Решение по делу № 2-161/2023 от 31.01.2023

Дело № 2-161/2023

24RS0003-01-2023-000070-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2023 года      п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Егельской А.А.,

представителя ответчика администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края и.о. главы Дик О.Д.,

при секретаре Ивашиной С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обустроить вход здания пандусом с поручнями, кнопкой вызова сотрудника администрации, вывеской с названием организации, графиком работы, планом здания в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края (далее по тексту – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обустроить вход здания пандусом с поручнями, кнопкой вызова сотрудника администрации, вывеской с названием организации, графиком работы, планом здания в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов по результатам которой выявлены нарушения данного законодательства в деятельности администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края. Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст. 14 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 года, вступившей в силу для России 25.10.2012, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и сельских районах. Согласно ч. 2 ст. 9 Конвенции государства - участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации. В силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски с собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство
высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам
социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом
ограничений их жизнедеятельности. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», в соответствии с п. 5.1.14 которого установлено, что у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; платформ подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более. В нарушение указанных требований законодательства, вход в здание администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации не оборудован, вывеска с названием организации, графико работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом

Брайля и на контрастном фоне при входе в администрацию Тюльковского сельсовета отсутствует. Перечисленные нарушения стали возможны в результате несоблюдения ответственными должностными лицами муниципального образования Тюльковский сельсовет Балахтинского района требований законодательства о социальной защите инвалидов. В силу ст. 45 ГПК РФ, учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. Нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов ограничивает их права на беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем просит суд обязать администрацию Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обустроить вход в здание по адресу: <адрес>, пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации, и оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, установив срок исполнения решения суд в течении 6 месяцев с момента вступления его в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Егельская А.А. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика и.о. главы администрации Тюльковского сельсовета Дик О.Д. в судебном заседании по заявленным требованиям не возражала, показав, что вывеску администрация приобрела, осталось её только установить.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», в соответствии с п. 5.1.14 которого установлено, что у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; платформ подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.

Как установлено в судебном заседании согласно Устава Тюльковского сельсовета Балахтинского района, принятого решением Тюльковского сельского совета депутатов Балахтинского района от 27.06.2003 года № 36-р (в ред. от 31.03.2022 года) администрация сельсовета является исполнительно-распорядительным органом сельского самоуправления (ч.1 ст. 27). Администрация сельсовета от имени поселения владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения в соответствии с Конституцией РФ, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а так же нормативными правовыми актами Совета депутатов поселения ( ч.1 ст. 47) ( л.д. 19-33).

По выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.01.2023 года следует, что администрация Тюльковского сельсовета Балахтинского района имеет ОГРН имеет юридический адрес <адрес> (л.д. 15-18).

Прокуратурой Балахтинского района проведена проверка в администрации Тюльковского сельсовета исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения, а именно отсутствие пандуса с поручнями, кнопки вызова и вывески с названием организации и графиком работы выполненной рельефно-точечным шрифтом при входе в здание, что подтверждается фотографиями, в связи с чем, главе Тюльковского сельсовета Балахтинского района направлено 09.09.2022 года представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов ( л.д. 6-7, 9-13).

Согласно ответа администрации Тюльковского сельсовета от 13.10.2022 года, следует, что устройство пандуса в здании установить не имеется возможности, так как при строительстве здания такие мероприятия по техническому паспорту не предусмотрены. Решается вопрос оборудовать здание кнопкой «ВЫЗОВ» для вызова сотрудника администрации и установки вывески с названием организации и графиком работы выполненной рельефно-точечным шрифтом ( л.д. 14).

Администрация Тюльковского сельсовета 14.03.2023 года заключило договор на предоставление рекламных услуг, по которому исполнитель ООО «Решение» изготовит и сделает монтаж двух объемных световых вывесок (л.д. 38-42).

Согласно кадастрового паспорта помещения по адресу: <адрес>, следует, что администрация располагается на втором этаже ( л.д. 54-55).

Согласно фотографий вход в здание по адресу: <адрес> забетонирован, имеется ступенька. Отсутствует пандус с поручнями, кнопка вызова и вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ( л.д. 48-53).

Суд, удовлетворяя требования прокурора, мотивирует это тем, что одним из средств конкретизации ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, кнопки вызова, а так же вывески с названием организации с учетом требований доступности для инвалидов по зрению, а именно, без дублирования информации рельефно-точечным шрифтом Брайля. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ (статьи 2) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах в частности, СП 59.13330.2020. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001». Требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Учитывая, что требования к пандусам, предусмотрено СП 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», то суд возлагает данную обязанность на ответчика для обеспечения доступности людей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, зрения в его здание.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

    

Возложить обязанность на администрацию Тюльковского сельсовета по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию администрации, по адресу: <адрес> течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем обустройства входа в здание пандусом с поручнями и кнопкой вызова сотрудника администрации, а так же оборудовать вход в здание вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

    

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в мотивированного решения в Красноярский краевой суд через Балахтинский районный суд.

Председательствующий:    

Мотивированное решение изготовлено 20.04.2023 года

2-161/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Администрация Тюльковского сельсовета
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Хафизова Юлия Владимировна
Дело на странице суда
balahta.krk.sudrf.ru
31.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Подготовка дела (собеседование)
02.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее