28RS0019-01-2020-000667-44
Дело № 7/1-263/2020
Р Е Ш Е Н И Е
02 декабря 2020 года город Благовещенск
Судья Амурского областного суда МихайленкоВ.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу КонфедератоваА.Е. на постановление судьи Серышевского районного суда от 21 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Конфедератова Андрея Евгеньевича,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением судьи Серышевского районного суда от 21 сентября 2020 года КонфедератовА.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАПРФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, КонфедератовА.Е. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что судьей Серышевского районного суда неправильно установлены фактические обстоятельства дела, неверно применены нормы материального права, что послужило вынесению незаконного и необоснованного постановления. Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020 года, не определяют обязанность по ведению графика уборки помещения объекта торговли и журнала учета температуры тела работников предприятия. Кроме того, данные методические рекомендации не устанавливают требование о применении работниками объекта торговли средств индивидуальной защиты – перчаток. В материалах дела не содержится доказательств того, что Ф.И.О.1 состоит в трудовых отношениях с ИП КонфедератовымА.Е., а в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляется предпринимательская деятельность по реализации товаров. На момент проведения проверки предпринимательская деятельность в принадлежащем ему кафе не осуществлялась более семи дней, работники кафе и посетители в помещении кафе не находились.
В дополнении к жалобе КонфедератовА.Е. привел аналогичные доводы, а также указал, что ни он, ни его сестра – Ф.И.О.1 по обстоятельствам вменяемого правонарушения сотрудниками полиции не опрашивались. Присутствие Ф.И.О.1 в помещении кафе не свидетельствует о том, что она осуществляла реализацию товаров и услуг. Графики уборки помещения и замеры температуры тела работников не были предоставлены по требованию сотрудников полиции, поскольку Ф.И.О.1 не было известно о их наличии.
На основании изложенного просит постановление судьи Серышевского районного суда от 21 сентября 2020 года отменить, производство по делу прекратить.
КонфедератовА.Е. и представитель ОМВД России по Серышевскому району Амурской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон №68-ФЗ).
В соответствии с пп.«а2» п.«а» ст.10 Федерального закона от №68-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено определение обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее Правила).
Правилами предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп.«б» п.3, пп.«в», «г» п.4 Правил).
В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, организации принимают необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях (пп.«б» п.6 Правил).
Кроме того, Правила предусматривают возможность приостановления организациями своей деятельности, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях (пп.«д» п.6 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп.«а.2» п.«а» ст.10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп.«б» п.6 ст.4.1, пп. «а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
На основании приведенных положений Правительством Амурской области принято постановление от 07.04.2020г. №190 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Амурской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее постановление от 07.04.2020г. №190), а губернатором Амурской области вынесено распоряжение от 27.01.2020г. №10-р «О введении режима повышенной готовности» (далее распоряжение от 27.01.2020 №10-р).
Согласно данному распоряжению от 27.01.2020г. №10-р на территории Амурской области с 27 января 2020 года введен режим повышенной готовности в целях предотвращения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 11 распоряжения от 27.01.2020г. №10-р (в редакции распоряжения от 04.09.2020г. №206-р) на руководителей органов, организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей (работодателей) возложена обязанность обеспечить:
1)наличие неснижаемого запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и кожных антисептиков для обработки рук сотрудников, посетителей, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) для сотрудников и посетителей;
2)возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, и использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) при входе сотрудников, посетителей в организацию (объект осуществления деятельности);
3)ежедневный «входной» контроль температуры тела сотрудников, а также в течение дня (по показаниям) с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой и с признаками инфекционного заболевания;
4)информирование сотрудников, посетителей о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены (регулярного мытья рук с мылом и обработки кожными антисептиками - в течение рабочего дня, после каждого посещения туалетных комнат);
5)влажную уборку помещений каждые 2 часа с применением дезинфицирующих средств, эффективных в отношении вирусов, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, перил и поручней, контактным поверхностям (столы и стулья работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат);
6)соблюдение «социальной» дистанции как между сотрудниками, так и между посетителями (не менее 1 метра), недопущение скопления людей;
7)контроль за использованием работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), обработкой рук, соблюдением «социальной» дистанции;
8)помещение в обсерватор и медицинское наблюдение за работниками, привлекаемыми вахтовым методом и на сезонные работы из других регионов Российской Федерации, в течение 14 календарных дней со дня такого прибытия, если иное не установлено органами Роспотребнадзора. В случае появления любого ухудшения состояния здоровья у таких работников незамедлительно обращаться за оказанием им медицинской помощи по месту пребывания без посещения медицинских организаций.
В соответствии с п.2 постановления от 07.04.2020г. №190 руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, продолжающим осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим постановлением, предписано обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства и методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), изданных Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе в части усиления мер по дезинфекции, соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра), использования средств индивидуальной защиты, медицинского наблюдения за работниками.
Согласно методическим рекомендациям 3.1.0170-20 «3.1Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19», утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ 30 марта 2020 года, на объектах торговли усиливается дезинфекционный режим, проводятся мероприятия по дезинфекции всех рабочих помещений, обеззараживанию воздуха, создается запас дезинфицирующих средств, принимаются меры по обеспечению социальной дистанции.
В соответствии с п.7 Методических рекомендаций 3.1/3.5.0172/1-20. «3.1.Профилактика инфекционных болезней. 3.5.Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19», утвержденных главным государственным санитарным врачом 11 апреля 2020 года, к лицам низкого профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду, состоящую из средств защиты органов дыхания (масок) и перчаток, относятся лица, профессиональная деятельность которых связана с контактами большого числа людей: персонал торговых центров и магазинов, работники сферы услуг (за исключением категории лиц, перечисленных в пункте 7), объектов культуры (выставочные залы, театры и другие места массового посещения людей), транспорта и транспортных узлов, федеральных органов исполнительной власти, оказывающих консультационную помощь и выполняющих контрольно-надзорные функции.
Как установлено п.1.1, 1.3, 2.4 Методических рекомендаций 3.1/2.3.5.0191-20. «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020 года, в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятиях торговли, рекомендуется осуществлять: проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств перед открытием предприятия торговли; организацию ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.); проведение ежедневной (ежесменной) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажной уборки торговых залов, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств.
В силу ст.19 Федерального закона №68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 4 сентября 2020 года в 22 часа 35 минут в кафе, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ИП КонфедератовуА.Е, продавец Ф.И.О.1 не была обеспечена индивидуальными средствами защиты рук (перчатками), а также отсутствовал журнал соблюдения температурного режима работников кафе и график генеральных дезинфицирующих уборок.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения и виновности ИП КонфедератоваА.Е. в его совершении, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении №АО28096699ПР от 05.09.2020г., рапортом оперативного дежурного ОМВД России по Серышевскому району от 05.09.2020г., протоколом осмотра места административного правонарушения от 04.09.2020г., фототаблицей от 04.09.2020г., объяснениями Ф.И.О.2 от 04.09.2020г., объяснениями Ф.И.О.3 от 04.09.2020г., сведениями из ЕГРИП и иными материалами дела.
Порядок привлечения ИП КонфедератоваА.Е. к административной ответственности соблюден, административный материал составлен должностными лицами ОМВД России по Серышевскому району в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Постановление о назначении административного наказания вынесено судьей Благовещенского городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел, и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений судьей городского суда не допущено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, представленные в материалах дела доказательства оценены судьей по правилам, установленным ст.26.11 КоАПРФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.
На основании представленной в материалах дела совокупности доказательств судьей городского суда сделан правильный вывод о наличии в действиях ИП КонфедератоваА.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАПРФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание назначено ИП КонфедератовуА.Е. в пределах санкции ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, с учетом требований, предусмотренных ст.3.1, 4.1 названного Кодекса.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ разрешение вопроса о виновности лица в совершении вменяемого правонарушения имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Из анализа вышеприведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. №417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Бездействие ИП КонфедератоваА.Е., выразившееся в необеспечении на предприятии питания соблюдения требований о ежедневном «входном» контроле температуры тела сотрудников, проведении влажной уборки помещений каждые 2 часа с применением дезинфицирующих средств, а также в неисполнении обязанности по осуществлению контроля за использованием работниками средств индивидуальной защиты, послужило нарушению п.11 распоряжения губернатора Амурской области от 27.01.2020г. № 10-р «О введении режима повышенной готовности», п.2 постановления Правительства Амурской области от 07.04.2020г. №190 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Амурской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также Методических рекомендаций 3.1/3.5.0172/1-20, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 11 апреля 2020 года, Методических рекомендаций 3.1/2.3.5.0191-20. «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020 года, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАПРФ.
Вина ИП КонфедератоваА.Е. в совершении рассматриваемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных доказательств, которые не содержат сведений об отсутствии у индивидуального предпринимателя объективной возможности исполнить требования правил поведения, обусловленных действием режима повышенной готовности.
Вопреки доводам жалобы, фактический допуск Ф.И.О.1 к осуществлению трудовой деятельности в качестве продавца предприятия питания, расположенного по адресу: <адрес>, достоверно подтвержден материалами дела, в том числе протоколом осмотра места административного правонарушения, фототаблицей, объяснениями понятых от 04.09.2020г., и не вызывает каких-либо сомнений.
Доводы КонфедератоваА.Е. о том, что предприятие питания на момент осуществления проверки не функционировало подлежат отклонению, поскольку не подтверждены объективными доказательствами и опровергаются материалами дела.
Ссылки заявителя жалобы на неправильную квалификацию его действий должностным лицом ОМВД России по Серышевскому району подлежат отклонению, поскольку право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица по делу об административном правонарушении относится к полномочиям судьи, что соответствует правовой позиции, изложенной в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Доводы КонфедератоваА.Е. о том, что он не опрашивался сотрудником полиции относительно обстоятельств выявленных нарушений не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются представленным в материалах дела объяснением от 04.09.2020 г. (л.д.14). Кроме того, объяснения относительно обстоятельств вменяемого правонарушения могли быть изложены КонфедератовымА.Е. при составлении протокола об административном правонарушении, однако он данным правом не воспользовался, поступив по своему усмотрению. При этом отсутствие в материалах дела объяснений продавца Ф.И.О.1 само по себе о каких-либо процессуальных нарушениях не свидетельствует.
Оснований для изменения судебного постановления в части назначенного наказания не имеется, поскольку из его содержания усматривается, что при разрешении вопроса о назначении административного наказания судья Серышевского районного суда руководствовался положениями главы 4 КоАП РФ и пришел к обоснованному выводу о необходимости назначения ИП КонфедератовуА.Е. административного штрафа в размере 30000 рублей, поскольку такое наказание отвечает требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих ее удовлетворение, и по существу сводятся к несогласию заявителя с выводами судьи районного суда, изложенными в обжалуемом постановлении. Вместе с тем само по себе несогласие КонфедератоваА.Е. с выводами судьи не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта и не влечет его отмену либо изменение.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судьей Серышевского районного суда не допущено, обжалуемое постановление от 21 сентября 2020 года подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Серышевского районного суда от 21 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Конфедератова Андрея Евгеньевича оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко
28RS0019-01-2020-000667-44
Дело № 7/1-263/2020
Р Е Ш Е Н И Е
02 декабря 2020 года город Благовещенск
Судья Амурского областного суда МихайленкоВ.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу КонфедератоваА.Е. на постановление судьи Серышевского районного суда от 21 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Конфедератова Андрея Евгеньевича,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением судьи Серышевского районного суда от 21 сентября 2020 года КонфедератовА.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАПРФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, КонфедератовА.Е. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что судьей Серышевского районного суда неправильно установлены фактические обстоятельства дела, неверно применены нормы материального права, что послужило вынесению незаконного и необоснованного постановления. Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020 года, не определяют обязанность по ведению графика уборки помещения объекта торговли и журнала учета температуры тела работников предприятия. Кроме того, данные методические рекомендации не устанавливают требование о применении работниками объекта торговли средств индивидуальной защиты – перчаток. В материалах дела не содержится доказательств того, что Ф.И.О.1 состоит в трудовых отношениях с ИП КонфедератовымА.Е., а в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляется предпринимательская деятельность по реализации товаров. На момент проведения проверки предпринимательская деятельность в принадлежащем ему кафе не осуществлялась более семи дней, работники кафе и посетители в помещении кафе не находились.
В дополнении к жалобе КонфедератовА.Е. привел аналогичные доводы, а также указал, что ни он, ни его сестра – Ф.И.О.1 по обстоятельствам вменяемого правонарушения сотрудниками полиции не опрашивались. Присутствие Ф.И.О.1 в помещении кафе не свидетельствует о том, что она осуществляла реализацию товаров и услуг. Графики уборки помещения и замеры температуры тела работников не были предоставлены по требованию сотрудников полиции, поскольку Ф.И.О.1 не было известно о их наличии.
На основании изложенного просит постановление судьи Серышевского районного суда от 21 сентября 2020 года отменить, производство по делу прекратить.
КонфедератовА.Е. и представитель ОМВД России по Серышевскому району Амурской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон №68-ФЗ).
В соответствии с пп.«а2» п.«а» ст.10 Федерального закона от №68-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено определение обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее Правила).
Правилами предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп.«б» п.3, пп.«в», «г» п.4 Правил).
В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, организации принимают необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях (пп.«б» п.6 Правил).
Кроме того, Правила предусматривают возможность приостановления организациями своей деятельности, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях (пп.«д» п.6 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп.«а.2» п.«а» ст.10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп.«б» п.6 ст.4.1, пп. «а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
На основании приведенных положений Правительством Амурской области принято постановление от 07.04.2020г. №190 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Амурской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее постановление от 07.04.2020г. №190), а губернатором Амурской области вынесено распоряжение от 27.01.2020г. №10-р «О введении режима повышенной готовности» (далее распоряжение от 27.01.2020 №10-р).
Согласно данному распоряжению от 27.01.2020г. №10-р на территории Амурской области с 27 января 2020 года введен режим повышенной готовности в целях предотвращения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 11 распоряжения от 27.01.2020г. №10-р (в редакции распоряжения от 04.09.2020г. №206-р) на руководителей органов, организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей (работодателей) возложена обязанность обеспечить:
1)наличие неснижаемого запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и кожных антисептиков для обработки рук сотрудников, посетителей, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) для сотрудников и посетителей;
2)возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, и использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) при входе сотрудников, посетителей в организацию (объект осуществления деятельности);
3)ежедневный «входной» контроль температуры тела сотрудников, а также в течение дня (по показаниям) с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой и с признаками инфекционного заболевания;
4)информирование сотрудников, посетителей о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены (регулярного мытья рук с мылом и обработки кожными антисептиками - в течение рабочего дня, после каждого посещения туалетных комнат);
5)влажную уборку помещений каждые 2 часа с применением дезинфицирующих средств, эффективных в отношении вирусов, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, перил и поручней, контактным поверхностям (столы и стулья работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат);
6)соблюдение «социальной» дистанции как между сотрудниками, так и между посетителями (не менее 1 метра), недопущение скопления людей;
7)контроль за использованием работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), обработкой рук, соблюдением «социальной» дистанции;
8)помещение в обсерватор и медицинское наблюдение за работниками, привлекаемыми вахтовым методом и на сезонные работы из других регионов Российской Федерации, в течение 14 календарных дней со дня такого прибытия, если иное не установлено органами Роспотребнадзора. В случае появления любого ухудшения состояния здоровья у таких работников незамедлительно обращаться за оказанием им медицинской помощи по месту пребывания без посещения медицинских организаций.
В соответствии с п.2 постановления от 07.04.2020г. №190 руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, продолжающим осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим постановлением, предписано обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства и методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), изданных Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе в части усиления мер по дезинфекции, соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра), использования средств индивидуальной защиты, медицинского наблюдения за работниками.
Согласно методическим рекомендациям 3.1.0170-20 «3.1Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19», утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ 30 марта 2020 года, на объектах торговли усиливается дезинфекционный режим, проводятся мероприятия по дезинфекции всех рабочих помещений, обеззараживанию воздуха, создается запас дезинфицирующих средств, принимаются меры по обеспечению социальной дистанции.
В соответствии с п.7 Методических рекомендаций 3.1/3.5.0172/1-20. «3.1.Профилактика инфекционных болезней. 3.5.Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19», утвержденных главным государственным санитарным врачом 11 апреля 2020 года, к лицам низкого профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду, состоящую из средств защиты органов дыхания (масок) и перчаток, относятся лица, профессиональная деятельность которых связана с контактами большого числа людей: персонал торговых центров и магазинов, работники сферы услуг (за исключением категории лиц, перечисленных в пункте 7), объектов культуры (выставочные залы, театры и другие места массового посещения людей), транспорта и транспортных узлов, федеральных органов исполнительной власти, оказывающих консультационную помощь и выполняющих контрольно-надзорные функции.
Как установлено п.1.1, 1.3, 2.4 Методических рекомендаций 3.1/2.3.5.0191-20. «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020 года, в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятиях торговли, рекомендуется осуществлять: проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств перед открытием предприятия торговли; организацию ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.); проведение ежедневной (ежесменной) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажной уборки торговых залов, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств.
В силу ст.19 Федерального закона №68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 4 сентября 2020 года в 22 часа 35 минут в кафе, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ИП КонфедератовуА.Е, продавец Ф.И.О.1 не была обеспечена индивидуальными средствами защиты рук (перчатками), а также отсутствовал журнал соблюдения температурного режима работников кафе и график генеральных дезинфицирующих уборок.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения и виновности ИП КонфедератоваА.Е. в его совершении, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении №АО28096699ПР от 05.09.2020г., рапортом оперативного дежурного ОМВД России по Серышевскому району от 05.09.2020г., протоколом осмотра места административного правонарушения от 04.09.2020г., фототаблицей от 04.09.2020г., объяснениями Ф.И.О.2 от 04.09.2020г., объяснениями Ф.И.О.3 от 04.09.2020г., сведениями из ЕГРИП и иными материалами дела.
Порядок привлечения ИП КонфедератоваА.Е. к административной ответственности соблюден, административный материал составлен должностными лицами ОМВД России по Серышевскому району в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Постановление о назначении административного наказания вынесено судьей Благовещенского городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел, и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений судьей городского суда не допущено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, представленные в материалах дела доказательства оценены судьей по правилам, установленным ст.26.11 КоАПРФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.
На основании представленной в материалах дела совокупности доказательств судьей городского суда сделан правильный вывод о наличии в действиях ИП КонфедератоваА.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАПРФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание назначено ИП КонфедератовуА.Е. в пределах санкции ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, с учетом требований, предусмотренных ст.3.1, 4.1 названного Кодекса.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ разрешение вопроса о виновности лица в совершении вменяемого правонарушения имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Из анализа вышеприведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. №417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Бездействие ИП КонфедератоваА.Е., выразившееся в необеспечении на предприятии питания соблюдения требований о ежедневном «входном» контроле температуры тела сотрудников, проведении влажной уборки помещений каждые 2 часа с применением дезинфицирующих средств, а также в неисполнении обязанности по осуществлению контроля за использованием работниками средств индивидуальной защиты, послужило нарушению п.11 распоряжения губернатора Амурской области от 27.01.2020г. № 10-р «О введении режима повышенной готовности», п.2 постановления Правительства Амурской области от 07.04.2020г. №190 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Амурской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также Методических рекомендаций 3.1/3.5.0172/1-20, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 11 апреля 2020 года, Методических рекомендаций 3.1/2.3.5.0191-20. «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020 года, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАПРФ.
Вина ИП КонфедератоваА.Е. в совершении рассматриваемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных доказательств, которые не содержат сведений об отсутствии у индивидуального предпринимателя объективной возможности исполнить требования правил поведения, обусловленных действием режима повышенной готовности.
Вопреки доводам жалобы, фактический допуск Ф.И.О.1 к осуществлению трудовой деятельности в качестве продавца предприятия питания, расположенного по адресу: <адрес>, достоверно подтвержден материалами дела, в том числе протоколом осмотра места административного правонарушения, фототаблицей, объяснениями понятых от 04.09.2020г., и не вызывает каких-либо сомнений.
Доводы КонфедератоваА.Е. о том, что предприятие питания на момент осуществления проверки не функционировало подлежат отклонению, поскольку не подтверждены объективными доказательствами и опровергаются материалами дела.
Ссылки заявителя жалобы на неправильную квалификацию его действий должностным лицом ОМВД России по Серышевскому району подлежат отклонению, поскольку право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица по делу об административном правонарушении относится к полномочиям судьи, что соответствует правовой позиции, изложенной в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Доводы КонфедератоваА.Е. о том, что он не опрашивался сотрудником полиции относительно обстоятельств выявленных нарушений не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются представленным в материалах дела объяснением от 04.09.2020 г. (л.д.14). Кроме того, объяснения относительно обстоятельств вменяемого правонарушения могли быть изложены КонфедератовымА.Е. при составлении протокола об административном правонарушении, однако он данным правом не воспользовался, поступив по своему усмотрению. При этом отсутствие в материалах дела объяснений продавца Ф.И.О.1 само по себе о каких-либо процессуальных нарушениях не свидетельствует.
Оснований для изменения судебного постановления в части назначенного наказания не имеется, поскольку из его содержания усматривается, что при разрешении вопроса о назначении административного наказания судья Серышевского районного суда руководствовался положениями главы 4 КоАП РФ и пришел к обоснованному выводу о необходимости назначения ИП КонфедератовуА.Е. административного штрафа в размере 30000 рублей, поскольку такое наказание отвечает требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих ее удовлетворение, и по существу сводятся к несогласию заявителя с выводами судьи районного суда, изложенными в обжалуемом постановлении. Вместе с тем само по себе несогласие КонфедератоваА.Е. с выводами судьи не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта и не влечет его отмену либо изменение.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судьей Серышевского районного суда не допущено, обжалуемое постановление от 21 сентября 2020 года подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Серышевского районного суда от 21 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Конфедератова Андрея Евгеньевича оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко