Решение по делу № 2-134/2019 от 10.06.2019

Дело № 2-134/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2019 года                            г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи         Сафронова А.Ю.,

при секретаре                    Зиновьевой А.С.,

с участием: представителей истца помощников Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края     Копыловой А.И. и Слинкиной Е.Е.,

представителя ответчика заместитель начальника управления государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Змеиногорском районе Алтайского края     Ткачевой Т.Г.,

представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченных по инициативе истца – Управления по социальной защите населения по Змеиногорскому району Алтайского края                        Суркова В.В.     и

заместителя начальника юридического отдела государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю                    Кощаевой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) (далее – ГУ - УПФР в Змеиногорском районе) о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для приема на работу инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Змеиногорский межрайонный прокурор Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском с учетом уточнения к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное), указывая, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой по информации Пенсионного фонда РФ в Змеиногорском районе проведена проверка исполнения законодательства в сфере создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Среднесписочная численность работников ГУ – УПФР в Змеиногорском районе на 01.06.2019 составляет 101 человек. Обязанность по созданию или выделению рабочих мест для приема на работу инвалидов не выполняется, локальных актов о создании, выделении, резервировании рабочих мест для инвалидов не принималось. В соответствии с положением о ГУ – УПФР в Змеиногорском районе управление вносит предложения управляющему Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о численности и штатном расписании управления. Начальником ГУ – УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края каких-либо мер для создания или выделения рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников не принимается: предложения о внесении в штатное расписание изменений Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации не вносились.

Просит возложить обязанность на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Змеиногорском районе создать или выделить рабочие места для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников в срок не позднее 01.01.2020.

