к делу № 2-659/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2024 года г. Адыгейск
Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего судьи Берзегова Б.В.,
при секретаре Шеуджен А.А.,
с участием помощника Теучежского межрайонного прокурора Марчук Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Теучежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО4» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Теучежский межрайонный прокурор, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО4» о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при организации на поднадзорной территории медицинской помощи, по результатам которой в деятельности ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО4» выявлены нарушения федерального закона.
ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО5» не реализуется право граждан на охрану здоровья путем оказания доступной и качественной медицинской помощи.
Указывает, что проверкой, установлены нарушения, выразившиеся в несоответствии стандартам оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, а также их ненадлежащем техническом состоянии (необходим капитальный ремонт или реконструкция).
Так, здание ФАПа в <адрес> требует капитального ремонта (выявлены провалы в полу в двух приемных кабинетах), также в нем отсутствует 61 % обязательного оборудования, предусмотренного требованиями Приказа №н.
В ФАП а. Тугургой отсутствует 58 % обязательного оборудования, обеспечение населения врачебной помощью не осуществляется, документов, подтверждающих осуществление работы педиатра и терапевта не представлено, со слов персонала за последний год врачи не приезжали.
В ФАП <адрес> отсутствует 83 % обязательного оборудования.
Во врачебной амбулатории пгт. Тлюстенхабль отсутствуют бланки рецептов всех форм, в связи с чем выписка населению лекарственных препаратов, в том числе для целей обезболивания и оказания паллиативной помощи не производится. Также выявлено несоответствие выполняемых работ и услуг, предусмотренных лицензией - помещение дневного стационара не работает - данный вид услуг не осуществляется из-за отсутствия персонала и оборудования, что влечет за собой неоказание данного вида помощи населению. Кроме того, отсутствует 27 % обязательного оборудования.
Здание врачебной амбулатории а. Габукай нуждается в капитальном ремонте, отсутствуют бланки рецептов всех форм, в связи с чем выписка населению лекарственных препаратов, в том числе для целей обезболивания и оказания паллиативной помощи не производится. Имеются факты отсутствия необходимых специалистов (врача, фельдшера). Также со слов персонала врач- педиатр приезжает для проведения приема не чаще 1 раза в месяц, что лишает проживающих там 395 несовершеннолетних, своевременной медицинской помощи. Также в амбулатории отсутствует 43 % обязательного оборудования.
В ФАП а. Тауйхабль отсутствует 28 % необходимого оборудования, в ФАП а. Кунчукохабль отсутствует 45 % обязательного оборудования, в ФАП а. Нешукай отсутствует 21 % необходимого оборудования.
С целью устранения выявленных нарушений закона межрайонной прокуратурой Министру здравоохранения Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений законодательства при организации медицинской помощи гражданам.
Согласно поступившей информации от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО4» до настоящего времени заявленные нарушения не устранены.
В судебном заседании помощник Теучежского межрайонного прокурора Марчук Е.А., уточнила заявленные исковые требования и просила возложить на Министерство здравоохранения Республики Адыгея обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПов в <адрес>, врачебных амбулаторий в <адрес>, в соответствии со Стандартом оснащения, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-н, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчиков Министерства здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО4», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, уважительность неявки суду не сообщили, не просили об отложении судебного заседания, возражений на иск не предоставили. Кроме того, информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав помощника Теучежского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
На основании статьи 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (подпункты 4, 5, 6 пункта 1 статьи 16 Закона №).
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Закона № 323-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» утверждены правила организации деятельности ФАПов.
В соответствии с пунктом 2 Правил организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № к настоящему Положению.
ФАП является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В силу статьи 82 Закона № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при организации на поднадзорной территории медицинской помощи, по результатам которой в деятельности ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО4» выявлены нарушения федерального закона, в связи с чем, не реализуется право граждан на охрану здоровья путем оказания доступной и качественной медицинской помощи.
Данной проверкой, установлены нарушения, выразившиеся в несоответствии стандартам оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, а также их ненадлежащем техническом состоянии (необходим капитальный ремонт или реконструкция).
Так, здание ФАПа в <адрес> требует капитального ремонта (выявлены провалы в полу в двух приемных кабинетах), также в нем отсутствует 61 % обязательного оборудования, предусмотренного требованиями Приказа №н.
В ФАП а. Тугургой отсутствует 58 % обязательного оборудования, обеспечение населения врачебной помощью не осуществляется, документов, подтверждающих осуществление работы педиатра и терапевта не представлено, со слов персонала за последний год врачи не приезжали.
В ФАП <адрес> отсутствует 83 % обязательного оборудования.
Во врачебной амбулатории пгт. Тлюстенхабль отсутствуют бланки рецептов всех форм, в связи с чем выписка населению лекарственных препаратов, в том числе для целей обезболивания и оказания паллиативной помощи не производится. Также выявлено несоответствие выполняемых работ и услуг, предусмотренных лицензией - помещение дневного стационара не работает - данный вид услуг не осуществляется из-за отсутствия персонала и оборудования, что влечет за собой неоказание данного вида помощи населению. Кроме того, отсутствует 27 % обязательного оборудования.
Здание врачебной амбулатории <адрес> нуждается в капитальном ремонте, отсутствуют бланки рецептов всех форм, в связи с чем выписка населению лекарственных препаратов, в том числе для целей обезболивания и оказания паллиативной помощи не производится. Имеются факты отсутствия необходимых специалистов (врача, фельдшера). Также со слов персонала врач- педиатр приезжает для проведения приема не чаще 1 раза в месяц, что лишает проживающих там 395 несовершеннолетних, своевременной медицинской помощи. Также в амбулатории отсутствует 43 % обязательного оборудования.
В ФАП а<адрес> отсутствует 28 % необходимого оборудования, в ФАП а. Кунчукохабль отсутствует 45 % обязательного оборудования, в ФАП <адрес> отсутствует 21 % необходимого оборудования.
С целью устранения выявленных нарушений закона межрайонной прокуратурой Министру здравоохранения Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений законодательства при организации медицинской помощи гражданам.
Согласно поступившей информации от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО4» до настоящего времени заявленные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах суд считает, что истец представил доказательства в обоснование заявленного требования и эти доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости.
Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Теучежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО4» о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Республики Адыгея обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПов в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, врачебных амбулаторий в <адрес>, <адрес> в соответствии со Стандартом оснащения, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-н, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. ФИО4» обязанность оборудовать ФАПы в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, врачебных амбулаторий в <адрес>, <адрес>, в соответствии со Стандартом оснащения, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-н, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 12 июля 2024 года.
Председательствующий