(№12-255/2022)
РЕШЕНИЕ
13 марта 2023 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «СОЛО ЛЛП» Кошкодан А.О. на постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего отделом экологического надзора г.Алушты управления экологического надзора Южно-Крымского региона Охотенко М.В. от 3 июня 2022 года № 021507-1072/04.2-20/080, решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «СОЛО ЛЛП» (далее - ООО «СОЛО ЛЛП», общество, юридическое лицо),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего отделом экологического надзора г.Алушты управления экологического надзора Южно-Крымского региона Охотенко М.В. от 3 июня 2022 года № 021507-1072/04.2-20/080, оставленным без изменения решением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2022 года, ООО «СОЛО ЛЛП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 510000 рублей.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник общества Кошкодан А.О. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит обжалуемые акты отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель юридического лица, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, обеспечил явку защитника, в связи с чем в порядке статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Защитник Кошкодан А.О. в судебном заседании жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней, просила её удовлетворить.
Заслушав пояснения защитника общества Кошкодан А.О., опросив по обстоятельствам дела должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление по делу, Охотенко М.В., полагавшего жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьёй 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения по использованию и охране редких и исчезающих видов животных и растений.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
В соответствии со статьёй 59 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Частями 1, 2 статьи 60 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1.2 Порядка ведения Красной книги Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 23 мая 2016 года № 306, Красная книга Российской Федерации содержит свод документированной информации о состоянии, распространении, категориях статуса редкости и статуса угрозы исчезновения и мер охраны, с целью обеспечения сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 14 апреля 2022 года № с учётом внесенных в него изменений определением от 20 мая 2022 года №, согласно которому в период времени с ноября 2021 года по май 2022 года, в ходе осуществления строительных работ по реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, ООО «СОЛО ЛЛП» на территории земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, допущено повреждение двух деревьев вида «фисташка туполистная», который занесен в Красную книгу Российской Федерации, которое выразилось в сломе нескольких ветвей на стволах указанных деревьев, что является нарушением статьи 60 Федерального закона № 7-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья городского суда с выводами должностного лица административного органа согласился, оставив оспариваемое постановление по делу без изменения.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными и обоснованными признать нельзя в силу следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Согласно частям 3-6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 4 и 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
В соответствии с частью 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ООО «СОЛО ЛЛП», но с участием защитника общества Кошкодан А.О., при этом последней в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены процессуальные права, предусмотренные статьёй 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, какие-либо расписки Кошкодан А.О. о разъяснении прав в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют подписи последней в протоколе об административном правонарушении (т.1 л.д.211-212).
Из пояснений, данных Кошкодан А.О. и Охотенко М.В. в ходе рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Крым, следует, что Кошкодан А.О. была допущена к участию в деле в качестве защитника общества, однако, должностное лицо Охотенко М.В., ознакомившись с представленной Кошкодан А.О. доверенностью, пришел к выводу, что последняя не наделена правом участия в деле, в связи с чем ей не были разъяснены процессуальные права, она не давала объяснений, не была ознакомлена с протоколом об административном правонарушении и копия протокола ей не вручалась.
Таким образом, защитник общества Кошкодан А.О. не была осведомлена об объеме предоставленных ей процессуальных прав, что повлекло нарушение права общества на защиту.
Кроме того, из материалов дела следует, что должностным лицом управления государственного контроля (надзора) Южно-Крымского региона были предприняты меры к устранению недостатков, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, путем вынесения 20 мая 2022 года определения о внесении в протокол об административном правонарушении от 14 апреля 2022 года № 021507 изменений, касающихся описания места, времени совершения и события административного правонарушения.
Однако подобное устранение недостатков протокола не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении.
Приведенная правовая норма неприменима к случаям устранения недостатков протокола об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обеспечены установленные данной нормой и статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, протокол об административном правонарушении по настоящему делу не является допустимым доказательством по делу и не мог быть положен в основу обжалуемых актов.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, при этом судьёй городского суда были оставлены без внимания и соответствующей правовой оценки.
Помимо этого, в силу частей 1 и 2 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Из материалов дела следует, что защитником общества Кошкодан А.О. до составления протокола об административном правонарушении 14 апреля 2022 года были поданы возражения по делу, содержащие ходатайства об ознакомлении с материалами дела и об отложении составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.216-220).
Уполномоченное должностное лицо административного органа при поступлении указанных ходатайств в случае отказа в их удовлетворении обязано было применительно к вышеуказанным нормам права вынести соответствующее мотивированное определение.
Однако вопреки требованиям статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные защитником общества ходатайства своевременно не были рассмотрены, мотивированные определения об отклонении заявленных ходатайств не вынесены, как и отсутствуют в материалах дела сведения, подтверждающие удовлетворение данных ходатайств, сведения об ознакомлении защитника общества с материалами дела отсутствуют.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании должностным лицом, в производстве которого находится дело, необходимых условий для реализации юридическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права. Допущенные должностным лицом административного органа и оставленные без внимания судьёй городского суда нарушения требований закона являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, судьёй городского суда при проверке законности и обоснованности постановления должностного лица административного органа о привлечении ООО «СОЛО ЛЛП» к административной ответственности не проверено наличие всех квалифицирующих признаков административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом необходимые для этого сведения не истребованы, обстоятельства, установленные при производстве по делу должностным лицом административного органа, не проверены, надлежащая оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам не дана.
Так, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном конкретном случае может выражаться в уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, либо в действиях (бездействии), которые могут привести к гибели таких растений.
ООО «СОЛО ЛЛП» привлечено к административной ответственности за действия, выразившиеся сломе нескольких ветвей на стволах двух деревьев вида «фисташка туполистная», занесенного в Красную книгу Российской Федерации, при этом материалы дела не содержат в себе каких-либо сведений, подтверждающих, что указанные действия могли либо могут привести к гибели таких растений.
Какие-либо экспертные заключения, заключения специалистов материалы дела не содержат, при этом ни должностным лицом административного органа, ни судьёй городского суда, пересматривающим дело, не было совершено каких-либо действий, направленных на установление данного обстоятельства, имеющего существенное значение для рассмотрения дела: экспертизы по делу не назначались, специалисты не опрашивались, дополнительные письменные доказательства не истребовались.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении в нарушение требований статей 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были выяснены все обстоятельства, подлежащие выяснению, материалы дела не содержат в себе достаточной совокупности допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих виновность ООО «СОЛО ЛЛП» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а обстоятельства, на основании которых вынесены постановление и судебное решение по делу, не получили объективного подтверждения, следовательно, не являются доказанными.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа, а также решение судьи городского суда, вынесенные в отношении ООО «СОЛО ЛЛП» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
решил:
постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего отделом экологического надзора г.Алушты управления экологического надзора Южно-Крымского региона Охотенко М.В. от 3 июня 2022 года № 021507-1072/04.2-20/080, решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «СОЛО ЛЛП» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Шидакова