Решение по делу № 2-791/2020 от 03.02.2020

Дело № 2-791/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2020 года Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи: - Пекарининой И.А.,

при секретаре:    - Соловей Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Парфеновой ФИО8, 3-и лица: Департамент архитектуры и градостроительства, ГУП "Севастопольское лесничество", Червинский ФИО8 Правительство города Севастополя о признании недействительным решения, признании недействительным Распоряжения, истребовании имущества из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с настоящим иском к Червинскому А.В., в котором просит признать недействительным решение Севастопольского городского Совета №10646 от 13.07.2010 года «О даче согласия гр. Червинскому А.В., на разработку градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по ул. ФИО8 ФИО8», признать недействительным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №10884-РДЗ от 03.08.2018 года «О предоставлении гражданину Российской Федерации Червинскому ФИО8 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. ФИО8, ФИО8 район, ул. ФИО8, ФИО8, площадью 1000 кв.м.», истребовать в государственную собственность субъекта федерации – города ФИО8 из чужого незаконного владения, земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером ФИО8, расположенный по адресу: г. ФИО8, ФИО8 район, ул. ФИО8, ФИО8. Исковые требования мотивированы тем, что как следует из представления заместителя прокурора города Севастополя от 24.09.2019 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя незаконно передал земельный участок в собственность Червинского А.В. с видом разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений», расположенный по адресу: ФИО8, площадью 1000 кв.м., так как участок расположен в зоне лесов, лесопарков и других насаждений общего пользования, что не соответствует требованиям Генерального плана, утверждённому решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года №4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», а также не соответствует градостроительной документации, документации по планировке территории, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 25.05.2020 года произведена замена ненадлежащего ответчика Червинского А.В. на надлежащего Парфенову В.П.

В судебном заседании представитель истца доводы изложенные в иске поддержал, настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, просил суд отказать в его удовлетворении, указывал на то, что представителем истца не представлено доказательств в обоснование иска, а согласно ответа Севприроднадзора на запрос представителя, указывает на то, что испрашиваемый земельный участок ответчика на входит в состав земель, на которых расположены защитные леса города федерального значения Севастополя.

Третьи лица Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ГКУ «Севастопольское лесничество» явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, о дне и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомили, их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

        Суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без участия сторон, извещенных надлежащим образом о проведении судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 4 ст. 1 Гражданского Кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии со ст.1 ФКЗ №6 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополь» законодательство Российской Федерации действует на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Таким образом, при проверке законности оспариваемого решения Севастопольского городского Совета №10645 от 13.07.2010 года подлежат применению нормы законодательства, действовавшие на момент его принятия, а именно законодательства Украины.

Согласно ч. 1 ст. 122 Земельного Кодекса Украины, сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех потребностей.

Спорный земельный участок расположен на улице ФИО8 города ФИО8, в связи с чем, полномочия по его распоряжению принадлежали Севастопольскому городскому Совету.

В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом. Соблюдение данного порядка является неотъемлемой частью реализации права гражданина на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.

Согласно положений пунктов 6-8 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, граждане, заинтересованные в приобретении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в том числе для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и её ориентировочный размер. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

В соответствии с положениями части 8 статьи 186, статьи 186-1 Земельного Кодекса Украины, разработанный проект по отводу земельного участка подлежит согласованию в установленном законом порядке, после чего земельный участок может быть предоставлен в собственность на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, Червинский А.В. обратился в Севастопольский городской Совет с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка.

Решением № 10645 от 13.07.2010 года Севастопольский городской Совет, рассмотрев заявление Червинского А.В., принимая во внимание комплексное градостроительное заключение от 09.07.2009 №Г 2646/4-1, выданное Управлением градостроительства и архитектуры о соответствии испрашиваемого земельного участка по ул. ФИО8 государственным строительным нормам, Генеральному плану города Севастополя и «Временным правилам использования и застройки города Севастополя», дал согласие гр. Червинскому А.В. на разработку градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по ул. ФИО8

При этом, Севастопольский городской Совет не усмотрел оснований для отказа гражданину в предоставлении спорного земельного участка.

Как усматривается из материалов дела, и в частности проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) по адресу ФИО8 содержащего положительное градостроительное обоснование, указанный земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной.

Кроме того, проект землеустройства содержит заключение о согласовании материалов выбора, места расположения и целевого назначения земельного участка по ул. ФИО8 в ФИО8 районе № ФИО8 от 17.08.2009 года, согласно которого Государственным управлением охраны окружающей природной среды в г. Севастополе согласованы материалы выбора, места расположения и целевого назначения земельного участка по ул. ФИО8 в ФИО8 районе для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.

В соответствии с Временными правилами использования и застройки территории города Севастополя, утвержденными решением Севастопольского городского совета от 18.11.1999 №392 (с изм. и доп. от 14.10.2003 №1347, 17.12.2003 №1767, 12.06.2007 №2083), градостроительная документация – предпроектная и проектная документация градостроительного объекта (района, микройрайона, квартала).

Соответственно, комплексное градостроительное заключение, выданное Управлением градостроительства и архитектуры, разработанное и согласованное в установленном порядке градостроительное обоснование и заключения по нему, проект землеустройства также относятся к градостроительной документации.

В соответствии с ч.7 ст.118 Земельного кодекса Украины, основанием отказа в предоставлении разрешения на составление проекта отвода может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Главным управлением Госземагентства в г. Севастополе проект землеустройства был согласован, земельный участок был внесен в государственный земельный кадастр Украины, с присвоением кадастрового номера ФИО8.

Таким образом, решение Севастопольского городского Совета №10646 от 13.07.2010 принято в полном соответствии с нормами земельного законодательства Украины, а также градостроительной и планировочной документацией, действовавших на момент его принятия.

В соответствии со статьей 12.1. Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» установлено, что до 01 января 2019 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Порядок завершения оформления прав на земельные участки урегулирован Законом города Севастополя №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений».

Согласно статье 12 указанного Закона, завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года.

Согласно части 6 статьи 12 Закона города Севастополя №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений», основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, являются: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства). Указанный перечень является исчерпывающим.

Согласно пунктов 9,10 Порядка передачи в собственность, аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 №25-ПП, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 12 Закона №46-ЗС, Департамент в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Как следует из материалов дела, указанный земельный участок, со статусом «ранее учтенный», Управлением регистрации права и кадастра города Севастополя путем переноса сведений из государственного земельного кадастра Украины, был учтен в Едином государственном реестре недвижимости с присвоением кадастрового номера ФИО8 с категорией «земли населенных пунктов, видом разрешенного использования «для индивидуальной жилищной застройки».

На основании решения Севастопольского городского Совета от 13.07.2010 №10645 и Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 Червинский А.В. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о передаче в собственность земельного участка, который рассмотрев заявление, издал распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №4906-РДЗ от 25.04.2018 года «О предоставлении гражданину Российской Федерации Червинскому А.В. в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: ФИО8, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером ФИО8».

Принимая во внимание, что заявителем в Департамент по имущественным и земельным отношениям был представлен необходимый пакет документов, включая действующее Решение городского Совета от 13.07.2010 №10645, наличие сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», а также факт соответствия испрашиваемого земельного участка разработанной и согласованной градостроительной документации, оснований для отказа в предоставлении земельного участка не усматривается.

20.03.2019 года Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя за Парфеновой В.П. зарегистрировано право собственности №91:04:001025:319-91/050/2020-13721 на земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу г. ФИО8 кадастровым номером ФИО8.

При приобретении участка покупателем были предприняты исчерпывающие меры для проверки законности совершаемых сделок. Спорный участок был внесен на публичную кадастровую карту Российской Федерации, право собственности продавца возникло в полном соответствии с установленным законом порядком, зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, отсутствовали какие-либо споры о законности предоставления данных участков в собственность, аресты или обременения земельных участков.

Таким образом, и государственными органами Украины и государственными органами Российской Федерации совершались последовательные действия по возникновению и регистрации права собственности ответчика на спорный земельный участок.

Нарушения процедуры отчуждения земельного участка, находящегося в публичной собственности, судом не установлено, истцом соответствующих доказательств не представлено.

Согласно сведений, представленных Главным Управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) спорный земельный участок, расположенный по адресу: ФИО8, площадью 1000 кв.м., кадастровый номер ФИО8, не входит в состав земель, на которых расположены защитные леса города федерального значения Севастополя.

Иных сведений указывающих на то, что ответчик приобрел право собственности на спорный земельный участок незаконно, истцом не представлено.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, при этом заинтересованное лицо самостоятельно определяет способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При этом, исходя из установленного пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации принципа осуществления прав и свобод человека и гражданина при недопустимости нарушения прав и свобод других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно статье 23 вышеуказанного Федерального Конституционного закона РФ от 21.03.2014 на территории Республики Крым и города Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В части 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» указано, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 №202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права.

Из указанного Перечня следует, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 01.03.2014: акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка (п. 11).

Постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 г. №25-ПП утвержден порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее – Порядок №25-ПП).

Согласно п. 3 Порядка №25-ПП земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности истцом доводов о незаконном приобретении ответчиком права собственности на спорный земельный участок.

В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Учитывая установленные обстоятельства дела, суд не находит оснований для признания недействительным решения Севастопольского городского Совета №10645 от 13.07.2010 года «О даче согласия Червинскому А.В. на разработку градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по ул. ФИО8 ФИО8», и распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №10884-РДЗ от 03.08.2018 года «О предоставлении гражданину Российской Федерации Червинскому ФИО8 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: ФИО8, площадью 1000 кв.м.

Доказательств того, что земельный участок ответчика площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером ФИО8, расположенный по адресу: ФИО8, находится в зоне лесов, лесопарков и других насаждений общего пользования, суду не представлено.

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301 ГК РФ).

                                                                Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чём приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путём помимо их воли.

                                                                Из приведённых норм материального права в их взаимосвязи следует, что добросовестность участников гражданского оборота и достоверность сведений государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество предполагаются.

                                                                Пунктом 39 постановления Пленума 10/22 разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.

                                                                Таким образом, для истребования имущества из чужого незаконного владения необходимо установить наличие у истца права на это имущество, факт владения этим имуществом ответчиком и незаконность такого владения. Кроме того, для истребования имущества у лица, приобретшего его возмездно и добросовестно, необходимо установление факта утраты этого имущества собственником помимо его воли.

                                                                В соответствии с пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации к Российской Федерации, её субъектам и муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

                                                                К таким особенностям относится обязанность надлежащего контроля государственных и муниципальных органов за принадлежащим публично-правовым образованиям имуществом, обязанность соблюдения установленного порядка издания и регистрации правовых актов, их хранения, ведения делопроизводства и организации архивов.

                                                                Нарушение порядка предоставления земельных участков гражданину государственными или муниципальными органами, порядка издания, регистрации и хранения документов, ведения делопроизводства само по себе не означает выбытие имущества из владения помимо воли собственника.

                                                                Из материалов дела усматривается, что право собственности на истребуемый земельный участок Червинского А.В. возникло на основании актов государственного органа - распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, впоследствии право собственности зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                                                                Таким образом, и государственными органами Украины и государственными органами Российской Федерации совершались последовательные действия по регистрации права собственности ответчиков на спорные земельные участки.

                                                                Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении №16-П от 22 июня 2017 года, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.

Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

Установлено, что право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло в отсутствие каких-либо обременений в отношении объекта недвижимости. Регистрация права на спорный земельный участок, как гарантия правовой определенности в обороте недвижимости, позволяла его участникам соизмерять собственное поведение и предвидеть последствия такового в условиях неизменности официально признанного статуса правообладателей.

Оснований полагать и в дальнейшем, что земельный участок приобретен ответчиком неправомерно, не имеется.

                                                                Пунктом 36 постановления Пленума №10/22 разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

                                                                По настоящему делу установлено, что согласно данных ЕГРН, собственником спорного земельного участка является ответчик. Спорный земельный участок предоставлен Червинскому А.В. на основании распоряжения органов государственной власти Украины и Российской Федерации, поставлены на государственный кадастровый учет, выданы официальные документы о праве собственности, которые зарегистрированы в государственном публичном реестре.

                                                                При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что земельные участки выбыли из государственной собственности помимо воли собственника, а также о применении положений статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяющих истребовать имущество у добросовестного приобретателя, является ошибочным и противоречит приведенным выше положениям норм материального права и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

                                                                Истцом доказательств в обоснование своих требований в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Суд также указывает на то, что истцом не представлено надлежащих доказательств, что спорный земельный участок в настоящее время в установленном законом порядке отнесен к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 16-П от 22 июня 2017 года, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку истцом не доказан факт нахождения земельного участка в собственности истца, а также выбытия земельного участка принадлежащего ответчику из собственности истца на момент его передачи в собственность ответчика.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как установлено частью 1 статьи 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и иными лицами, участвующими в деле.

Учитывая, что истцом в рамках заявленных исковых требований не доказано наличие оснований для признания недействительным решения Севастопольского городского Совета №10645 от 13.07.2010 года и распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №10884-РДЗ от 03.08.2018 года, чем фактически оспаривается право собственности ответчика на земельный участок, то основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Парфеновой ФИО8, 3-и лица: Департамент архитектуры и градостроительства, ГУП "Севастопольское лесничество", Червинский ФИО8 Правительство города Севастополя о признании недействительным Решения Севастопольского городского Совета № 10645 от 13.07.2010 года «О даче согласия Червинскому А.В. градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по ул. ФИО8, ФИО8», признании недействительным Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 10884-РДЗ от 03.08.2018 года «О предоставлении гражданину Российской Федерации Червинскому ФИО8 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: ФИО8 площадью 1000 кв.м., истребовании в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города Севастополя из чужого незаконного владения Парфеновой ФИО8 земельного участка площадью 1000 кв.м. с КН ФИО8, расположенного по адресу г. ФИО8, ул. ФИО8, ФИО8 отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2020 года.

Судья                                                                                                 И.А. Пекаринина

2-791/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Ответчики
Парфенова Валентина Петровна
Другие
Червинский Антон Викторович
Департамент архитектуры и градостроительства
ГУП "Севастопольское лесничество"
Кузьменко Игорь Владимирович
Правительство Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Пекаринина Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
03.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Подготовка дела (собеседование)
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2020Судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Подготовка дела (собеседование)
30.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее