Дело № 2-299/2024
УИД 74RS0020-01-2024-000085-69
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2024 года г. Катав-Ивановск
Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Субботиной У.В.,
при секретаре Кондрашовой А.В.,
с участием прокурора Логвиновой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Катав-Ивановского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Катав-Ивановского городского поселения, Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Катав-Ивановский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Катав-Ивановского городского поселения, Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго», в котором, с учетом уточнения исковых требований и частичного отказа от иска, с прекращением производства по делу в части, просит:
- обязать Администрацию Катав-Ивановского городского поселения (ИНН 7401010200), МУП «Теплоэнерго» (ИНН 7401011034) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать котельную «Спорткомплекс», расположенную по адресу: <адрес>, котельную «Центральная», расположенную по адресу: <адрес>, котельную «Школа-Интернат», расположенную по адресу: <адрес>, котельную «Солоцкая», расположенную по адресу: ул. <адрес>, прибором учета тепловой энергии;
- обязать Администрацию Катав-Ивановского городского поселения, МУП «Теплоэнерго» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать режимные карты на котлах, расположенных в котельной «Спорткомплекс», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Центральная», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Школа-Интернат», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Солоцкая», расположенной по адресу: ул. <адрес>, котельной «Лесное», по адресу: <адрес>;
- обязать Администрацию Катав-Ивановского городского поселения, МУП «Теплоэнерго» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на котельной «Центральная», расположенной по адресу: <адрес>, произвести ремонт или замену котла №.
В обосновании иска указано, что прокурор проводит на системной основе мониторинг исполнения требований жилищного законодательства в части подготовки готовности к отопительному сезону. Злтоустовским ТО Ростехнадзора проведен осмотр объектов теплоснабжения на территории Катав-Ивановского городского поселения им выявлено, что в нарушени требования ст. 23.2 Федерального закона № 190-ФЗ на котельных «Спорткомплекс», «Солоцкая», «Школа-Интернат», «Центральная» отсутствует коммерческий узел учета вырабатываемой тепловой энергии; а на котельных «Спорткомплекс», «Солоцкая», «Школа-Интернат», «Центральная», «Лесное» не разработаны режимные карты на котлах; на котельной «Центральная» не представлен акт приемки из капитального ремонта котла № ДКВР, котел находится в неисправном состоянии. Названные котельные являются муниципальным имуществом, которое передано на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоэнерго» для организации работы по оказанию комплексных жилищно-коммунальных услуг населению Катав-Ивановского городского поселения. По договору аренды комплекса имущества теплового хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ в аренду МУП «Теплоэнерго» переданы, помимо прочего: помещение котельной (нежилое помещение №), тепловые сети, сооружения и движимое имущество, расположенные по адресу: <адрес>. В связи с выявленными нарушениями требования ст.ст. 20, 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», городским прокурором в адрес МУП «Теплоэенрго» и главы Катав-Ивановского городского внесены представления, однако указанные нарушения не были устранены.
В судебном заседании помощник Катав-Ивановского городского прокурора Логвинова В.А. поддержала требования, при этом, указала на то, что она отказывается от части заявленных требований к Администрации Катав-Ивановского городского поселения, а именно требований о возложении обязанности разработать режимные карты на котлах котельной «Лесное», по адресу: <адрес>, производство по делу в данной части просила прекратить.
Представители ответчиков - администрации Катав-Ивановского городского поселения, МУП «Теплоэнерго» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В письменных возражениях представитель МУП «Теплоэнерго», указывая на то, что решением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ предприятие признано банкротом, а обязательства по установке коммерческих узлов возникли до подачи заявления о признании его банкротом, полагал, что требования прокурора подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве. Кроме того, указал на то, что обязанность по установке коммерческих узлов учета возникла до передачи комплекса имущества в хозяйственное ведение МУП «ТеплоЭнерго», а следовательно на собственнике котельных - Администрации Катав-Ивановского городского поселения лежит обязанность по установке коммерческих узлов учета.
Заслушав помощника прокурора Логвинову В.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Рассматривая отказ прокурора от исковых требований в части требований к администрации Катав-Ивановского городского поселения о возложении обязанности разработать режимные карты на котлах котельной «Лесное», по адресу: <адрес>, суд руководствуясь положениями ст. 173, 220 ГПК РФ, и учитывая, что отказ от требований в данной части является добровольным, безусловным и не нарушает прав и законных интересов других лиц, находит возможным принять отказ от иска и прекратить производство по делу в данной части.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Согласно п. 3, 4, 4.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.
При этом, в соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, на объекты, не являющиеся многоквартирными домами, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, включенные в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, работы по капитальному ремонту общего имущества в которых на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации включают в себя работы по замене и (или) восстановлению инженерных сетей многоквартирного дома, услуги и (или) работы по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и которые должны быть реализованы в соответствии с указанными программами в течение трех лет, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с данной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
В соответствии с п. 2.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г. № 115, для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает: учет топливно-энергетических ресурсов; разработку нормативных энергетических характеристик тепловых энергоустановок; контроль и анализ соблюдения нормативных энергетических характеристик и оценку технического состояния тепловых энергоустановок; анализ энергоэффективности проводимых организационно-технических мероприятий; ведение установленной государственной статической отчетности; сбалансированность графика отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
При этом, проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (ч. 2 чт. 20 Федерального закона "О теплоснабжении")
Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. (ч. 4 ст. 20 того же федерального закона)
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. (ч. 5 ст. 20 того же федерального закона)
В соответствии с п.п. 5.3.4, 5.3.5, 5.3.6 вышеназванных Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в процессе пусконаладочных испытаний и на их основе устанавливается режим работы котлов и другого оборудования котельной установки и разрабатываются режимные карты. Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления. Котлы и другое оборудование котельных оборудуются необходимыми приборами и приспособлениями для проведения пусконаладочных работ и режимных испытаний. Режим работы котла ведется строго по режимной карте, составленной на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя. При реконструкции котла и изменении марки или качества топлива проводятся новые режимно-наладочные испытания с выдачей режимных карт. В объем режимно-наладочных испытаний входят: подготовительные работы; экспериментальные работы; балансовые испытания с выдачей режимных карт.
Кроме того, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; отключать неработающие участки сети; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети. (п.п. 6.2.1, 6.2.25 названных Правил)
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором и государственным инспектором Златоустовского территориального отдела Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору произведен осмотр и составлены протоколы осмотра объектов теплоснабжения на территории Катав-Ивановского городского поселения.
Согласно вышеназванных протоколов осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены ряд нарушений требований законодательства в области теплоснабжения, в частности: на котельных «Спорткомплекс», расположенной по адресу: <адрес>, «Центральная», расположенной по адресу: <адрес>, «Школа-Интернат», расположенной по адресу: <адрес>, «Солоцкая», расположенной по адресу: ул. <адрес> отсутствует коммерческий узел учета вырабатываемой тепловой энергии; а на котельных «Спорткомплекс», «Солоцкая», «Школа-Интернат», «Центральная», не проведены режимно-наладочные работы в нарушение требований действующего испытания водоподготовительного оборудования; на котельной «Центральная» не представлен акт приемки из капитального ремонта котла №.
Согласно технического отчета от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ЗАО «Техсервис», водогрейный котел находится в неисправном состоянии.
С целью устранения выявленных нарушений действующего законодательства, Катав-Ивановским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации городского поселения и МУП «Теплоэнерго» направлены представления об устранении выявленных нарушений.
Однако как следует из материалов дела, ответчиками не оспаривается, что внесенное представление в части названных нарушений, не устранены.
При этом, согласно постановления Администрации Катав-Ивановского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении муниципального имущества Катав-Ивановского городского поселения на праве хозяйственного ведения за МУП «Теплоэнерго», с приложением №, акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, приложения № к акту, за предприятием закреплено на праве хозяйственного ведения здание котельной «Центральная» и относящееся к ней оборудование системы теплоснабжения, находящиеся по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ “О внесении изменений в постановлении Администрации катав-Ивановского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении муниципального имущества Катав-Ивановского городского поселения на праве хозяйственного ведения за МУП «Теплоэнерго»”, приложением № к нему, на праве хозяйственного ведения за предприятием закреплены объекты системы теплоснабжения по ул. <адрес>, нежилое помещение котельной, по адресу: <адрес>, нежилое помещение котельной по адресу: <адрес>.
Согласно выписок из ЕГРН, за МУП «Теплоэнерго» и Катав-Ивановским городским поселением зарегистрированы права хозяйственного ведения и собственности, соответственно, на объекты теплоснабжения, находящиеся по адресам: <адрес>; <адрес> <адрес>
При таких обстоятельствах, в силу вышеприведенных положений действующего законодательства и нормативно правовых актов, ответственность за устранение нарушений законодательства в области теплоснабжения, подлежит возложению на Администрацию Катав-Ивановского городского поселения и МУП «Теплоэнерго», которые обязаны обеспечить теплоснабжение населения в границах Катав-Ивановского городского поселения.
Факт нарушения законодательства в области теплоснабжения, подтвержден вышеприведенными и исследованными в судебном заседании доказательствами, оснований не доверять которым суд не находит. Доказательств устранения этих нарушений ответчиками, опровергающих наличие нарушений, суду не представлено.
При этом, вопреки доводов предприятия, выявленные нарушения являются текущими обязательствами теплоснабжающей организации, в связи с чем требования прокурора могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Катав-Ивановского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Катав-Ивановского городского поселения, муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о возложении обязанностей, удовлетворить.
Обязать Администрацию Катав-Ивановского городского поселения (ИНН 7401010200), МУП «Теплоэнерго» (ИНН 7401011034) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать котельную «Спорткомплекс», расположенную по адресу: <адрес>, котельную «Центральная», расположенную по адресу: <адрес>, котельную «Школа-Интернат», расположенную по адресу: <адрес>, котельную «Солоцкая», расположенную по адресу: ул. <адрес>, прибором учета тепловой энергии.
Обязать Администрацию Катав-Ивановского городского поселения, МУП «Теплоэнерго» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать режимные карты на котлах, расположенных в котельной «Спорткомплекс», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Центральная», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Школа-Интернат», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Солоцкая», расположенной по адресу: ул. <адрес>.
Обязать МУП «Теплоэнерго» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать режимные карты на котлах котельной «Лесное», по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Катав-Ивановского городского поселения, МУП «Теплоэнерго» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на котельной «Центральная», расположенной по адресу: <адрес>, произвести ремонт или замену котла №.
Принять отказ Катав-Ивановского городского прокурора от исковых требований к Администрации Катав-Ивановского городского поселения от исковых требований в части возложения обязанности разработать режимные карты на котлах котельной «Лесное», по адресу: <адрес>, производство по делу в данной части прекратить.
МУП «Теплоэнерго» - ИНН 7401011034.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: У.В. Субботина
Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2024 г.
Копия верна.
Судья У.В. Субботина
Помощник Г.В. Киселева