Дело № 2-1046/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2018 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
с участием истца Комогорцева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комогорцев С.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Комогорцева В.С., Комогорцева И.С. к Администрации сельского поселения «Богомягковское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, МЧС России по Забайкалького края, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 2009 года и по настоящее время они проживают в жилом доме, расположенном по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Богомягково, ул.Речная, д.11, кв.1, однако, имеют регистрацию по другому адресу. 08 июля 2018 года на территории г.Шилка муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего дом и имущество в нем пострадали. В выплате компенсации им было отказано ввиду отсутствия регистрации по месту жительства.
Просит установить факт постоянного проживания истцов в жилом доме по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Богомягково, ул.Речная, д.11, кв.1 для получения материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года.
Признать за ними право на получение материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 330 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать ответчика включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам материальную и финансовую помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 330 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В судебном заседании истец Комогорцев С.С., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних Комогорцева В.С., Комогорцева И.С. исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что в доме по адресу: с.Богомягково, ул.Речная, д.11, кв.1 он проживает с сожительницей Антоновской Е.А. и двумя сыновьями. Антоновская Е.А. проживала по данному адресу с 2009 года, она приобретала его с прежним сожителем. По адресу регистрации он не проживает, так как дом признан аварийным. Брак между ним и Антоновской не зарегистрирован, так как они не считают это необходимым. Антоновская Е.А. включена в списки граждан, пострадавших в результате ЧС и ей выплачена соответствующая компенсация.
Представитель ответчика Администрации СП «Богомягковское» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменное заявление и отзыв, где просил дело рассмотреть в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истцы не имели регистрации в жилом помещении. Какие-либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие истцам зарегистрироваться в жилом доме по месту постоянного проживания отсутствовали. УМВД России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком, так как указанные списки не составляет и не согласовывает, выплаты компенсации по утрате имущества вследствие чрезвычайных ситуаций не производит.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому исковые требования не признает, просит отказать в их удовлетворении по причине отсутствия у истца обязательного условия для предоставления предусмотренных законом выплат – постоянное проживание в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором привел нормы законодательства, устанавливающие критерии возникновения у граждан, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, права на получение компенсаций, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что истцы не подлежат включению в категорию граждан, имеющих право на единовременные выплаты, в связи с отсутствием предусмотренных законом условий. Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года №502, в полномочия Министерства признание граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости не входит.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому они являются ненадлежащим ответчиком по делу. Истцами не соблюдено условие для получения компенсационных выплат – регистрация по месту жительства. Просил привлечь в качестве ответчика Министерство финансов РФ, в иске отказать.
Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, просил дело рассмотреть в их отсутствие, согласно отзыву, считают себя ненадлежащим ответчиком.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, свидетеля Гафиатулину М.В., подтвердившую факт проживания истцов в указанном доме и факт приобретения данного жилья Антоновской Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Правительством Забайкальского края нормативного акта об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц. Которым указанные выплаты будут осуществлены, в связи с произошедшим наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года. не принято.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 (в ред от 30.05.2018 года) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее Правила).
В силу п.1 Правил, они устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В силу п.1 (1) Правил понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"имущество первой необходимости" - минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);
предметы мебели для сна - кровать (диван);
предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Согласно п.2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии с п.2(1) Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В силу п. 2(2) Правил критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Судом установлено, что Комогорцев С.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Родителями Комогорцева В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Комогорцева И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются Комогорцев С.С. и Антоновская Е.А,.
Брак между Комогорцев С.С. и Антоновская Е.А, не зарегистрирован.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № на территории МР «<адрес>» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Из справки Администрации СП «Богомягковское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ находился в зоне затопления.
Из акта обследования утраченного имущества первой необходимости в результате ЧС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что имущество, находящееся по адресу: <адрес> утрачено полностью.
Постановлением главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № создана межведомственная комиссия по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайной ситуации.
Согласно справке Администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, Комогорцев С.С., В.С., И.С. не включены в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что несовершеннолетние Комогорцева В.С. и Комогорцева И.С. постоянно проживали в жилом помещении по месту жительства своей матери Антоновская Е.А,. Данное жилое помещение попало в зону затопления. В результате чрезвычайной ситуации, их имущество первой необходимости утрачено полностью, а также были нарушены условия их жизнедеятельности, в связи с чем, они имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом.
Комогорцев С.С. не имеет регистрации по адресу: <адрес>, по своему усмотрению определил другой адрес регистрации. Брак между Антоновская Е.А, и Комогорцев С.С. не зарегистрирован. Таким образом, Комогорцев С.С. не является членом семьи гражданина, имеющего право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи. При таких обстоятельствах, суд не может прийти к выводу о постоянном проживании Комогорцев С.С. в указанном доме для получения им материальной и финансовой помощи.
У суда не имеется оснований для признания ненадлежащими ответчиками по делу <адрес>, Министерства финансов <адрес>, Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, УМВД России по <адрес>, поскольку соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. При этом, выплата денежных средств производится с участием указанных ответчиков.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст.194, 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комогорцев С.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Комогорцева В.С., Комогорцева И.С. к Администрации сельского поселения «Богомягковское», Администрации муниципального района «<адрес>», Министерству труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес>, МЧС России по <адрес>, УМВД России по <адрес> об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Комогорцева В.С., Комогорцева И.С. в жилом доме по адресу: <адрес> для получения материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>.
Признать Комогорцева В.С., Комогорцева И.С. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «<адрес>» <адрес> в июле 2018 года.
Признать за Комогорцева В.С., Комогорцева И.С. право на получение материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 220 000 рублей за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>.
Обязать Администрацию сельского поселения «Богомягковское» включить Комогорцева В.С., Комогорцева И.С. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории <адрес>.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес> выплатить Комогорцева В.С., Комогорцева И.С. материальную и финансовую помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 220 000 рублей за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Комогорцев С.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 11 октября 2018 года.
Решение в законную силу не вступило.
Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела №2-1046/2018 Шилкинского районного суда Забайкальского края.