Дело № 2-90/2022
УИД 74RS0044-01-2022-000083-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» апреля 2022 г. с.Чесма
Чесменский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Костенко Е.А.,
при секретаре Стрельчик В.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства экологии Челябинской области к Копылову Анатолию Александровичу о возмещении ущерба,
установил:
Магнитогорский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства экологии Челябинской области к Копылову Анатолию Александровичу о возмещении ущерба на сумму 200000 руб.
В обоснование данных исковых требований Магнитогорским природоохранным прокурором в лице Министерства экологии Челябинской области указано то, что Копылов А.А. 20 сентября 2020 года, имея охотничий билет и разрешение на добычу копытных животных серии №, а именно вид копытного животного - «косуля – самец во время гона», нарушил условия, предусмотренные разрешением, добыв взрослую самку косули возрастом более 1 года. За нарушение правил охоты Копылов А.А. по постановлению мирового судьи судебного участка № 1 Чесменского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения решением Чесменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде лишения права осуществлять охоту сроком на один год. Своими действиями Копылов А.А. нанес вред окружающей среде, выразившийся в уничтожении объектов животного мира, поэтому на основании положений статей 12, 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации Магнитогорский природоохранный прокурор просит суд взыскать в пользу Министерства экологии Челябинской области с Копылова А.А. в счет возмещения причиненного данным ответчиком животному миру ущерба в размере 200000 руб., при расчете применяя методику, утвержденную приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948.
Помощник прокурора Холкина Е.Ю. в судебное заседание явилась, просила требования удовлетворить, так как вина Копылова А.А. подтверждается вступившим постановлением мирового судьи и решением Чесменского районного суда.
Представитель истца Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик Копылов А.А. в судебное заседание не явился, извещен по правилам ст. 113 ГПК РФ, получил лично уведомление о дне и времени судебного заседания, направил в дело представителя.
Представитель ответчика Захаров В.И., действующий на основании нотариальной доверенности, с иском был не согласен, так как постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чесменского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение Чесменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными. Данные акты он намерен обжаловать в вышестоящую инстанцию. Также полагал, что расчет ущерба, представленный истцом является неверным по его бытовым соображениям в сравнение с ценой на КРС.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца Министерства экологии Челябинской области и ответчика Копылова А.А.
Заслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимается, в том числе утрата или повреждение имущества (реальный ущерб).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с положениями статей 9, 15 и 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 1995 года № 52 - ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью; вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 1995 года № 52 - ФЗ «О животном мире» Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов: регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; выдачу разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, видового состава объектов животного мира, средней численности объектов животного мира на единицу площади или объема пространства среды обитания объектов животного мира на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» к одному из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования природоохранного законодательства.
Согласно статье 77 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу статьи 56 Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 1995 года № 52 - ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статьей 1 Федерального закона «Об охоте» используются следующие основные понятия:
охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;
охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой;
способы охоты - методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц;
разрешение на добычу охотничьих ресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 8 Федерального закона «Об охоте» право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Прекращение права на добычу охотничьих ресурсов осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» и настоящим Федеральным законом.
В силу положений статьи 47 Федерального закона «О животном мире» право пользования животным миром прекращается соответственно полностью или частично в случае нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром.
Принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Федерального закона «Об охоте» в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения охоты в виде запрета охоты в отношении охотничьих ресурсов определенных пола и возраста.
Согласно частей 1-3 статьи 29 Федерального закона «Об охоте» разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов являются документами строгой отчетности, имеют учетные серию и номер.
В разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются: сведения об охотнике и охотничьем билете, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» Федерального закона «Об охоте»; вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; количество добываемых охотничьих ресурсов; сроки охоты и места охоты (статья 30 Федерального закона «Об охоте»).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона «Об охоте» основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.
На момент возбуждения данного дела об административном правонарушении действовали Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природы Российской Федерации от 16.11.2010 № 512.
Пунктами 3.1, 3.4 Правил охоты к обязанностям охотника при осуществлении охоты в числе иных отнесены соблюдение данных Правил и осуществление охоты на территории и в пределах норм добычи охотничьих ресурсов, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.
Охота может осуществляться как одним охотником, так и коллективно (с участием двух и более охотников), при которой осуществляются совместные согласованные действия, направленные на обнаружение и добычу охотничьих животных (далее по тексту коллективная охота).
При осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волков в общедоступных охотничьих угодьях лицом, ответственным за ее проведение, является лицо, на имя которого выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов (пункты 5, 6 Правил охоты).
В соответствии с пунктом 8.7. Правил охоты охотник обязан в случае ранения охотничьего животного до начала его преследования по его следам с целью последующей добычи (далее - добор) сделать в разрешении на добычу охотничьих ресурсов отметку о ранении охотничьего животного и организовать добор раненого охотничьего животного.
Пунктами 8, 18.1, 19 Правил охоты предусмотрено, что при осуществлении охоты на копытных животных, если животное ранено, оно подлежит добору.
Сразу после добычи копытного животного, до начала его первичной переработки и (или) транспортировки, охотник отделяет от разрешения на добычу охотничьих ресурсов поле «ДОБЫЧА» и заполняет раздел «Сведения о добыче копытного животного».
В случае ранения копытного животного охотник отмечает в разделе «Сведения о добыче копытного животного» разрешения на добычу охотничьих ресурсов дату ранения и дополнительно отделяет поле "РАНЕНИЕ", после чего осуществляется добор раненного животного.
В соответствии с частью 2 статьи 7.11 КоАП РФ добыча копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, влечет лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Чесменского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Копылов А.А. был признан виновным по части 2 статьи 7.11 КоАП РФ, его действия квалифицированны как добыча копытного животного, относящихся к охотничьим ресурсам, с нарушением условий, предусмотренных разрешением. В данном постановлении судья отклонил довод Копылова А.А. о том, что он нашел данную косулю мертвой и его действия должны быть расценены в рамках гражданского законодательства как находка(л.д.13-16).
Решением Чесменского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 1 Чесменского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения, а жалоба Копылова А.А. без удовлетворения. В данном решении рассмотрены все доводы Копылова А.А. и его защитника Захарова В.И. на предмет законности постановленного мировым судьей судебного акта ( л.д.17-21).
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чесменского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение Чесменского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ являются вступившими в законную силу судебными актами, ввиду чего факт несогласия с данными актами ответчика и его представителя, никак не может повлиять на оценку суда по существу рассматриваемого гражданского дела.
Указанные судебные акты подтверждают, что противозаконные действия ответчика имели место быть и совершенно именно им. Другого в рамках рассматриваемого гражданского дела не установлено.
Согласно расчета, представленного истцом, сумма ущерба равна 200 000 руб. (40000руб. *5 к.*1 ос.), где «5» - это коэффициент уничтожения самок охотничьих ресурсов, «1» - количество особей, «40000 руб.» - такса косули (л.д.22-23).
Расчет истца признан судом верным, так как при расчете применена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 года № 948.
Доводы представителя ответчика о неверном расчете ущерба являются голословными и никак не подтверждены, его ссылка о соотносимости цены одной косули одной корове является неверной и противоречит нормам права.
Уменьшение размера возмещения вреда, причиненного действиями, совершенными умышленно, не допускается, поскольку постановлением мирового судьи установлена вина ответчика Копылова А.А.
С учетом всех указанных выше обстоятельств, иск подлежит удовлетворению на сумму 200000 рублей.
Поскольку Магнитогорский природоохранный прокурор как истец при предъявлении иска в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 5200 руб., так как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден.
Руководствуясь ст.194 - 198 ГПК, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ 200 000 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5200 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2022 ░░░░.