Решение в окончательной форме принято 06.06.2022 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 июня 2022 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Зеркалий М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1489/2022 по иску Иванова Сергея Владимировича к Администрации г.Улан-Удэ о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском, Иванов С.В. просит обязать ответчика предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в границах муниципального образования «город Улан-Удэ» на семью из 1 человека, отвечающее санитарным и техническим нормам, с учетом права на дополнительную площадь.
Исковые требования мотивированы тем, что Иванов С.В. является инвалидом второй группы, состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категориям: «малоимущие», с 20.05.2021 года, номер очереди – 6636, с составом 1 человек, «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно» с 06.11.2012 года, номер очереди – 5672, состав семьи 1 человек. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, были привлечены Правительство Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения РБ, Министерство финансов РБ.
В судебном заседании представитель истца Иванова В.З., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила возложить на ответчика обязанность по предоставлению жилья истцу.
В судебное заседание истец Иванов С.В. не явился, о месте и времени слушания по делу извещен надлежаще.
Администрация г. Улан-Удэ своих представителей в судебное заседание не направила, от представителя ответчика на основании доверенности Мужановой Н.А. поступили письменные возражения на иск, просят в иске истцу отказать.
Третьи лица Правительство РБ, Министерство социальной защиты населения РБ, Министерство финансов Республики Бурятия, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили, Правительство РБ представили письменный отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие,Министерство социальной защиты населения РБ также ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, а ч.1 ст.39 Конституции гарантирует социальное обеспечение лиц, в том числе, в случае инвалидности.
Из материалов дела следует, что Иванов С.В. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно, зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ..., собственником которого является Иванов Н.В.
В соответствии с распоряжением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от 06.11.2012 г. №1260/1 Иванов С.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними с одной квартире невозможно», с составом семьи 1 человек.
На основании извещения Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 20.05.2021 года Иванов С.В. согласно распоряжению от 20.05.2021 года №840 был принят на учет с составом семьи 1 человек в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «малоимущие граждане».
В соответствии с п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела таким органом является Администрация города Улан-Удэ.
В настоящем случае суд считает, что общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в отношении истца все соблюдены, потому оснований для отказа в удовлетворении требований истца о предоставлении ему Администрацией города Улан-Удэ жилого помещения по договору социального найма суд не усматривает.
Также суд считает возможным удовлетворить и требование истца о возложении обязанности на ответчика – Администрацию г.Улан-Удэ по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Иванову С.В. вне очереди.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются и являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой же статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
В соответствие со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно медицинской справке ВК ГБУЗ «РПНД» №103 от 16.03.2022 г. Иванов С.В. страдает хроническим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012г. № 987н.
Иванов С.В. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой ... ....
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В абз. 2 ст. 5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010г. № 1734-IV указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации на момент обращения истца Иванова С.В. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 г. не предусматривал специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и его право на внеочередное предоставление жилья. В Республике Бурятия не принимались специальные нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005 г. и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья.
Как следует, из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении № 68-О от 09 апреля 2002 года, пробел в законодательном урегулировании не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций.
Следовательно, этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Иванов С.В., являясь инвалидом, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма по категории малоимущие граждане, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке, установленном ЖК РФ, за счет муниципального жилищного фонда.
Запрета на предоставление нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма по категории малоимущие граждане, при этом страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, из муниципального жилищного фонда закон не содержит.
Требования истца к Администрации г. Улан-Удэ законны и обоснованы.
Пунктом 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Улан-Удэнского Городского Совета депутатов от 01.12.2005 г. №289-34 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 17 кв. м общей площади.
Из положений абз.6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ следует, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза) при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно медицинской справке ВК ГБУЗ «РПНД» №103/А от 16.03.2022 г. Иванов С.В. подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 г. №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
Таким образом, поскольку Иванов С.В. является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, согласно п.2 ст.49 ЖК РФ и ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади, с учетом права на дополнительную площадь, на состав семьи в количестве 1 человек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванова Сергея Владимировича к Администрации г.Улан-Удэ о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить Иванову Сергею Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования «город Улан-Удэ» на семью из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ
Судья Е.А. Богомазова