Решение по делу № 72-1249/2022 от 05.10.2022

дело № 72-1249/2022

УИД: 66RS0009-01-2022-002465-82

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2022 года жалобу защитника Закировой А.А. на постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору в химической промышленности и на предприятиях по хранению и переработке растительного сырья Уральского управления Ростехнадзора В. от 01 июля 2022 года №15-00-16/21-22 и решение судьи Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 29 августа 2022 года № 12-196/2022, вынесенные в отношении Лазарева Анатолия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением должностного лица генеральному директору акционерного общества «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод» (далее – АО «УБТ-Уралвагонзавод») Лазареву А.А. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе защитник Закирова А.А. ставит вопрос о замене назначенного наказания в виде административного штрафа предупреждением, в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Закирову А.А., поддержавшую доводы жалобы, оснований для отмены и изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу в связи со следующим.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из преамбулы, Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В статье 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта и обязанности работников опасного производственного объекта.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.

Частью 2 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

АО «УБТ-Уралвагонзавод» эксплуатирует опасный производственный объект (далее по тексту - ОПО) - «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производительная корпорация «Уралвагонзавод», III класс опасности, по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Восточное шоссе, д. 28, зарегистрированный в государственном реестре ОПО Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору per. №А54-03406-0005.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения в период с 16 июня по 09 июля 2021 года плановой выездной проверки специалистами Уральского управления Ростехнадзора установлено, что АО «УБТ-Уралвагонзавод», при эксплуатации ОПО - Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производительная корпорация «Уралвагонзавод», допустило нарушения требований ст.ст. 9, 13, 14.1, 15 Федерального закона № 116-ФЗ, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, п. 2 Приложения «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 1661, п. 11, 13 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 2168, пп. б), в) п.2, пп. а) п.5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 года № 1365, п. 5, 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденного приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 528, приложение №2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 528, п.п.3) ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371; пп.1) п. 20, п.6 Приложения № 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08 апреля 2019 года №140; п.9, п.14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года № 471, п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 № 420, п. 261, 249, 30, 182, 99, 220, 225, 227,230, 238, 241, 271, 275 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 529; пп. в) п. 24 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2451, выразившиеся в:

- осуществлении транспортирования нефтепродуктов, не имея специального разрешения на право выполнения данных работ;

- отсутствии аттестаций Б.1.7 (эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов), Б.1.10 (безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ) у начальника отдела закупок департамента нефтепродуктов АО «УБТ-Уралвагонзавод» Н., ответственного за осуществление производственного контроля на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче - смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- отсутствии аттестаций А. 1 (основы промышленной безопасности), Б. 1.7 (эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов), Б. 1.11 (безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ) у начальника технического отдела АО «УБТ - Уралвагонзавод» П.;

- отсутствии аттестаций А.1 (основы промышленной безопасности), Б. 1.7 (эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов), Б. 1.11 (безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ) у менеджера Л.;

- отсутствии аттестаций Б. 1.7 (эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов), Б. 10.1 (транспортирование опасных веществ железнодорожным транспортом), Б. 10.2 (транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом) у инженерно-технического персонала;

- отсутствии в Должностной инструкции начальника отдела закупок нефтепродуктов департамента нефтепродуктов АО «УБТ - Уралвагонзавод» обязанностей и прав начальника отдела закупок департамента нефтепродуктов АО «УБТ - Уралвагонзавод», ответственного за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте АО «УБТ - Уралвагонзавод»;

- не соответствии требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» от 15 декабря 2020 года № 528 формы наряда-допуска на проведение газоопасных работ на опасном производственном объекте АО «УБТ - Уралвагонзавод»;

- не приложении схемы места проведения газоопасных работ к наряду-допуску на проведение газоопасных работ на опасном производственном объекте АО «УБТ - Уралвагонзавод»;

- не обеспечении направления в Уральское управление Ростехнадзора копии договора обязательного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения или изменения;

- не соответствии сведений, характеризующих ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», зарегистрированных в Государственном реестре ОПО Уральского управления Ростехнадзора 18 ноября 2014 года, а именно: не указаны эксплуатируемые на ОПО железнодорожная эстакада, резервуар горизонтальный стальной цилиндрический №1, V=26 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), резервуар горизонтальный стальной цилиндрический №2, V=56 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), резервуар горизонтальный стальной цилиндрический №3, V=17 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), навес с ограждением над насосным комплексом (насосная станция);

