дело № 2а- 2281/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Санкт-Петербург 16 мая 2018 года.
Кировский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Шеломановой Л.В.,
при секретаре Пиргуновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Наумова Алексея Васильевича к администрации Кировского района города Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании восстановить в очереди,
УСТАНОВИЛ:
Наумов А.В. обратился в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга суд с административным исковым заявлением к администрации Кировского района города Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании восстановить в очереди. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с 1989 года на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.04.04.2017 года Наумов А.В. получил письменное сообщение администрации Кировского района города Санкт-Петербурга за № п-1137/11.1 о том, что в отношении административного истца подготовлен проект распоряжения о снятии с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий. Из уведомления от 10.04.2017 года за № 630/2017 Наумову А.В. стало известно, что распоряжением администрации Кировского района города Санкт-Петербурга от 07.04.2017 №1525-р он снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по причине превышения нормы обеспеченности. Административный истец зарегистрирован и проживает в комнате жилой площадью 11,3 кв.м., общей площадью 18,33 кв.м. в 12-ти комнатной коммунальной квартире по адресу: г. <адрес> В 2004 году административный истец приобрел в собственность жилой дом общей площадью 57,70 кв.м. по адресу: <адрес> что подтверждается договором купли-продажи от 07.12.2004 года. Указанный жилой дом был приобретен не для целей проживания, а как летний (дачный дом). Состояние данного дома при покупке не позволяло расценивать его как пригодный даже для временного проживания. Оснований считать, что административный истец улучшил свои жилищные условия, у административного ответчика не имеется. По изложенным основаниям Наумов А.В. просит признать незаконным распоряжение администрации Кировского района города Санкт-Петербурга от 07.04.2017 года № 1525 о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать восстановить в указанной очереди.
Административный истец Наумов А.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, заявлений не представил.
Представитель административного истца по доверенности Ульянов А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что комнату в коммунальной квартире административный истец приобрел в порядке приватизации. Спорный жилой дом приобретался Наумовым А.В. по договору купли – продажи как дача, постоянное проживание в нем невозможно. Каких-либо доказательств в подтверждение утверждения о непригодности дома для проживания административный истец представить не может. С заявлением об обследовании жилого помещения в целях признания его непригодным для проживания Наумов А.В. в установленном законом порядке не обращался и никаких решений по данному вопросу полномочным органом не принималось. Каких-либо доказательств в обоснование возражений административного ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения в суд административный истец представить также не может.
Представитель администрации Кировского района города Санкт-Петербурга по доверенности Кондратьева – Рудая О.П.. против удовлетворения иска возражала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из содержания которых следует, что в силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Наумов А.А. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, поскольку обеспеченность административного истца общей жилой площадью, на дату принятия решения о снятии с учета, по состоянию на 07.04.2017 года (18,3 кв.м. общей площади в коммунальной квартире + 57,70 кв.м. общей площади в жилом доме) = 76,03 кв.м., что значительно превышает норму предоставления жилого помещения по договору социального найма семью 18 кв.м., а также 33 кв.м. для одиноко проживающего гражданина. О снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях Наумов А.А. был уведомлен 10.04.2017, что свидетельствует о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, являющимся самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства приходит к следующему выводу.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений Закона административный истец, принятый на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, до 01 марта 2005 года, мог быть снят с учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, т.е. до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Согласно материалам дела, 14.12.1989 года Наумов А.В. в составе семьи один человек был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (т.1 л.д.20).
Административный истец является инвалидом третьей группы по профессиональному заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что было учтено при постановке на учет (л.д. 20).
Наумов А.В. на основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 11/141 долей в праве собственности в коммунальной квартире общей площадью 228,8 кв.м. по адресу: г. <адрес>
В указанной квартире зарегистрированы и проживают административный истец и пользователь Ведерникова М.Д. (л.д. 68).
Как следует из представленных доказательств, на основании договора купли–продажи жилого дома с надворными постройками от ДД.ММ.ГГГГ Наумову А.В. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 57,70 кв.м. по адресу: <адрес>
04.10.2017 года администрация Кировского района города Санкт-Петербурга в связи с обращением Наумова А.В. по вопросу улучшения жилищных условий, уведомила административного истца о том, что в связи с актуализацией документов его учетного дела выявлено наличие права собственности на жилой дом. Поскольку жилищная обеспеченность Наумова А.В. стала составлять 18,3+57,70 = 76,03 кв.м., что превышает учетному норму предоставления, подготовлен проект распоряжения о снятии его с учета граждан нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 21).
Согласно справке на жилищную комиссию от 28.03.2017 года (дело № 169222-01) основанием для рассмотрения вопроса о снятии с учета послужили сведения, представленные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, из которых следует: Наумов А.В. является собственником жилого дома общей площадью 57,70 кв.м. по адресу: <адрес>. При этом, что Наумов А.В. является собственником одной комнаты площадью 11,3 кв.м. в 12-ти комнатной коммунальной квартире общей площадью 228 кв.м., жилой 141 кв.м. по адресу: г<адрес>
Наличие собственности подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ и справкой о регистрации, представленными в материалы учетного дела Наумова А.В. (л.д. 68-69).
Распоряжением администрации Кировского района города Санкт-Петербурга от 07.04.2017 № 1525-р Наумов А.В. в соответствии п.2 ст. 6 189-ФЗ и п. 29 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области от 07.09.1987 года № 712/6 был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 67).
Уведомление о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях была направлена административному истцу 10.04.2017 года. Факт получения уведомления в апреле 2017 подтвержден содержанием иска и не оспаривался представителем Наумова А.В. в судебном заседании и (л.д.4-9, 66).
Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, учетная норма является одной из правовых характеристик, определяемых в целях установления нуждаемости граждан в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, для принятия их на соответствующий учет.
Статьей 55 ЖК РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
По общему правилу (ч.5 ст.57 ЖК РФ) жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с вышеупомянутыми нормативными предписаниями, суд приходит к выводу, что утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, является обеспеченность жилым помещением выше нормы предоставления.
Такой вывод следует и для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, поскольку в силу пункта 29.1, действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Ленгорисполкома от 07.09.1987 года № 712/6, не подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена норма предоставления 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
Из расчетов сделанных административным ответчиком следует, что жилищная обеспеченность административного истца с учетом всех имеющихся жилых помещений составляет: 18,33 + 57,70 = 76,03 кв.м., что значительно превышает норму предоставления.
Указанные обстоятельства представителем административного истца в судебном заседании не оспаривались. Но при этом, Наумов А.В. полагает решение администрации Кировского района города Санкт-Петербурга незаконным по причине того, что жилой дом не пригоден для постоянного и временного проживания.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что спорный жилой дом, является непригодным для проживания, в материалы дела не представлено.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что с заявлением об обследовании помещения в целях признания непригодным для проживания в уполномоченные органы не обращался, решения о непригодности жилого дома по адресу: <адрес> для проживания, не принималось.
Указанное согласуется информацией, представленной по запросу суда администрацией Будогощского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области (л.д.113-114).
Из материалов дела следует, что стены дома бревенчатые, обшитые вагонкой, крыша – шифер, фундамент – ленточный бетонный, отопление –печное, электроснабжение – центральное, от линии электропередач «Ленэнерго» (л.д. 23-27, 113-123).
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о непригодности спорного дома для проживания.
Поскольку суммарная общая площадь, принадлежащих на праве собственности Наумову А.В. жилых помещений, составляет более нормы предоставления, суд полагает, что административный истец не мог находиться на жилищном учете и соглашается с выводом административного ответчика об утрате Наумовым А.В. оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах распоряжение администрации Кировского района города Санкт-Петербурга от 07.04.2017 № 1525-р о снятии Наумова А.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях основано на законе.
При вынесении решения, суд также учитывает, что Наумов А.В. обратился в суд с требованием об оспаривании решения администрации Кировского района города Санкт-Петербурга по истечение установленного законом срока.
В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п.8 ст. 219 КАС РФ).
Судом установлено, что в апреле 2017 года административному истцу стало известно о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Наумов А.В. обратился в суд 15.02.2018 года, что свидетельствует о пропуске предусмотренного п.8 ст. 219 КАС РФ срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Доказательств уважительности причин пропуска указанного трехмесячного срока суду не представлено.
Установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Наумова Алексея Васильевича к администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании восстановить в очереди, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга.
Судья Шеломанова Л.В.