Дело № 2-1009/2019
20 ноября 2019 года город Вельск
29RS0001-01-2019-001448-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Хомовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некрасова Ильи Витальевича к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,
у с т а н о в и л:
Некрасов И.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «Вельское», Вельского района Архангельской области.
Обосновывает требования тем, что он имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать лишена судом родительских прав, отец умер. На основании постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № он включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вельского района. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Считает, что у него возникло право на предоставление специализированного жилого помещения из специализированного жилого фонда, соответствующего санитарным и техническим нормам. Данное право до настоящего времени не реализовано. А поэтому просит предоставить ему жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «Вельское» отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, расположенное в границах МО «Вельское», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа.
Некрасов И.В. на судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия и на удовлетворении иска настаивает по тем же основаниям.
Представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия. В представленном отзыве ссылаются на то, что исковые требования могут быть удовлетворены только за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа и только после выделения субвенции на эти цели администрации МО «Вельский муниципальный район».
Представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия и полагают, что иск подлежит удовлетворению.
Представители Министерства финансов Архангельской области, Министерства образования науки и культуры Архангельской области, администрации МО «Вельское» на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, доводы искового заявления, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст.18,40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 15 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что общая площадь жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Некрасов И.В., родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>
Решением Верховажского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ мать и отец истца лишены родительских прав в отношении сына Некрасова И.В.
Некрасов И.В. был выявлен, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на территории <адрес> Вологодской области.
С августа 2007 года по июль 2017 года Некрасов И.В. воспитывался в приемной семье и проживал на территории <адрес> Архангельской области. С июля 2017 года по август 2017 года Некрасов И.В. воспитывался в ГБУ «Архангельский детский <адрес>» г. Архангельска. С августа 2017 года и до совершеннолетия Некрасов И.В. воспитывался в ГБУ АО «Ракуло-Кокшеньгский детский дом» <адрес> Архангельской области. В настоящее время обучается в ФОГУ СПО АО «Вельский индустриально-экономический техникум» г. Вельска Архангельской области.
Постановлением главы районного самоуправления администрации <адрес> Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № за Некрасовым И.В. было сохранено право на проживание в жилом помещении по адресу: Вологодская область, <адрес>, <адрес>.
Дом по указанному адресу принадлежал на праве собственности Некрасову В.М., отцу Некрасова И.В. В 2007 году Некрасов В.М. продал жилой дом. На момент продажи жилого дома Некрасов И.В. был несовершеннолетним.
Директор ГБУ АО «Ракуло-Кокшеньгский детский дом», как законный представитель Некрасова И.В., в 2018 году обращалась в Департамент строительства Вологодской области с заявлением о включении Некрасова И.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вологодской области.
Согласно письму исполняющего обязанности руководителя Департамента в удовлетворении заявления о включении Некрасова И.В. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями было отказано.
В январе 2019 года директор ГБУ АО «Ракуло-Кокшеньгский детский дом» в интересах Некрасова И.В. обратилась в Вологодский городской суд с исковым заявлением о включении Некрасова И.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вологодской области. Исковые требования были оставлены без удовлетворения.
В марте 2019 года Некрасов И.В. обратился в отдел опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вельского муниципального района Архангельской области.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, учитывая то, что Некрасов И.В. не имеет регистрации по месту жительства на территории РФ, местом его фактического проживания на момент обращения в отдел опеки и попечительства является <адрес> Архангельской области, постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № Некрасов И.В. включен в указанный список.
До настоящего времени Некрасов И.В. жилым помещением не обеспечен.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
К данному выводу суд пришёл на основании следующего.
Так, истец действительно обладает статусом лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, который родился в <адрес> области, находился в ГБУ АО «Ракуло-Кокшеньгский детский дом» и проживает в <адрес> в настоящее время.
Некрасов И.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вельского муниципального района.
Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований <адрес> государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (ст. 2, ст. 45 ч. 1 Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.
Статьей 12, п. 3 ст. 14, п. 8 ст. 19 Областного закона предусмотрено, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области либо решения уполномоченного исполнительного органа в случае, если органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Архангельской области не наделены соответствующими государственными полномочиями (далее - уполномоченные органы). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, достигшие возраста 18 лет и не включенные в список, подают в органы опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список. Форма заявления устанавливается постановлением уполномоченного исполнительного органа.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что действие положений ст. 8 закона и ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 13 Областного закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, по достижении ими возраста 18 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а также лицам, указанным в пункте 3 статьи 11 настоящего закона. Лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, жилые помещения предоставляются ранее достижения ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения этого возраста. По письменному заявлению лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, медицинских организациях, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Форма заявления устанавливается постановлением уполномоченного исполнительного органа. Лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что в связи с изменениями, внесенными Законом Архангельской области от 24 февраля 2015 года № 247-14-ОЗ в Областной закон и Закон Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области», с 1 января 2016 года полномочиями по предоставлению детям-сиротам жилых помещений наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Некрасов И.В. включен в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещения на территории Вельского муниципального района, в связи с чем, в силу указанных норм права, правоотношения по найму специализированного жилого помещения у истца в настоящее время возникли с МО «Вельский муниципальный район».
На момент судебного разбирательства жилищные права истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору социального найма, а также по договору найма специализированного жилого помещения, а также компенсация за него не предоставлены, а поэтому в данном случае истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на предоставление жилого помещения согласно закону, которое не было им получено и что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Доказательств обратному, в соответствии с требованиями ст.ст. 55, 56, 59, 60 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.
Таким образом, МО «Вельский муниципальный район» обязано исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения, поскольку предоставление субвенций по выполнению государственных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц, является механизмом по исполнению государственного полномочия.
Социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения. С учетом изложенного, а также, принимая во внимание, что истец был выявлен как ребенок – сирота на территории МО «Верховажское», где он родился, после лишения Некрасовой И.В и Некрасова В.М. ребенок находился в приемной семье на территории <адрес> Архангельской области, затем с 2017 находился на воспитании в ГУБУ АО «Ракуло-Кокшеньгский детский дом» на территории <адрес>, где обучается и проживает по настоящее время, регистрации по месту жительства на территории РФ не имеет, то в силу указанных норм права, правоотношения по найму специализированного жилого помещения у Некрасова И.В. в настоящее время возникли с администрацией МО «Вельский муниципальный район», суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право требования обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда в черте МО «Вельское».
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 3 указанного Закона регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
Истец проживает и имеет регистрацию по месту пребывания в <адрес> (в общежитии учебного заведения).
Согласно ст. 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его жилища. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Следовательно, Некрасов И.В., проживая не территории МО «Вельское», имеет право, на предоставление благоустроенного жилья специализированного жилого фонда не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования «Вельское».
Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает возможным обязать администрацию МО «Вельский муниципальный район» предоставить вне очереди жилое помещение Некрасову И.В. по договору найма специализированного жилого помещения в специализированном жилом фонде в виде квартиры или жилого дома, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «Вельское», не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования «Вельское», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «Вельское» <адрес> Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Таким образом, исковые требования Некрасова И.В. подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ст.ст.209,210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возникшему праву у истца на внеочередное получение жилого помещения, оно должно быть предоставлено по вступлении решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.ст.98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать в пользу истца 300 рублей в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в суд.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Некрасова Ильи Витальевича – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» предоставить Некрасову Илье Витальевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу села <адрес> Вологодской области, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде квартиры или жилого дома, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «Вельское», не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования «Вельское», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «Вельское» Вельского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Взыскать с администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в пользу Некрасова Ильи Витальевича 300 рублей в счет возврата государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев