Решение по делу № 33а-2043/2020 от 24.08.2020

Судья Кальная Е.Г. Дело № 33а-2043/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

27 августа 2020 года                          город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.

с участием прокурора Дорогавцевой И.В.,

при секретаре Власовой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1911/2020 по административному исковому заявлению Азарова И. А. к территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла о признании подписей достоверными, признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии,

по апелляционной жалобе Азарова И. А. на решение Заводского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 года, которым административные исковые требования Азарова И. А. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., объяснения Азарова И.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла и Муниципальной избирательной комиссии города Орла по доверенностям Рудакова А.К., заключение прокурора Дорогавцевой И.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Азаров И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании подписей достоверными, признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии.

В обоснование заявленных требований указывал на то, что является выдвинутым кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №13 от избирательного объединения «Орловское городское общественное движение поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла».

29 июля 2020 года он представил административному ответчику все необходимые для регистрации кандидатом в депутаты документы, в том числе достаточное количество подписей (56 штук) избирателей в поддержку его выдвижения.

Решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года в регистрации отказано ввиду признания недостоверными (недействительными) 8 подписей.

Ссылался на то, что при проверке подписных листов с подписями избирателей административный ответчик не предоставил ему тексты запросов в миграционную службу, направление которых в территориальный орган ФМС России в силу Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 года №128/986-6 «О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» является обязательным только при выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и базе данных ГАС «Выборы».

По изложенным основаниям просил признать подписи лист строка , лист строка , лист строка , лист строка , лист строка , лист строка , лист строка 31, лист строка действительными; признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года ; обязать территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла зарегистрировать Азарова И.А. кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №13 от избирательного объединения «Орловского городское общественное движение поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла».

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица на основании части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) привлечена Муниципальная избирательная комиссия города Орла.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Азаров И.А. ставит вопрос об отмене решения суда, просит вынести новое решение, удовлетворив административные исковые требования.

В приведенных в апелляционной жалобе доводах ссылается на то, что судом дана неправильная оценка доказательствам по делу.

Полагает, что допущенные при оформлении подписных листов неточности (неоговоренные исправления в дате внесения сведений в подписной лист и в адресе места жительства) не являются существенными.

Ссылается также на то, что судом дана необоснованная оценка имеющимся неточностям в написании: фамилии (лист строка ), имени (лист строка ), места жительства (лист строка ) избирателей, а также суд необоснованно посчитал информацию об адресе места жительства избирателя (лист строка ); о паспортных данных (лист подпись ); информацию об отчестве избирателя (лист подпись ), исправления в дате внесения подписи избирателя (лист подпись ), недостоверной.

Указывает на то, что судом не принято во внимание то, что административный ответчик направил в Управление по вопросам миграции МВД России по Орловской области запрос с заведомо неправильными персональными данными избирателей, в связи с чем территориальная избирательная комиссия ошибочно руководствовалась представленными в ответе на запрос сведениями.

Приводит доводы о допущенных административным ответчиком процессуальных нарушениях, выразившихся в том, что проверка подписей проведена в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Реализация гражданами конституционного права на участие в выборах в органы местного самоуправления Орловской области, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-03 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправление Орловской области».

Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 вышеуказанного Федерального закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с частью 3.1 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.

В силу части 3 статьи 12.4 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию для регистрации кандидатов, списков кандидатов. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей, в срок не позднее чем за один день до дня проведения проверки. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В соответствии с подпунктами «в», «е», «ж» пункта 6.4 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона недействительными признаются: в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Орловского городского Совета народных депутатов №68/1118-ГС от 23 июня 2020 года назначены выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва на 13 сентября 2020 года.

Для подготовки и проведения указанных выборов решением муниципальной избирательной комиссии города Орла от 23 июня 2020 года №3/13 полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 возложены на территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла, сформированную постановлением избирательной комиссии Орловской области от 2 июня 2016 года №142/1152-5.

Азаров И.А. является выдвинутым кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №13 от избирательного объединения «Орловское городское общественное движение поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла».

Решением муниципальной избирательной комиссии города Орла от 19 июня 2020 года №13/12 определено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в абсолютном выражении, предоставляемое для регистрации кандидатов при проведении выборов депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва.

По одномандатному избирательному округу №13 предельное количество подписей, предоставляемых для регистрации, составляет 56 подписей, необходимое количество – 51 подпись.

17 июля 2020 года Азаров И.А. представил в Территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата (л.д.64).

В связи с чем, Азаровым И.А. в Территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла 29 июля 2020 года представлены подписные листы (на 17 листах), содержащие 56 подписей избирателей в поддержку его выдвижения.

При разрешении административного дела судом установлено, что решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 24 июня 2020 года №86/386 создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, представленных в территориальную комиссию Заводского района города Орла, а также утвержден состав рабочей группы (л.д. 58-61).

По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты Азарова И.А., были выявлены расхождения между персональными данными, содержащимися в подписных листах и в регистре ГАС «Выборы», что отражено в справке (л.д.88).

Из материалов дела следует, что для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, административный ответчик обратился с запросом в Управление по вопросам миграции УМВД России по Орловской области, из ответа на который следует, что сведения об избирателях в подписном листе в строке в подписном листе строка , в подписном листе строка , в подписном листе строка , в подписном листе строке не соответствуют данным о регистрационном учете граждан по месту жительства, паспортным данным, несоответствие отчества, написании фамилии (л.д.89-93).

По результатам проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Азаровым И.А., составлена ведомость проверки подписных листов, подписанная членами рабочей группы, и составлен протокол (л.д.94-97).

Как следует из ведомости, признаны недействительными подписи избирателей в подписном листе в строке , в подписном листе строка , в подписном листе строка , в подписном листе строка , в подписном листе строке , поскольку недействительность указанных в них сведений подтверждается ответом из Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области. Также были признаны недействительными подписи избирателей в подписном листе в строке , в подписном листе строке , в подписном листе строке , поскольку имеются неоговоренные исправления в имени, адресе места жительства, в дате внесения подписи избирателя.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов кандидата в депутаты Азарова И.А. от 5 августа 2020 года, количество подписей, признанных недействительными составляет , количество достоверных подписей составляет , что является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №13 Азарова И.А. (л.д.98-100).

Решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года №112/542 Азарову И.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №13, в связи с тем, что количество подписей, признанных достоверными и действительными является недостаточным для регистрации кандидата (л.д.12-14).

В суде первой инстанции Азаров И.А. согласился с решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года №112/542 в части признания недействительной подписи на листе сроке .

В суде апелляционной инстанции Азаров И.А. согласился с решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года №112/542 в части признания недействительными еще двух подписей: лист строка ; лист строка .

Разрешая требования Азарова И.А. по существу, суд первой инстанции, исходя из указанных выше обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что проверяя представленные административным истцом подписи избирателей, рабочая группа действовала в соответствии с установленным порядком и предоставленными ей полномочиями, предусмотренными положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлено, что количество подписей, признанных достоверными и действительными является недостаточным для регистрации кандидата, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в силу положений подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», у территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла имелись основания для отказа в регистрации кандидата Азарова И.А.

В связи с чем, оспариваемое решение от 8 августа 2020 года №112/542 является законным.

Судебная коллегия считает выводы суда правильными и основанными на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Все обстоятельства судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих правильность вывода суда, в материалы дела представлено не было.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что судом дана неправильная оценка доказательствам по делу, а допущенные при оформлении подписных листов неточности несущественны, являются несостоятельными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года №658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.

Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, в этой связи толкование избирательной комиссией степени восприятия не соответствующих действительности сведений, содержащихся в подписных листах, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа и объему содержащейся в нем информации, являющиеся обязательными для всех кандидатов.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что территориальная избирательная комиссия ошибочно руководствовалась сведениями о проверке информации об избирателях, представленными Управлением по вопросам миграции МВД России по Орловской области, судебная коллегия отклоняет, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных сведений, не приведены они и в апелляционной жалобе.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы относительно оценки написания сведений об избирателе в подписных листах основаны на неправильном толковании заявителем жалобы норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении.

Иные доводы апелляционной жалобы административного истца не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, повторяют его позицию, выраженную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и получившую правильную оценку в обжалуемом решении.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Азарова И. А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Кальная Е.Г. Дело № 33а-2043/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

27 августа 2020 года                          город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.

с участием прокурора Дорогавцевой И.В.,

при секретаре Власовой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1911/2020 по административному исковому заявлению Азарова И. А. к территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла о признании подписей достоверными, признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии,

по апелляционной жалобе Азарова И. А. на решение Заводского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 года, которым административные исковые требования Азарова И. А. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., объяснения Азарова И.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла и Муниципальной избирательной комиссии города Орла по доверенностям Рудакова А.К., заключение прокурора Дорогавцевой И.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Азаров И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании подписей достоверными, признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии.

В обоснование заявленных требований указывал на то, что является выдвинутым кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №13 от избирательного объединения «Орловское городское общественное движение поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла».

29 июля 2020 года он представил административному ответчику все необходимые для регистрации кандидатом в депутаты документы, в том числе достаточное количество подписей (56 штук) избирателей в поддержку его выдвижения.

Решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года в регистрации отказано ввиду признания недостоверными (недействительными) 8 подписей.

Ссылался на то, что при проверке подписных листов с подписями избирателей административный ответчик не предоставил ему тексты запросов в миграционную службу, направление которых в территориальный орган ФМС России в силу Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 года №128/986-6 «О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» является обязательным только при выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и базе данных ГАС «Выборы».

По изложенным основаниям просил признать подписи лист строка , лист строка , лист строка , лист строка , лист строка , лист строка , лист строка 31, лист строка действительными; признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года ; обязать территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла зарегистрировать Азарова И.А. кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №13 от избирательного объединения «Орловского городское общественное движение поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла».

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица на основании части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) привлечена Муниципальная избирательная комиссия города Орла.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Азаров И.А. ставит вопрос об отмене решения суда, просит вынести новое решение, удовлетворив административные исковые требования.

В приведенных в апелляционной жалобе доводах ссылается на то, что судом дана неправильная оценка доказательствам по делу.

Полагает, что допущенные при оформлении подписных листов неточности (неоговоренные исправления в дате внесения сведений в подписной лист и в адресе места жительства) не являются существенными.

Ссылается также на то, что судом дана необоснованная оценка имеющимся неточностям в написании: фамилии (лист строка ), имени (лист строка ), места жительства (лист строка ) избирателей, а также суд необоснованно посчитал информацию об адресе места жительства избирателя (лист строка ); о паспортных данных (лист подпись ); информацию об отчестве избирателя (лист подпись ), исправления в дате внесения подписи избирателя (лист подпись ), недостоверной.

Указывает на то, что судом не принято во внимание то, что административный ответчик направил в Управление по вопросам миграции МВД России по Орловской области запрос с заведомо неправильными персональными данными избирателей, в связи с чем территориальная избирательная комиссия ошибочно руководствовалась представленными в ответе на запрос сведениями.

Приводит доводы о допущенных административным ответчиком процессуальных нарушениях, выразившихся в том, что проверка подписей проведена в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Реализация гражданами конституционного права на участие в выборах в органы местного самоуправления Орловской области, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-03 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправление Орловской области».

Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 вышеуказанного Федерального закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с частью 3.1 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.

В силу части 3 статьи 12.4 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию для регистрации кандидатов, списков кандидатов. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей, в срок не позднее чем за один день до дня проведения проверки. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В соответствии с подпунктами «в», «е», «ж» пункта 6.4 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона недействительными признаются: в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Орловского городского Совета народных депутатов №68/1118-ГС от 23 июня 2020 года назначены выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва на 13 сентября 2020 года.

Для подготовки и проведения указанных выборов решением муниципальной избирательной комиссии города Орла от 23 июня 2020 года №3/13 полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 возложены на территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла, сформированную постановлением избирательной комиссии Орловской области от 2 июня 2016 года №142/1152-5.

Азаров И.А. является выдвинутым кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №13 от избирательного объединения «Орловское городское общественное движение поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла».

Решением муниципальной избирательной комиссии города Орла от 19 июня 2020 года №13/12 определено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в абсолютном выражении, предоставляемое для регистрации кандидатов при проведении выборов депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва.

По одномандатному избирательному округу №13 предельное количество подписей, предоставляемых для регистрации, составляет 56 подписей, необходимое количество – 51 подпись.

17 июля 2020 года Азаров И.А. представил в Территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата (л.д.64).

В связи с чем, Азаровым И.А. в Территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла 29 июля 2020 года представлены подписные листы (на 17 листах), содержащие 56 подписей избирателей в поддержку его выдвижения.

При разрешении административного дела судом установлено, что решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 24 июня 2020 года №86/386 создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, представленных в территориальную комиссию Заводского района города Орла, а также утвержден состав рабочей группы (л.д. 58-61).

По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты Азарова И.А., были выявлены расхождения между персональными данными, содержащимися в подписных листах и в регистре ГАС «Выборы», что отражено в справке (л.д.88).

Из материалов дела следует, что для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, административный ответчик обратился с запросом в Управление по вопросам миграции УМВД России по Орловской области, из ответа на который следует, что сведения об избирателях в подписном листе в строке в подписном листе строка , в подписном листе строка , в подписном листе строка , в подписном листе строке не соответствуют данным о регистрационном учете граждан по месту жительства, паспортным данным, несоответствие отчества, написании фамилии (л.д.89-93).

По результатам проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Азаровым И.А., составлена ведомость проверки подписных листов, подписанная членами рабочей группы, и составлен протокол (л.д.94-97).

Как следует из ведомости, признаны недействительными подписи избирателей в подписном листе в строке , в подписном листе строка , в подписном листе строка , в подписном листе строка , в подписном листе строке , поскольку недействительность указанных в них сведений подтверждается ответом из Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области. Также были признаны недействительными подписи избирателей в подписном листе в строке , в подписном листе строке , в подписном листе строке , поскольку имеются неоговоренные исправления в имени, адресе места жительства, в дате внесения подписи избирателя.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов кандидата в депутаты Азарова И.А. от 5 августа 2020 года, количество подписей, признанных недействительными составляет , количество достоверных подписей составляет , что является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №13 Азарова И.А. (л.д.98-100).

Решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года №112/542 Азарову И.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №13, в связи с тем, что количество подписей, признанных достоверными и действительными является недостаточным для регистрации кандидата (л.д.12-14).

В суде первой инстанции Азаров И.А. согласился с решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года №112/542 в части признания недействительной подписи на листе сроке .

В суде апелляционной инстанции Азаров И.А. согласился с решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от 8 августа 2020 года №112/542 в части признания недействительными еще двух подписей: лист строка ; лист строка .

Разрешая требования Азарова И.А. по существу, суд первой инстанции, исходя из указанных выше обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что проверяя представленные административным истцом подписи избирателей, рабочая группа действовала в соответствии с установленным порядком и предоставленными ей полномочиями, предусмотренными положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлено, что количество подписей, признанных достоверными и действительными является недостаточным для регистрации кандидата, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в силу положений подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», у территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла имелись основания для отказа в регистрации кандидата Азарова И.А.

В связи с чем, оспариваемое решение от 8 августа 2020 года №112/542 является законным.

Судебная коллегия считает выводы суда правильными и основанными на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Все обстоятельства судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих правильность вывода суда, в материалы дела представлено не было.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что судом дана неправильная оценка доказательствам по делу, а допущенные при оформлении подписных листов неточности несущественны, являются несостоятельными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года №658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.

Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, в этой связи толкование избирательной комиссией степени восприятия не соответствующих действительности сведений, содержащихся в подписных листах, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа и объему содержащейся в нем информации, являющиеся обязательными для всех кандидатов.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что территориальная избирательная комиссия ошибочно руководствовалась сведениями о проверке информации об избирателях, представленными Управлением по вопросам миграции МВД России по Орловской области, судебная коллегия отклоняет, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных сведений, не приведены они и в апелляционной жалобе.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы относительно оценки написания сведений об избирателе в подписных листах основаны на неправильном толковании заявителем жалобы норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении.

Иные доводы апелляционной жалобы административного истца не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, повторяют его позицию, выраженную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и получившую правильную оценку в обжалуемом решении.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Азарова И. А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

1версия для печати

33а-2043/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Азаров Игорь Анатольевич
Ответчики
территориальная избирательная комиссия Заводского района г. Орла
Другие
Муниципальная избирательная комиссия г. Орла
Прокуратура Заводского района г. Орла
Суд
Орловский областной суд
Судья
Заводской районный суд г. Орла
Дело на странице суда
oblsud.orl.sudrf.ru
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее