Судья Низамова Ж.М. дело № 33-6848/2016
учёт № 57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Шакировой З.И.,
с участием прокурора Хисамутдиновой Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан к Бузирову В.Д. и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о понуждении заключить договор купли-продажи, прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... и жилые дома с кадастровыми номерами .... расположенные по адресу: <адрес>, о выселении Бузирова В.Д. из указанных жилых домов в квартиру <адрес>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Бузирова В.Д., возражавшего против удовлетворения жалобы, заслушав заключение прокурора Хисамутдиновой Д.Ф., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполком Тукаевского района Республики Татарстан) обратился в суд с иском к Бузирову В.Д. и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан») о понуждении заключить договор купли-продажи, прекращении права собственности на земельный участок и жилые дома и выселении.
В обоснование иска указано, что Бузиров В.Д. владеет земельным участком и двумя жилыми домами, расположенными в <адрес>. Указанный населенный пункт в настоящее время входит в территорию санитарно-защитной зоны комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «Танеко», в связи с чем жители этого населенного пункта подлежали переселению до ввода в эксплуатацию комплекса заводов. Несмотря на введение в эксплуатацию первой очереди заводов, мероприятия по расселению жителей проведены не были. По итогам проверки прокуратура Республики Татарстан в Кабинет Министров Республики Татарстан внесла представление об устранении нарушений законодательства. На очередном заседании межведомственной комиссии по урегулированию вопросов отселения граждан, в том числе <адрес>, приняты решения об утверждении Положения о порядке переселения жителей за пределы единой санитарно-защитной зоны предприятий Нижнекамского промышленного узла и заключения соглашений с собственниками объектов недвижимости; об утверждении списков зарегистрированных собственников жилья, подлежащих переселению; о подборе и строительстве квартир в <адрес>, необходимых для переселения зарегистрированных собственников жилья. Во исполнение решения межведомственной комиссии постановлением руководителя Исполкома района от <дата> года №.... создана комиссия по оценке жилых помещений, расположенных на территории населенного пункта <адрес>. Проведено обследование строений, принадлежащих ответчику на праве собственности, по результатам которого составлены акт и заключение о непригодности жилых помещений для проживания. Постановление руководителя Исполкома Тукаевского района Республики Татарстан района от <дата> года №.... которым данные помещения были признаны непригодными для проживания, опубликовано в официальном источнике Тукаевского района Республики Татарстан: газете .... от <дата> года №.... то есть доведено до всех заинтересованных лиц. Ответчику по месту жительства направлены данное постановление, акт обследования и заключение с письмом (уведомлением) об освобождении жилых домов до <дата> года, то есть в трёхмесячный срок. РГУП «Бюро технической инвентаризации» стоимость недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, оценена в размере 2 361 607 руб. Утверждая, что Бузиров В.Д. неоднократно отказывался от получения почтовой корреспонденции и не освободил жилые дома, истец просил обязать его заключить договор купли-продажи спорной недвижимости на сумму 2 361 607 руб. с НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», прекратить право собственности ответчика на указанное имущество и выселить его в квартиру <адрес>
В судебном заседании представитель истца - Семенов В.В. иск поддержал.
Бузиров В.Д. иск не признал.
НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» явку представителя на судебное разбирательство не обеспечило, в отзыве на исковое заявление выразило согласие с заявленными требованиями.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Исполком Тукаевского района Республики Татарстан, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Судебная коллегия оснований для отмены судебного акта не находит.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации декларировано, что право частной собственности охраняется законом. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Судом установлено, что Бузирову В.Д. принадлежат земельный участок с кадастровым номером .... и жилые дома с кадастровыми номерами ...., расположенные по адресу: <адрес>.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата> года №.... принятым в целях решения вопроса об организации санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла и переселения с её территории граждан <адрес>, были приняты предложения межведомственной комиссии по отселению жителей указанных деревень с территории санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла; Исполкому Тукаевского района Республики Татарстан предложено направить в НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» списки зарегистрированных в <адрес> граждан, а также списки граждан, имеющих на указанной территории недвижимое имущество. НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» предложено выступить оператором мероприятий по переселению граждан и выплате компенсаций, в том числе произвести выплату компенсаций собственникам зарегистрированного в установленном порядке недвижимого имущества на основании названных списков и результатов оценки РГУП БТИ МСАЖКХ Республики Татарстан.
Предприятиям Нижнекамского промышленного узла рекомендовано осуществить перечисление денежных средств на выполнение мероприятий по отселению граждан и выплате компенсации до <дата> года.
Спорные строения, принадлежащие Бузирову В.Д., расположены в санитарно-защитной зоне Нижнекамского промышленного узла, в связи с чем признаны непригодными для проживания.
Ответчику направлены по почте акт, заключение и постановление руководителя Исполкома Тукаевского района Республики Татарстан от <дата> года №.... о непригодности указанных жилых домов для проживания с письмом (уведомлением) об их освобождении до <дата> года. Почтовая корреспонденция получена Бузировым В.Д. <дата> года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из отсутствия доказательств направления ответчику и получения им уведомления уполномоченного органа о принятом решении об изъятии спорного земельного участка, а также проекта соглашения об изъятии недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно п. 1, 5 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Пунктами 2 и 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения; органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с положениями чч. 1, 2, 4, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Таким образом, по смыслу приведенных норм изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд производится на основании решения уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, о котором правообладатель земельного участка должен быть уведомлен, при этом ему должен быть направлен проект соглашения об изъятии недвижимости.
Между тем, в материалах дела указанные документы отсутствуют. Представленные суду Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата> года №...., постановление руководителя Исполкома Тукаевского района Республики Татарстан от <дата> года №.... названным в законе критериям не отвечают.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что условия, предусмотренные гражданским, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации для изъятия жилого дома и земельного участка, истцом не исполнены.
Доказательств обратного материалы дела и апелляционная жалоба не содержат.
Вместе с тем, вывод суда о том, что исполнительный комитет не является надлежащим истцом по делу, противоречит положениям ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежит исключению из мотивировочной части обжалуемого решения.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке обстоятельств.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части данного решения вывод суда о том, что исполнительный комитет не является надлежащим истцом по делу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи: