2019 г. Указанные разъяснения также даны Ивановой Ю.А. ГКУ АО «АОЦСЗН» в письме от 25 июня
2020 г. № 849.

В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 15 ░░░░ 2021 ░. № 98/09 ░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. 00 ░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                 ░.░. ░░░░░░░░

2-3582/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Юлия Александровна
Ответчики
ГКУ АО "Архангельский областной центр социальной защиты населения"
Другие
Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Поздеева Ю.М.
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
23.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2021Передача материалов судье
26.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.09.2021Предварительное судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее