Решение по делу № 2а-44/2022 (2а-1576/2021;) от 07.04.2021

УИД 23RS0044-01-2021-001349-15

к делу № 2а-44/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская 17 января 2022 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего

Лапшина К.Н.,

при секретаре судебного заседания

Вощан И.Г.,

с участием административных истцов

Добробаба Т.Г.,

Ермоленко Р.И.,

Жидкова С.А.,

Нифонтовой В.А.,

представителя административного ответчика

Маловичко Е.Ю.,

действующей на основании доверенности <...> от <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Добробаба Т.Г., Ермоленко Р.И., Жидкова С.А., ФИОГлущенко Д.В.3, Новикова А.А., Нифонтовой В.А., Заиченко А.Г., Баранчук С.Н., Лепехина С.В. к администрации Черноморского городского поселения <...> о признании решения незаконным,

установил:

Административные истцы Добробаба Т.Г., Ермоленко Р.И., Жидков С.А., Гуленко Д.В., Новиков А.А., Нифонтова В.А., Заиченко А.Г., Баранчук С.Н., Лепехин С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Черноморского городского поселения Северского района о признании решения незаконным, в котором просят признать действия администрации Черноморского городского поселения Северского района по изменению типа (статуса) жилого дома, расположенного по адресу: <...>, с «многоквартирный жилой дом» на «жилой дом блокированной застройки» незаконными; обязать администрацию Черноморского городского поселения Северского района в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем изменения типа (статуса) жилого дома, расположенного по адресу: <...>, признанного аварийным и подлежащим сносу с «жилой дом блокированной застройки» на «многоквартирный жилой дом» с внесением соответствующих исправлений в графу 4 АИС «Реформа ЖКХ».

В обоснование заявленных административных исковых требований указано о том, что в соответствии с данными технического паспорта домовладения, составленного отделом по Северскому району ГБУ Краснодарского края» «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ», многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, 1950 года постройки, деревянный, одноэтажный, с каркасно-обшивными дощатыми стенами, состоит из 10 квартир. Общая площадь дома составляет 277,9 кв.м. Собственниками квартир в указанном жилом доме являются административные истцы. Межведомственная комиссия по обследованию и использованию жилищного фонда, утвержденная постановлением администрации Черноморского городского поселения Северского района от 17.04.2017 года № 159, составила заключение № 2 от 30.06.2017 года о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

На основании данного заключения издано постановление администрации Черноморского городского поселения Северского района «Об утверждении заключения постоянно действующей межведомственной комиссии о признании многоквартирных жилых домов Черноморского городского поселения Северского района, непригодными для постоянного проживания» от 10.07.2017 года <...>, которым многоквартирный дом № 10 <...> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено граждан, проживающих в данном доме, переселить из аварийного дома на позднее 2030 года, но не ранее включения в программу по переселению из аварийного жилого фонда.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, не включен в адресную программу Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденную постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 года № 186, по причине того, что признан аварийным 10.07.2017 года, то есть после 01.01.2017 года.

Информация о данном доме, внесенная в АИС «Реформа ЖКХ» до признания его аварийным и подлежащим сносу, содержит сведения о типе дома (графа 4) – многоквартирный жилой дом, что соответствует сведениям, содержащимся в техническом паспорте и выписке из ЕГРН.

Выпиской из ЕГРН от 25.12.2020 года также подтверждается, что дом, площадью <...> с кадастровым номером <...>, 1950 года постройки, расположенный по адресу: <...>, имеет назначение – жилое.

Согласно справке Отдела по Северскому району ГБУ «Краевая техническая инвентаризация – краевое БТИ» от 02.11.2020 года, в техническом паспорте от 21.04.2017 года объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, значится как многоквартирный дом.

Однако, информации о доме, расположенном по адресу: <...>, внесенная в АИС «Реформа ЖКХ» после признания его аварийным и подлежащим сносу, содержит сведения о типе дома (графа 4) – жилой дом блокированной застройки; срок переселения граждан из аварийного жилья указан как 31.12.2030 года, плановая дата сноса – 31.12.2031 года.

В соответствии с Письмом Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 04.03.2019 года № ОР-07/290 «О формировании сведений о многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», жилые дома блокированной застройки не отнесены законодательством к многоквартирным домам, предоставление Фондом финансовой поддержки на переселение граждан из домов блокированной застройки Федеральным законом не предусмотрено и, соответственно, требования статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» о включении многоквартирных домов в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на дома блокированной застройки не распространяются.

Принадлежащие им – жильцам жилого дома, квартиры расположены в доме № 10 <...>, который с технической точки зрения являются единым жилым домом и имеют общий фундамент, общие стены, крышу, чердак, то есть содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений и самостоятельные жилые помещения для проживания разных семей. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, является муниципальной собственностью.

На этапе первичного размещения сведений о доме в реестре объектов жилищного фонда администрацией было указано, что данный дом является многоквартирным жилым домом, однако впоследствии без законных оснований, без вынесения соответствующего постановления дом переведен в дом блокированной застройки. Согласие на изменение статуса жилого дома с многоквартирного жилого дома в дом блокированной застройки они не давали. Полагают, что действия администрация Черноморского городского поселения Северского района по изменению типа (статуса) жилого дома, расположенного по адресу: <...>, с «многоквартирный жилой дом» на «жилой дом блокированной застройки» нарушают их права, свободы и законные интересы, поскольку делают невозможным включение указанного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в будущем, а их – жильцов указанного дома - права на предоставление других жилых помещений либо на денежное возмещение за изымаемое жилое помещение.

Административные истцы Добробаба Т.Г., Ермоленко Р.И., Жидков С.А., Нифонтова В.А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении административных исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административные истцы Гуленко Д.В., Новиков А.А., Заиченко А.Г., Баранчук С.Н., Лепехин С.В. в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Представитель ответчика администрации Черноморского городского поселения Северского района Маловичко Е.Ю. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, пояснила, что административный ответчик не совершал каких-либо действий, направленных на изменение типа (статуса) спорного жилого дома, представила письменный отзыв на иск, в котором указала о том, что жилой дом № 10 <...> является 10-ти квартирным, деревянным, одноэтажным с каркасно-обшивными дощатыми стенами 1950 года постройки. Заключением от 30.06.2017 года данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Данное заключение утверждено постановлением администрации Черноморского городского поселения <...> от 10.07.2017 года. По состоянию на 01.12.2021 года на территории Черноморского городского поселения находится 31 многоквартирный дом, признанные аварийными и подлежащими переселению. Информация обо всех домах данной категории размещена на официальном сайте Реформа ЖКХ. В графе «тип дома» указано, что дом № 10 <...> является домом блокированной застройки в соответствии с п.п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, ст. 3 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Согласно кадастровой выписке и техническому паспорту, здание по <...> имеет назначение жилой дом, состоит из 10 жилых помещений, каждое предназначено для проживания одной семьи, общую стену без проемов с соседними жилыми помещениями или блоками и отдельный выход наружу. Помещения общего пользования и общие инженерные системы, чем характеризуется «Здание многоквартирное», в спорном доме отсутствуют, в связи с чем, в графе 4-Аис на сайте Реформа ЖКХ правомерно указана «блокированная застройка». Статус жилого дома не влияет на включение в программу по переселению граждан, поскольку согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в программу по переселению включены дома, признанные аварийными в установленном порядке до 01.01.2017 года. <...> не включен в программу, так как признан аварийным 10.07.2017 года.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Добробаба Н.Ф. пояснил суду, что зарегистрирован и проживает в квартире № 1 в доме <...>. Указанный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Однако дом не был включен в программу по переселению из аварийного жилья, с чем он, как житель дома, не согласен.

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.

Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам принят Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» дано понятие аварийного жилищного фонда, представляющего собой совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В соответствии с указанным Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ Российской Федерацией создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который согласно пункту 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», с целью получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации утверждена адресная программа Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы».

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

В судебном заседании установлено, что административные истцы Добробаба Т.Г., Ермоленко Р.И., Жидков С.А., Гуленко Д.В., Новиков А.А., Нифонтова В.А., Заиченко А.Г., Баранчук С.Н., Лепехин С.В. являются собственниками квартир, расположенных в жилом доме по адресу: <...> (л.д. 10-20).

В соответствии со сведениями ЕГРН от 25.12.2020 года, указанный жилой дом, 1950 года постройки, имеет площадь <...>, этажность 1, кадастровый <...>, инвентарный <...>, расположен по адресу: <...> (л.д. 25).

В соответствии со сведениями отдела по Северскому району ГБУ «Краевая техническая инвентаризация – Краевой БТИ» от 02.11.2020 года, объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, с инвентарным номером <...>, значится как многоквартирный дом (л.д. 26).

Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для постоянного проживания от 30.06.2017 года, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 21-23).

Постановлением администрации Черноморского городского поселения Северского района от 10.07.2017 года <...>, заключение межведомственной комиссии от 30.06.2017 года утверждено, дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено граждан, проживающих в данном доме, переселить из аварийного дома на позднее 2030 года, но не ранее включения в программу по переселению из аварийного жилого фонда (л.д. 24).

В ответ на обращения собственников квартир – административных истцов по делу о сроках переселения из аварийного жилого дома, в письмах от 24.01.2020 года и 12.10.2020 года администрацией Черноморского городского поселения Северского района указано, что многоквартирный дом № 10 <...> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, информация размещена на официальном сайте Реформа ЖКХ, однако, дом не включен в адресную программу <...> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», поскольку признан аварийным после 01.01.2017 года (л.д. 27).

Таким образом, поскольку дом № 10 <...> был признан аварийным и подлежащим сносу 10.07.2017 года, то есть после 01.01.2017 года, расселению в рамках адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 года <...>, он не подлежит.

В соответствии с п. 2.3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства утверждены методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно п. 5.1.4 Приказа Минстроя России от 11.11.2021 года № 817/пр «Об утверждении методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», разработку приложений к программе переселения рекомендовано осуществлять в автоматизированной информационной системе государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «Реформа ЖКХ».

Сведения о многоквартирных домах, в том числе о датах признания их аварийными и подлежащими сносу заполняются в АИС «Реформа ЖКХ» органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Согласно п. 2.1 Приказа Минстроя России от 11.11.2021 года № 817/пр «Об утверждении методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона в программу переселения рекомендуется включать: многоквартирные доме, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 1 января 2017 года, либо аварийные многоквартирные дома, которые признаны таковыми после 1 января 2017 года.

Также в программу переселения рекомендуется включать дома, при условии, что их расселение осуществляется субъектом Российской Федерации без участия средств Фонда: многоквартирные дома, которые признаны аварийными в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечения террористических актов правомерными действиями, по причинам техногенного характера и по другим, отличным от физического износа причинам; аварийные дома блокированной застройки и объекты индивидуального жилищного строительства, признанные непригодными для проживания.

Как следует из сведений официального сайта Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, информация о спорном доме, внесенная в АИС «Реформа ЖКХ» до признания его аварийным и подлежащим сносу содержит сведения о типе дома (графа 4) – многоквартирный жилой дом (л.д. 20).

Из представленных истцами сведений официального сайта Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (АИС «Реформа ЖКХ») по состоянию на 30.09.2020 года, следует, что тип спорного жилого дома указан как «дом блокированной застройки» (л.д. 30).

В ответ на обращение собственников квартир спорного жилого дома, 23.03.2021 года администрацией Черноморского городского поселения Северского района разъяснено, что поскольку общее имущество (подъезд, общий подвал) в жилом доме № 10 <...> отсутствует, в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, данный дом относиться к типу «Дом блокированной застройки» (Л.д. 33).

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, к домам блокированной застройки относятся жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположенн на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу положений вышеприведенных норм законодательства жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным, существенным признаком, отличающим многоквартирный дом от блокированного дома, состоящего из нескольких квартир, является наличие в многоквартирном доме помещений общего пользования.

В связи с необходимостью установления фактов, имеющих значение для правильного разрешения дела, определением Северского районного суда Краснодарского края от 31.05.2021 года назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Легалайз».

Согласно выводам заключения эксперта от 03-06-2021 от 19.11.2021 года, в результате выполненного натурного экспертного обследования, камеральной обработки собранной в ходе исследования информации, сравнения полученных результатов с требованиями нормативной документации, анализа материалов дела установлено: объект исследования (литера А) представляет собой строение, состоящее из 10 квартир, имеющих общие стены (без проемов между квартирами), одну осевую продольную стену, которая служит разграничением двух рядов квартир. В жилые квартиры имеются индивидуальные вводы газопроводов для подключения газовых печей и газовых котлов. Согласно схеме газопровод не пересекает транзитом стены отдельных квартир. В поэтажных планах квартир, разработанных Филиалом ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация» по Северскому району указано, что объект относится к индивидуальному жилищному строительству. Исходя из информации Государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на момент подготовки заключения, тип дома <...>, 10 <...> указан как жилой дом блокированной застройки. В разделе «История управления», в архивной анкете за 2014 год тип объекта исследования указан как многоквартирный жилой дом. Достоверные сведения об изменении параметров строительства объекта исследования в материалах дела и на сайте Фонда отсутствуют. Объект исследования, расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, пгт. Черноморский, ул. Крупской, д. 10, не обладает определяющими признаками и составом помещений, характерными для многоквартирного жилого дома, в соответствии с требованиями СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 с изменениями № 1, 2, 3. Исключение составляет наличие чердака, расположенного над всеми квартирами.

По совокупности определяющих признаков, рассматриваемый объект частично удовлетворяет требованиям ГрК РФ к блокированным жилым домам (за исключением отдельных земельных участков под каждым блоком или квартирой).

Рассматриваемый объект капитального строительства обладает определяющими характеристиками жилых домов блокированной застройки, указанными в Письме Минэкономразвития России от 14.03.2017 года № Д23и-1328 «О жилых домах блокированной застройки» в связи с чем, может быть признан индивидуальным жилым домом блокированной застройки. Фактическим обследованием установлено, что объект исследования имеет в своем составе жилые комнаты (квартиры) и вспомогательные хозяйственные помещения внутри них. При обследовании установлено, что в здании отсутствует общее имущество, предусмотренное ЖК РФ, тем самым характеристики объекта соответствуют основным требованиям ЖК к домам блокированной застройки. Объект исследования, расположенный по адресу: <...>, состоит из 10 квартир, каждая из которых предназначена для проживания одной семьи, что не соответствует требованиям к определению индивидуального жилого дома согласно СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» с изменениям № 1, утвержденным и введенным в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10.07.2018 года № 415/пр с 11.01.2019 года. Эксперт пришел к выводу, что объект исследования, расположенный по адресу: <...> д. 10, по своим основным строительно-техническим признакам отвечает действующим на момент проведения экспертизы требованиям к жилым домам блокированной застройки (исключение составляет наличие чердака, расположенного над всеми квартирами и отсутствие отдельных земельных участков под каждым блоком или квартирой).

Данное заключение эксперта проведено экспертом, имеющим высшее образование, длительный стаж работы по специальности и соответствующую подготовку для осуществления экспертной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, выводы эксперта являются полными, мотивированными, ответы на поставленные вопросы последовательны и обоснованны, не противоречат пояснениям сторон в части фактических обстоятельств спора и согласуется с представленными письменными доказательствами по делу.

Заключение эксперта по поставленным судом вопросам мотивировано, изложено в понятных формулировках и в полном соответствии с требованиями закона. Компетентность, беспристрастность и выводы эксперта у суда сомнения не вызывают, доказательств, что эксперт, проводивший исследования заинтересован в исходе дела не представлено. Таким образом, не доверять выводам судебной экспертизы нет никаких оснований.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых действий нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно данным публичной кадастровой карты и справочной информации по объектам недвижимости, земельный участок под спорным жилым домом, на государственном кадастровом учете не состоит.

Из пояснений сторон, фотоматериала, заключения эксперта следует, что спорный дом с момента его возведения фактически являлся блокированным, поскольку состоит из 10 самостоятельных изолированных частей, поименованных как квартиры, каждая из которых имеет индивидуальный выход на огороженный земельный участок с хозяйственными постройками, используемый собственниками для самостоятельной эксплуатации каждой из квартир. Квартиры не имеют помещений общего пользования и оборудованы полностью автономными для каждой части (блока) жилого дома инженерными сетями.

То обстоятельство, что в сведениях об основных характеристиках данного объекта недвижимости указано назначение «многоквартирный дом», само по себе не свидетельствует о том, что указанный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в указанном доме.

Жилой дом № 10 <...> в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, сведения о нем внесены в перечень домов, признанных аварийными АИС «Реформа ЖКХ».

Поскольку признание дома аварийным состоялось до 01.01.2017 года, он не подлежит расселению в рамках адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 года № 186.

По своим основным строительно-техническим признакам спорный жилой дом относится к жилым домам блокированной застройки, в связи с чем, изменение в графе 4 (тип дома) АИС «Реформа ЖКХ» назначения (типа) жилого дома с «многоквартирный жилой дом» на «дом блокированной застройки» не нарушает прав истцов и не возлагает на них дополнительных обязанностей. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

По делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза, стоимость которой составляет 55 000 рублей.

В целях реализации задач судопроизводства по справедливому судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей суд приходит к выводу об уменьшении расходов на оплату строительно-технической экспертизы, выполненной ООО «Легалайз», до 49 500 рублей и, с учетом вынесенного судом решения, в соответствии со ст.ст. 103, 106, 111 КАС РФ о взыскании указанных расходов в пользу ООО «Легалайз» с истцов в равных долях по 5 500 рублей с каждого.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

                

В удовлетворении административных исковых требований Добробаба Т.Г., Ермоленко Р.И., Жидкова С.А., ФИОГлущенко Д.В.3, Новикова А.А., Нифонтовой В.А., Заиченко А.Г., Баранчук С.Н., Лепехина С.В. к администрации Черноморского городского поселения Северского района о признании решения незаконным – отказать.

Взыскать с Добробаба Т.Г. в пользу ООО «Легалайз» 5 500 рублей в счет затрат на проведение экспертизы.

Взыскать с Ермоленко Р.И. в пользу ООО «Легалайз» 5 500 рублей в счет затрат на проведение экспертизы.

Взыскать с Жидкова С.А. в пользу ООО «Легалайз» 5 500 рублей в счет затрат на проведение экспертизы.

Взыскать с ФИОГлущенко Д.В.3 в пользу ООО «Легалайз» 5 500 рублей в счет затрат на проведение экспертизы.

Взыскать с Новикова А.А. в пользу ООО «Легалайз» 5 500 рублей в счет затрат на проведение экспертизы.

Взыскать с Нифонтовой В.А. в пользу ООО «Легалайз» 5 500 рублей в счет затрат на проведение экспертизы.

Взыскать с Заиченко А.Г. в пользу ООО «Легалайз» 5 500 рублей в счет затрат на проведение экспертизы.

Взыскать с Баранчук С.Н. в пользу ООО «Легалайз» 5 500 рублей в счет затрат на проведение экспертизы.

Взыскать с Лепехина С.В. в пользу ООО «Легалайз» 5 500 рублей в счет затрат на проведение экспертизы.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 20.01.2022 года.

Председательствующий          К.Н. Лапшин

07.04.2021Регистрация административного искового заявления
07.04.2021Передача материалов судье
08.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2021Подготовка дела (собеседование)
13.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.05.2021Предварительное судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
16.12.2021Производство по делу возобновлено
16.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее