Дело №2-529/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Кругляковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комлевой Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ №36 по г.Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Комлева Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) N 36 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочную пенсию, обязании включить период работы с 05августа 1994 года по 31января 2013 года в должности сестрыортоптистки в яслях-саду №, назначить досрочную пенсию с 12 сентября 2017 года.
В обоснование заявленных требований истица указала, что 12сентября 2017 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 30 главы 6 Закона "О страховых пенсияхв Российской Федерации" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.Общий стаж работы по охране здоровья населения составляет более 30 лет. 26октября 2017 года ГУ УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области приняло решение об отказе в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимого специального трудового стажа, из специального стажа ответчиком исключен период работы с 05августа 1994 года по 31января 2013 года в должности медицинскойсестры-ортоптистки детскогоясли-сада №, так как данное учреждение не предусмотрено имеющимся у них Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.
Истица считает решение ГУ УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской областинеобоснованным, ограничивающим ее право на пенсионное обеспечение. Ссылается, что работая в указанном учреждении, она выполняла работу по медицинскому обслуживанию населения, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Учреждение ясли-сад № являлся учреждением для детей с нарушением зрения. В дальнейшем ясли-сад преобразован в детский сад Компенсирующего вида. С 01 февраля 2013 года по настоящее время истица работает в Муниципальном учреждении здравоохранения –Дубненской городской больнице в должности медицинской сестры в отделении медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Ее должностные обязанности за весь период работы не менялись. Должность медицинская сестра предусмотрена разделом наименование должностей Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ". Ранее действовавшими Правилами и Списками, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации (Совмина РСФСР) от 22.09.1999 года N 1066 и N 464 от 06.09.1991 года также устанавливалась выслуга лет, дающая право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Законом не было предусмотрено обязательное выполнение профессиональной деятельности, дающей право на пенсию за выслугу лет, в каких-либо конкретных учреждениях, организациях. В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Истица Комлева Е.В. и ее представитель по ордеру адвокат Елисеева С.А. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что осуществление истицей лечебной деятельности подтверждается,в том числе, ее дипломом о среднем медицинском образовании, удостоверением о подтверждении высшей квалификационной категории от 30 декабря 2013 года, проведением терапевтических процедур, перечнем аппаратов и приборов кабинета детского сада №, перечнем лечебных мероприятий, проводимых в медицинском кабинете.
Представитель ГУ УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области по доверенности Майорова Н.В. исковые требования не признала, указав, что в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ для назначения указанной пенсии помимо выполнения лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, необходимо чтобы данная деятельность осуществлялась в учреждении здравоохранения.Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, ни действовавшим ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 и Правилами исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991 года N 464, утвердивших Списки соответствующих должностей, не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах. Медицинские сестры таких учреждений в Списках, утвержденных указанными нормативно-правовыми актами, не предусмотрены. В номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены. Возможность включения периода работы в должности медицинской сестры в детском саду в специальный стаж была предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, действовавшим до 01.10. 1993 года. Действие указанного Постановления было прекращено в связи с принятием Постановления Совета Министров –Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 953. В связи с указанными обстоятельствами, представитель ответчика просит в иске отказать.
Выслушав позицию сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Комлевой Е.В. по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, 12сентября 2017 года истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 главы 6 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" от 28 декабря 2013 годаN 400-ФЗ, решением пенсионного органа от 26октября 2017 года истице отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа 30 лет.
Как следует из указанного решения, период работы истицы с 05 августа 1994 года по 31января 2013 года (18 лет 05 месяцев27 дней) в должности медицинской сестры-ортоптистки в детскомяслях-саду N 20 в стаж медицинской деятельности не был включен ответчиком, поскольку данное учреждение не предусмотреноСписком 2002 года.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 главы 6 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 настоящей статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Законапериоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность "Медицинская сестра" и наименование учреждения "Детский сад".
Данное Постановление утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологический учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06 сентября 1991 года, действовавший с 06 сентября 1991 года до 01 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугулет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, детскиеясли-сады, поскольку они не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В указанный Список, а также в Номенклатуру учреждений здравоохранения дошкольные детские учреждения и школы не были включены.
При этом суд исходит из того, что согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию, работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского дома, детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Введенные в действие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи слечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 Список.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, конкретизировали применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Однако, ни Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 года, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22.09.1999 года "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугулет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации N 464 от 06.09.1991 года "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Данная позиция согласуется с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.11.2012 года N 2181-О в котором указано, что само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, притом, что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение.
Следовательно, оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, работающей в дошкольном образовательном учреждении (ясли-сад) старшей медицинской сестрой.
При таких обстоятельствах правовых оснований, для включения в специальный стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период ее работы с 08 августа 1994 года по 31 января 2013 года, т.е. после 01 октября 1993 года, в должности медсестры детского яслей-сада № не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комлевой Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ №36 по г.Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2018 года
Судья