- в отсутствии ограждения опасного производственного объекта, что не исключает доступ посторонних лиц на территорию ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- не проведении экспертизы промышленной безопасности железнодорожной эстакады эксплуатируемой с 26 декабря 2014 года на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности навеса с ограждением над насосным комплексом (насосная станция), эксплуатируемого с 26 декабря 2014 года на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности резервуара горизонтального стального цилиндрического №1, V=26 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), эксплуатируемого на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (по истечении срока безопасной эксплуатации (до декабря 2020 года), установленного заключением экспертизы промышленной безопасности per. №54-ТУ-04019- 2014);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности резервуара горизонтального стального цилиндрического №2, V=56 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), эксплуатируемого на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (по истечении срока безопасной эксплуатации (до декабря 2020 года), установленного заключением экспертизы промышленной безопасности per. № 54-ТУ- 04008-2014);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности резервуара горизонтального стального цилиндрического №3, V=17 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), эксплуатируемого на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (по истечении срока безопасной эксплуатации (до декабря 2020 года), установленного заключением экспертизы промышленной безопасности рег.№54-ТУ-04067-2014);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности устройства выдачи нефтепродуктов АСН-10ВГ2/4 (комплекс измерительный) эксплуатируемого с 26 декабря 2014 года на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации);

- не проведении периодической зачистки (не менее одного раза в два года) - резервуаров горизонтальных стальных цилиндрических №№ 1, 2, 3, 101, 102, 104, 105, 106, 108, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 208, 209, 210, 211, 212, 214, 215, 301, 303, введенных в эксплуатацию в 2014 году, сведения о проведенных работах по зачистке в паспортах вышеуказанных резервуаров – отсутствуют;

- не проведении поверки средств измерений загазованности рабочей зоны, в установленном порядке и их эксплуатация (датчик, контролирующий пары бензина № 101 на железнодорожной эстакаде, не проходил поверку с 19 августа 2013 года при установленной поверке не реже 1 раза в год);

- не проведении поверки средств измерений в резервуарном парке хранения, в установленном порядке и их эксплуатация в обваловании резервуаров (датчики контролирующие пары бензина №№ 097, 098, 099, а также датчики, контролирующие пары дизельного топлива №№ 104, 105, 106, 108, 109, 110, 111 не проходили поверку с 19 августа 2013 года;

- не оборудовании системой производственной канализации ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- отсутствии очистных сооружений производственных сточных вод на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- отсутствии прибора, определяющего направление и скорость ветра на территории ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов - ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- отсутствии схемы организации движения по территории объекта с указанием максимальной скорости движения транспорта на территории ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- не обеспечении направления в Уральское управление Ростехнадзора в течение 14 календарных дней копии «Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», а также соответствующего заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

По результатам проведенной проверки 09 июля 2021 года составлен акт проверки № РП-332-2205-о/а.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки, предписанием об устранении выявленных нарушений, свидетельством о регистрации опасного производственного объекта А54-03406, карточкой учета опасного производственного объекта, сведениями, характеризующими опасный производственный объект, договорами аренды имущества, находящегося в собственности ОАО «Научно- производственная корпорация «Уралвагонзавод», планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО АО «УБТ-Уралвагонзавод».

Решением единственного акционера АО «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод» от 05 июня 2020 года Лазарев А.А. избран генеральным директором с 09 июня 2020 года.

Согласно п. п. 6.1, 6.3 трудового договора от 09 июня 2020 года генеральный директор выполняет функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет руководство текущей деятельностью общества, организует работу общества.

Таким образом, генеральный директор акционерного общества «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод» Лазарев А.А., в силу своих должностных полномочий имея возможность по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, не осуществил контроль по выполнению требований промышленной безопасности, что в соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует, о его вине.

По факту нарушения составлен протокол об административных правонарушениях, отвечающий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д.6-20).

Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о совершении Лазаревым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 указанного Кодекса, дав его бездействию верную юридическую оценку.

Административное наказание назначено Лазареву А.А. с учетом положений ст. ст. 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в жалобе доводы дублируют позицию защитника, изложенную в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи районного суда, и не ставят под сомнение наличие в действиях Лазарева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пересмотр постановления судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся решений, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене указанных постановления и решения по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору в химической промышленности и на предприятиях по хранению и переработке растительного сырья Уральского управления Ростехнадзора В. от 1 июля 2022 года №15-00-16/21-22 и решение судьи Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 29 августа 2022 года № 12-196/2022, вынесенные в отношении Лазарева Анатолия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Ю.А. Филиппова

дело № 72-1249/2022

УИД: 66RS0009-01-2022-002465-82

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2022 года жалобу защитника Закировой А.А. на постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору в химической промышленности и на предприятиях по хранению и переработке растительного сырья Уральского управления Ростехнадзора В. от 01 июля 2022 года №15-00-16/21-22 и решение судьи Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 29 августа 2022 года № 12-196/2022, вынесенные в отношении Лазарева Анатолия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением должностного лица генеральному директору акционерного общества «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод» (далее – АО «УБТ-Уралвагонзавод») Лазареву А.А. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе защитник Закирова А.А. ставит вопрос о замене назначенного наказания в виде административного штрафа предупреждением, в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Закирову А.А., поддержавшую доводы жалобы, оснований для отмены и изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу в связи со следующим.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из преамбулы, Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В статье 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта и обязанности работников опасного производственного объекта.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.

Частью 2 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

АО «УБТ-Уралвагонзавод» эксплуатирует опасный производственный объект (далее по тексту - ОПО) - «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производительная корпорация «Уралвагонзавод», III класс опасности, по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Восточное шоссе, д. 28, зарегистрированный в государственном реестре ОПО Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору per. №А54-03406-0005.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения в период с 16 июня по 09 июля 2021 года плановой выездной проверки специалистами Уральского управления Ростехнадзора установлено, что АО «УБТ-Уралвагонзавод», при эксплуатации ОПО - Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производительная корпорация «Уралвагонзавод», допустило нарушения требований ст.ст. 9, 13, 14.1, 15 Федерального закона № 116-ФЗ, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, п. 2 Приложения «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 1661, п. 11, 13 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 2168, пп. б), в) п.2, пп. а) п.5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 года № 1365, п. 5, 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденного приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 528, приложение №2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 528, п.п.3) ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371; пп.1) п. 20, п.6 Приложения № 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08 апреля 2019 года №140; п.9, п.14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года № 471, п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 № 420, п. 261, 249, 30, 182, 99, 220, 225, 227,230, 238, 241, 271, 275 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 529; пп. в) п. 24 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2451, выразившиеся в:

- осуществлении транспортирования нефтепродуктов, не имея специального разрешения на право выполнения данных работ;

- отсутствии аттестаций Б.1.7 (эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов), Б.1.10 (безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ) у начальника отдела закупок департамента нефтепродуктов АО «УБТ-Уралвагонзавод» Н., ответственного за осуществление производственного контроля на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче - смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- отсутствии аттестаций А. 1 (основы промышленной безопасности), Б. 1.7 (эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов), Б. 1.11 (безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ) у начальника технического отдела АО «УБТ - Уралвагонзавод» П.;

- отсутствии аттестаций А.1 (основы промышленной безопасности), Б. 1.7 (эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов), Б. 1.11 (безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ) у менеджера Л.;

- отсутствии аттестаций Б. 1.7 (эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов), Б. 10.1 (транспортирование опасных веществ железнодорожным транспортом), Б. 10.2 (транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом) у инженерно-технического персонала;

- отсутствии в Должностной инструкции начальника отдела закупок нефтепродуктов департамента нефтепродуктов АО «УБТ - Уралвагонзавод» обязанностей и прав начальника отдела закупок департамента нефтепродуктов АО «УБТ - Уралвагонзавод», ответственного за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте АО «УБТ - Уралвагонзавод»;

- не соответствии требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» от 15 декабря 2020 года № 528 формы наряда-допуска на проведение газоопасных работ на опасном производственном объекте АО «УБТ - Уралвагонзавод»;

- не приложении схемы места проведения газоопасных работ к наряду-допуску на проведение газоопасных работ на опасном производственном объекте АО «УБТ - Уралвагонзавод»;

- не обеспечении направления в Уральское управление Ростехнадзора копии договора обязательного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения или изменения;

- не соответствии сведений, характеризующих ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», зарегистрированных в Государственном реестре ОПО Уральского управления Ростехнадзора 18 ноября 2014 года, а именно: не указаны эксплуатируемые на ОПО железнодорожная эстакада, резервуар горизонтальный стальной цилиндрический №1, V=26 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), резервуар горизонтальный стальной цилиндрический №2, V=56 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), резервуар горизонтальный стальной цилиндрический №3, V=17 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), навес с ограждением над насосным комплексом (насосная станция);

- в отсутствии ограждения опасного производственного объекта, что не исключает доступ посторонних лиц на территорию ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- не проведении экспертизы промышленной безопасности железнодорожной эстакады эксплуатируемой с 26 декабря 2014 года на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности навеса с ограждением над насосным комплексом (насосная станция), эксплуатируемого с 26 декабря 2014 года на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности резервуара горизонтального стального цилиндрического №1, V=26 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), эксплуатируемого на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (по истечении срока безопасной эксплуатации (до декабря 2020 года), установленного заключением экспертизы промышленной безопасности per. №54-ТУ-04019- 2014);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности резервуара горизонтального стального цилиндрического №2, V=56 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), эксплуатируемого на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (по истечении срока безопасной эксплуатации (до декабря 2020 года), установленного заключением экспертизы промышленной безопасности per. № 54-ТУ- 04008-2014);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности резервуара горизонтального стального цилиндрического №3, V=17 м2 (аварийного слива нефтепродуктов), эксплуатируемого на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (по истечении срока безопасной эксплуатации (до декабря 2020 года), установленного заключением экспертизы промышленной безопасности рег.№54-ТУ-04067-2014);

- не проведении экспертизы промышленной безопасности устройства выдачи нефтепродуктов АСН-10ВГ2/4 (комплекс измерительный) эксплуатируемого с 26 декабря 2014 года на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации);

- не проведении периодической зачистки (не менее одного раза в два года) - резервуаров горизонтальных стальных цилиндрических №№ 1, 2, 3, 101, 102, 104, 105, 106, 108, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 208, 209, 210, 211, 212, 214, 215, 301, 303, введенных в эксплуатацию в 2014 году, сведения о проведенных работах по зачистке в паспортах вышеуказанных резервуаров – отсутствуют;

- не проведении поверки средств измерений загазованности рабочей зоны, в установленном порядке и их эксплуатация (датчик, контролирующий пары бензина № 101 на железнодорожной эстакаде, не проходил поверку с 19 августа 2013 года при установленной поверке не реже 1 раза в год);

- не проведении поверки средств измерений в резервуарном парке хранения, в установленном порядке и их эксплуатация в обваловании резервуаров (датчики контролирующие пары бензина №№ 097, 098, 099, а также датчики, контролирующие пары дизельного топлива №№ 104, 105, 106, 108, 109, 110, 111 не проходили поверку с 19 августа 2013 года;

- не оборудовании системой производственной канализации ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- отсутствии очистных сооружений производственных сточных вод на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- отсутствии прибора, определяющего направление и скорость ветра на территории ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов - ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- отсутствии схемы организации движения по территории объекта с указанием максимальной скорости движения транспорта на территории ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;

- не обеспечении направления в Уральское управление Ростехнадзора в течение 14 календарных дней копии «Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», а также соответствующего заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

По результатам проведенной проверки 09 июля 2021 года составлен акт проверки № РП-332-2205-о/а.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки, предписанием об устранении выявленных нарушений, свидетельством о регистрации опасного производственного объекта А54-03406, карточкой учета опасного производственного объекта, сведениями, характеризующими опасный производственный объект, договорами аренды имущества, находящегося в собственности ОАО «Научно- производственная корпорация «Уралвагонзавод», планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО АО «УБТ-Уралвагонзавод».

Решением единственного акционера АО «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод» от 05 июня 2020 года Лазарев А.А. избран генеральным директором с 09 июня 2020 года.

Согласно п. п. 6.1, 6.3 трудового договора от 09 июня 2020 года генеральный директор выполняет функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет руководство текущей деятельностью общества, организует работу общества.

Таким образом, генеральный директор акционерного общества «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод» Лазарев А.А., в силу своих должностных полномочий имея возможность по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, не осуществил контроль по выполнению требований промышленной безопасности, что в соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует, о его вине.

По факту нарушения составлен протокол об административных правонарушениях, отвечающий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д.6-20).

Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о совершении Лазаревым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 указанного Кодекса, дав его бездействию верную юридическую оценку.

Административное наказание назначено Лазареву А.А. с учетом положений ст. ст. 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в жалобе доводы дублируют позицию защитника, изложенную в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи районного суда, и не ставят под сомнение наличие в действиях Лазарева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пересмотр постановления судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся решений, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене указанных постановления и решения по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору в химической промышленности и на предприятиях по хранению и переработке растительного сырья Уральского управления Ростехнадзора В. от 1 июля 2022 года №15-00-16/21-22 и решение судьи Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 29 августа 2022 года № 12-196/2022, вынесенные в отношении Лазарева Анатолия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Ю.А. Филиппова

72-1249/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ЛАЗАРЕВ АНАТОЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Другие
Закирова Александра Андреевна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Филиппова Юлия Анатольевна
Статьи

9.1

Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
10.10.2022Материалы переданы в производство судье
23.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2022Дело оформлено
30.11.2022Дело передано в экспедицию
23.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее