Дело №2-715/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2019г. п. Каменоломни
Октябрьский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Мамоновой Е.А., при секретаре Демченко И.В., при участии ст.пом.прокурора Октябрьского района Ростовской области Щербакова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района Ростовской области в интересах РФ ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе (межрайонное) к Левченко В.Н., ФКУ "ГБМСЭ по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными справки и выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученной суммы,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Октябрьского района Ростовской области в интересах РФ ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе (межрайонное) обратился в суд с иском к Левченко В.Н., ФКУ "ГБМСЭ по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными справки и выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученной за период с 10.10.2014 по 28.02.2019 пенсии по инвалидности в общей сумме 882 689,35 руб. и взыскании незаконно полученной компенсации затрат по оплате жилищно- коммунальных услуг с 01.08.2015 по 31.01.2019 в сумме 43 755,84 руб.
Ст.пом.прокурора Октябрьского района Ростовской области в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Левченко В.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора Октябрьского района Ростовской области признал полностью. И пояснил, что он действительно имеет хроническое заболевание с раннего детства, все медицинские документы на освидетельствование передавал своему лечащему врачу.
Представитель ФКУ "ГБМСЭ по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Направил в суд письменный отзыв в соответствии с которым просил исковые требования прокурора Октябрьского района Ростовской области удовлетворить, и рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Согласно положениям ст.25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Прокуратурой района по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка законности установления II группы инвалидности Левченко В.Н..
Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2013 №, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 10.10.2014 Левченко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п.31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007г. №77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006г. № 874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (далее - справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006г. №95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил). Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу.
При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).
Признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Из материалов дела следует, что по информации Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» от 22.03.2019 № 02/11-2846 в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, данные по освидетельствованию Левченко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствуют, также отсутствуют акты и протоколы освидетельствования на бумажном носителе.
Согласно представленной информации МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково от 13.03.2019 № 227/1 и МБУЗ ЦРБ Октябрьского района от 22.04.2019 № 571 Левченко В.Н. за оказанием медицинской помощи в указанные учреждения здравоохранения не обращался, направление на медико-социальную экспертизу ему не выдавалось.
В соответствии с информацией УПФР в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) 24.11.2014 Левченко В.Н. обратился в УПФР в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности.
Правовым основанием для установления Левченко В.Н. выплат, положенных гражданам, являющимся инвалидами, явилась выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2013
№, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», согласно которой с 10.10.2014 Левченко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Согласно представленной Управлением Пенсионного фонда в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) информации общая сумма выплаченной пенсии, ЕДВ, единовременной выплаты пенсионеру Левченко В.Н. с 10.10.2014 по 28.02.2019 в УПФР г. Гуково и в УПФР в Октябрьском районе составляет 882 689,35 руб., в том числе страховая пенсия по инвалидности - 763 960,17 руб. (514 421,27 руб. в УПФР г. Гуково и 249 538,90 руб. в УПФР в Октябрьском районе), ЕДВ - 113 729,18 руб. (72 363,50 руб. в УПФР в г. Гуково и 41 365,68 руб. в УПФР Октябрьского района), единовременная выплата пенсионеру - 5000 руб. (в УПФР г. Гуково).
Однако, результаты проверки свидетельствует о том, что в отношении указанного гражданина медико-социальная экспертиза Бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» не проводилась.
Также проверкой установлено, что на основании представленной
Левченко В.Н. в Управление социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области справки серии МСЭ-2013 № от 10.10.2014, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», ему назначена и выплачена из средств федерального бюджета компенсация затрат по оплате жилищно- коммунальных услуг с 01.08.2015 по 31.01.2019 в сумме 43 755,84 руб.
Согласно пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из положений п.3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
На основании установленных фактов, судом установлено, что ответчик не проходил медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро №30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, и как следствие знал об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленных требований Прокурора Октябрьского района Ростовской области.
Согласно требованиям ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет муниципального образования пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Администрации Октябрьского района Ростовской области государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Октябрьского района Ростовской области в интересах РФ ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе (межрайонное) к Левченко В.Н., ФКУ "ГБМСЭ по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными справки и выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученной суммы - удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» серии МСЭ-2013 № от 10.10.2014, выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 № от 10.10.2014 об установлении Левченко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания.
Взыскать с Левченко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) незаконно полученные за период с 10.10.2014 по 28.02.2019 пенсию по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 882 689,35 руб.
Взыскать с Левченко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу Управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района незаконно полученную компенсацию затрат по оплате жилищно- коммунальных услуг с 01.08.2015 по 31.01.2019 в сумме 43 755,84 руб.
Взыскать с Левченко В.Н. госпошлину бюджет муниципального образования Администрации Октябрьского района Ростовской области в размере 300 рублей.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 01.07.2019г..
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца, после изготовления мотивированного текста решения, с 10.07.2019 года.
Судья Е.А. Мамонова