Определением суда от 23.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объёме, по основаниям, изложенным в уточнённом исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ – УПФР в Змеиногорском районе Ткачева Т.Г. пояснила, что исковые требования не признают, в соответствии с п. 14 Положения об управлении штатное расписание управления утверждается управляющим отделением в соответствии с утвержденным Правлением ПФР предельной численностью работников и фондом оплаты. Согласно представленным письменным возражениям, УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края самостоятельно производит трудоустройство инвалидов и не допускает случаев необоснованного отказа в приеме на работу. В соответствии с законом Алтайского края от 06.06.2006 № 59-СЗ «Об установлении в Алтайском крае квоты на работу инвалидов» в управлении рассчитана квота по приему инвалидов на работу в соответствии со штатным расписанием управления. Расчетная квота приема на работу инвалидов в мае 2019 г. составляла 4 человека. По состоянию на 01.06.2019 в управлении работает 2 инвалида. Численность работников территориальных органов ПФР на 2019 год утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 21.03.2019 № 133п «Об утверждении предельной численности работников территориальных органов ПФР на второе полугодие 2019 г.». Штатная численность по состоянию на 01.07.2019 составит 107,6 шт. ед., среднесписочная численность на 01.06.2019 составила 101 работник. Создание рабочих мест для инвалидов требует вложения дополнительных денежных средств. Управление не вправе самостоятельно производить иные расходы, в том числе по созданию особых условий труда для инвалидов, территориальные или региональные органы ПФР также на это не уполномочены, так как структурой расходов бюджета ПФР, который формируется и утверждается федеральными законами по представлению Правительства РФ не предусмотрены расходы по созданию особых условий труда для инвалидов. Управление не уклоняется от выполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Право начальника вносить предложения управляющему отделением о численности и штатном расписании Управления не связано с созданием или выделением рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты. Предложения могут быть внесены относительно количества и категории должностей специалистов для осуществления функций управления, установленных положением. Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика представила уточнённую информацию о выполнении квоты приёма на работу инвалидов за период с января по 09.08.2019, согласно которой среднесписочная численность работников организации (ответчика) за отчётный период составила 93 человека, из которых 3 инвалида (так как одному из действующих работников – не инвалидов недавно присвоили инвалидность). Ссылались также на положения Приказа УТЗН Алтайского края от 13.05.2013 N 10-01/96 "Об утверждении Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края", согласно которым, учитывая представленную уточнённую информацию квоту они фактически выполнили, так как Приказом регламентировано, что рабочие места, на которых работают инвалиды на момент установления квоты приема на работу инвалидов, засчитываются в счет установленной квоты. При расчете квоты приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения. Поясняли также, что на выделение (установление) квоты нет денежных средств, а в случае её установления это может привести к том, что работник – инвалид, работающей по квоте, в случае снятия с него инвалидности может стать лицом, подлежащим увольнению ввиду этого обстоятельства (снятия инвалидности). Пояснили также, что от трудоустройства инвалидов никогда не уклонялись. Настаивали, что требования закона в настоящее время выполнены, так как, учитывая среднесписочную численность – 93 человека и фактическое трудоустройство инвалидов – 3 человека, квота в 4% выполнена (с учётом округления в меньшую сторону, что соответствует закону).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченного по инициативе истца – Управления по социальной защите населения по Змеиногорскому району - Сурков В.В. в судебном заседании исковые требования прокуратуры поддержал, просил их удовлетворить в полном объёме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченное по инициативе истца, государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю Кощаева С.Н, в судебном заседании также настаивала на полном отказе в удовлетворении исковых требований, кроме того, представила письменный отзыв, согласно которому ни управление, ни отделение не вправе самостоятельно менять численность сотрудников, вводить дополнительные рабочие места, средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют строго целевое назначение, изменить которое территориальные органы не вправе. Кроме того, с 01.07.2016 Трудовой кодекс РФ дополнен статьями 195.1, 195.3, которыми введено понятие профессионального стандарта и порядок применения профессиональных стандартов, установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателем. С 01.07.2016 вступило в силу постановление Правительства от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», согласно которому профессиональные стандарты обязательны для применения государственными внебюджетными фондами, что в принципе не предполагает выделение рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой в связи с определенными требованиями к работнику. К особым условиям труда в системе ПФР относится работа сотрудников в режиме ненормированного рабочего дня. Выделение рабочих мест возможно только при наличии вакантных должностей, свободные вакансии отсутствуют, с 01.07.2019 в управлении численность сокращена на 3 единицы, с 01.01.2020 планируется очередное сокращение численности. Формальный подход к исполнению обязанности по выделению рабочих мест для инвалидов в условиях отсутствия нарушения прав инвалидов, обязательного применения профессиональных стандартов, отсутствия вакантных мест и возможности выделить дополнительные рабочие места за пределами численности штата, может привести к нарушению прав других работников управления, нецелевому расходованию бюджетных средств, что повлечет привлечение управления к установленной законодательством РФ ответственности.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39).

Согласно преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты в ГУ – УПФ в Змеиногорском районе Алтайского края.

Среднесписочная численность работников ГУ – УПФ в Змеиногорском районе Алтайского края составляла на 01.06.2019 составляло 101 человек.

ГУ – УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края обязанность по созданию или выделению рабочих мест для приема на работу инвалидов не выполняется, локальных актов о создании, выделении, резервировании рабочих мест для инвалидов не принималось.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (п. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения в том числе на основе: соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Из п. п. 1 и 3 ст. 24 названного Федерального закона следует, что работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах ; ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Законом Алтайского края от 06.07.2006 N 59-ЗС "Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов" работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере четырех процентов к среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

Квота для приема на работу инвалидов - это минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в данной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.

Приказ управления Алтайского края по труду и занятости населения Алтайского края от 13.05.2013 № 10-01/96 (ред. от 31.10.2018) "Об утверждении Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края" (далее – Приказ) определяет понятие «резервирование рабочих мест» - установление работодателями определенного количества рабочих мест по профессиям и специальностям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты приема на работу инвалидов.

Пунктом 2.1 Приказа определено, что работодатели, имеющие обособленные подразделения (филиалы, представительства) на территории Алтайского края, исчисляют квоту для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников с учетом обособленных подразделений (филиалов, представительств).

В случае если обособленное подразделение (филиал, представительство) наделено полномочиями по приему и увольнению работников, то оно самостоятельно исчисляет квоту для приема на работу инвалидов от среднесписочной численности работников этого обособленного подразделения (филиала, представительства). В этом случае работодатель, имеющий обособленные подразделения, исчисляет квоту для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников без учета обособленного подразделения (филиала, представительства).

Пунктом 2.2 Приказа определено, что расчет квоты приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест осуществляется работодателями самостоятельно. Среднесписочная численность работников работодателя исчисляется в порядке, определенном Федеральным органом государственной статистики.

При расчете квоты приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Пунктом 2.3 обозначенного Приказана установлено, что рабочие места, на которых работают инвалиды на момент установления квоты приема на работу инвалидов, засчитываются в счет установленной квоты.

При изменении численности работников работодателем производится перерасчет квоты приема на работу инвалидов. (Пункт 2.4 Приказа)

Выполнением квоты приема на работу инвалидов считается трудоустройство инвалидов в количестве, соответствующем установленной квоте приема на работу инвалидов, на созданные или выделенные рабочие места. (пункт 2.5 Приказа)

Трудоустройство граждан в счет квоты производится работодателем самостоятельно или по направлению органа службы занятости. (пункт 2.6 Приказа)

Пунктом 3.6 данного Приказа определено, что работодатели при невыполнении квоты приема на работу инвалидов могут самостоятельно осуществлять резервирование рабочих мест путем принятия локального нормативного акта с указанием количества резервируемых рабочих мест для инвалидов в разрезе профессий и специальностей.

Указанные выше положения Приказа регламентируют создание квоты рабочих мест для инвалидов. Из системного толкования положений Приказа не следует, что фактическое трудоустройство инвалидов нивелирует обязанность работодателя по созданию соответствующей квоты. Положения этого Приказа лишь разъясняют, что фактическая робота инвалидов «засчитывается» (п. 2.3 Приказа) в счёт установленной (подлежащей установлению) квоты, но не исключает обязанность работодателя по её созданию. Иными словами рабочие места занятые инвалидами, на момент установления (создания) соответствующей квоты, включаются в число рабочих мест, необходимых для её установления. Таким образом, ссылку представителей ответчика на положения указанного закона и его истолкование, как выполнение обязанностей по созданию рабочих мест в размере квоты суд, находит несостоятельным и отклоняет.

Приведенные нормы законодательства о социальной защите инвалидов предусматривают обязанность создания квоты для трудоустройства инвалидов по установленным нормам в составе численности работников соответствующей организации.

При этом квота должна быть даже в случае фактического отсутствия инвалидов в организации, то есть рабочие места для них должны быть предусмотрены, несмотря на их отсутствие, на случай их волеизъявления по трудоустройству. Иных положений закон не предусматривает.

Приказом ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю № 106 от 05.04.2019 утверждены изменения в штатные расписания УПФР в городах и районах Алтайского края.

Приказом ГУ – УПФР в Змеиногорском районе № 56 от 09.04.2019 введены в действие изменения в штатное расписание учреждения.

Из изменений в штатное расписание ГУ – УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края, введенного в действие с 01.07.2019 следует, что численность ГУ – УПФР в Змеиногорском районе составляет 107,6 человек.

То есть среднесписочная численность работников более 100 человек, следовательно, квота на прием на работу инвалидов составляет 4 человека.

Из информации о выполнении квоты приема на работу инвалидов за январь – май 2019 г., предоставляемой в ЦЗН УСЗН Змеиногорского района следует, что среднесписочная численность работников составляет 101 чел., установленный размер квоты для приема на работу инвалидов 4, численность работников с инвалидностью – 2 чел., численность инвалидов, работающих в счет квоты на начало отчетного года – 2 чел., численность инвалидов на конец отчетного года – 2, количество свободных (вакантных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов на конец отчетного периода - 0.

Из указанных сведений следует, что рабочие места в установленном размере квоты для приема на работу инвалидов у ответчика не созданы.

Исходя из уточнённой (представленной в заключительном судебном заседании) информации ответчика: среднесписочная численность организации ответчика составляет – 93 человека и фактическое трудоустройство инвалидов – 3 человека, что составляет 4 % (с учётом округления до целого числа в меньшую сторону, что соответствует закону). Суд полагает указанное обстоятельство необходимым для учёта в качестве количества рабочих мест при установлении ответчиком соответствующей квоты, не исключающего его обязанность по её установлению, так как на данный момент она не установлена, что сторонами (в том числе – ответчиком не оспорено). То есть, необходимо установить (зарезервировать) необходимую квоту и зачесть в её исполнение фактически уже работающих сотрудников.

Таким образом, ответчиком не представлено в суд доказательств о соблюдении законодательства в сфере создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Фактическая работа инвалидов в организации таковым не является, так как в случае их увольнения, квота не будет соблюдена, а места – зарезервированы.

Так, в вышеприведённом пункте 2.5 Приказа УТЗН Алтайского края от 13.05.2013 N 10-01/96 (ред. от 31.10.2018) "Об утверждении Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края" действительно закреплено, что выполнением квоты приема на работу инвалидов считается трудоустройство инвалидов в количестве, соответствующем установленной квоте приема на работу инвалидов, на созданные или выделенные рабочие места. Учитывая, что такие места не созданы и не выделены, то требования закона в этой части не исполнены и места подлежат созданию или выделению, при этом места фактически занятые инвалидами могут быть зачтены в качестве созданных (выделенных). (пункт 2.3 Приказа). Указанные положения требуют закрепления, как минимум, - на локальном уровне организации.

Кроме того, вышеуказанный ведомственный Приказ УТЗН Алтайского края не может противоречить вышеизложенным нормам федерального законодательства и приведённому выше закону Алтайского края, обязывающим создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствие с предусмотренной квотой. Приказ определяет порядок подсчёта, но не введения указанных мест для инвалидов, о чём, помимо прочего, свидетельствует его преамбула, согласно которой: «Во исполнение Трудового кодекса Российской Федерации, … в части наделения Министерства труда и социальной защиты Алтайского края полномочиями по определению в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов минимального количества специальных рабочих мест для их трудоустройства…».

Вместе с тем, суд считает необходимым указать на необходимость соблюдения требования понятия указанного Приказа в части, регламентирующего «резервирование рабочих мест» - установление работодателями определенного количества рабочих мест по профессиям и специальностям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты приема на работу инвалидов.

Доводы ответчика об отсутствии прав на самостоятельное изменение численности сотрудников, вводе дополнительных рабочих мест, производстве иных расходов, в том числе по созданию особых условий труда для инвалидов, основанием для освобождения ответчика от возложенных законом обязанностей не являются.

В соответствии с п. 7 положения о ГУ – УПФР в Змеиногорском районе управление является юридическим лицом, согласно подп. 15.3 п. 15.3, 15.4 положения начальник управления в установленном порядке заключает, изменяет и прекращает (расторгает) трудовые договоры с работниками управления, вносит предложения управляющему отделением о численности и штатном расписании управления.

Согласно п. 14 положения штатное расписание управления утверждается управляющим отделением.

Таким образом, именно начальник управления вносит предложения о численности и штатном расписании управления, заключает трудовые договоры и является работодателем.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что именно на работодателя возлагается обязанность в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Доводы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченного по инициативе истца, государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о том, что применение профессиональных стандартов не предполагает выделения рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой, в связи с определенными требованиями к работнику, суд находит несостоятельными в связи со следующим.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

В соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно ст. 20 указанного закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда

В соответствии со ст. 195.1 квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В соответствии с указанными нормами наличие профессиональных стандартов (характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности) не может ограничивать права инвалидов на трудовую занятость, поскольку физические нарушения здоровья у указанных лиц не могут свидетельствовать о невозможности обладания указанными лицами соответствующей квалификацией, необходимой для определенного вида деятельности.

Кроме того, в управлении уже работало 2 инвалида, а в настоящее время – 3 (что подтвердил в последнем заседании ответчик), что также опровергает доводы о невозможности выделения рабочих мест для инвалидов в связи с применением профессиональных стандартов.

Данный вывод, помимо прочего, основан на том, что обязанность по приему на работу инвалида в рамках квоты является ограничением прав работодателя на заполнение выделенных для этого рабочих мест иными лицами. Вакантная, но квотированная для инвалидов должность не может быть занята иными лицами (не инвалидами), претендующими на её заполнение (трудоустройство), либо предложена увольняемому по сокращению штатов работнику, который не относится к указанной категории лиц, что является специализированной гарантией инвалидов.

Довод ответчика о том, что на выделение (установление) квоты нет денежных средств, а в случае её установления это может привести к том, что работник – инвалид, работающей по квоте, в случае снятия с него инвалидности может стать лицом, подлежащим увольнению ввиду этого обстоятельства (снятия инвалидности), суд находит несостоятельным, так как данное обстоятельство не препятствует переводу работника на иную должности и не является основанием для его увольнения, не препятствует это оно и принятию на работу иного инвалида, на выделенное (зарезервированное), либо вновь созданное для этих целей место, в том числе – специализированное.

Остальные доводы ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора отклоняются судом, поскольку на существо решения не влияют, сводятся к несогласию с установленной законом обязанности работодателя создать или выделить рабочие места для приема инвалидов.

Ссылки ответчика на положения ст.ст. 195.1 и 195.3 Трудового кодекса РФ не имеют юридического значения, так как они не освобождают его от обязанности соблюдения прав инвалидов, в том числе, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании которой инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Вышеуказанную норму обязан соблюдать и ответчик, что им сделано не было, в части создания или выделения (резервирования) рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников.

Каких-либо относимых, допустимых и достаточных доказательств того, что с учетом специфики рода деятельности организации, невозможно создать или выделить места для инвалидов, ответчик суду не представил.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

При этом, суд считает необходимым разъяснить, что учитывая количество работающих в настоящее время инвалидов в организации ответчика (фактическое соблюдение квоты), последнему на данный момент, в качестве исполнения решения суда, требуется только принятие ведомственного (локального) акта регламентирующего рассматриваемый вопрос по созданию или выделению (резервированию) рабочих мест, без фактического принятия на работу, либо увольнения действующих работников, то есть ответчику необходимо создать или выделить (зарезервировать) квоту и засчитать в её исполнение уже работающих в организации инвалидов.

В связи с полным удовлетворением исковых требований с ответчика подлежат взысканию судебные расходы - сумма государственной пошлины в пользу бюджета - муниципального образования «Змеиногорский район» Алтайского края в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) удовлетворить в полном объёме.

Возложить обязанность на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) создать или выделить рабочие места для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников в срок не позднее 01.01.2020.

Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб. в пользу местного бюджета - муниципального образования «Змеиногорский район» Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                    А.Ю. Сафронов

2-134/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Змеиногорская межрайонная прокуратура АК
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Змеиногорском районе Алтайского края
Другие
Кощаева Светлана Николаевна
Сурков Владимир Владимирович
Ткачева Татьяна Геннадьевна
Управление по социальной защите населения по Змеиногорскому району
Слинкина Елизавета Евгеньевна
Каратан Татьяна Владимировна
Копылова Алла Ивановна
Суд
Змеиногорский городской суд Алтайского края
Дело на странице суда
zmeinogorsky.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее