Дело №2-814/2021
Решение
Именем Российской Федерации
13 июля 2021 г. г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе судьи Морозко О.Р. при секретаре Таранцовой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Бахчисарай материалы гражданского дела №2-814/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском Республики Крым о признании незаконным решения и обязании осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда находится гражданское дело №2-814/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском Республики Крым, о признании незаконным решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ; обязании ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение истца, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры поликлиники процедурного кабинета Бахчисарайской центральной районной больницы; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; региональные выходные (праздничные) дни: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры медицинской операционной отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения переливания крови в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев); обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что истец более 30 лет осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа и претендует на досрочное назначение пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013, однако ответчиком установлено наличие у истца специального стажа продолжительностью 28 лет 10 месяцев 13 дней, а стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения переливания крови в льготном исчислении учтен не в льготном, а в календарном исчислении.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав на их необоснованность, ввиду того, что включение в специальный стаж спорных периодов трудовой деятельности истца действующим законодательством не предусмотрено, а также ввиду того, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения переливания крови не подлежит льготному исчислению, поскольку отделение переливания крови, отделение трансфузиологии не поименованы в списке учреждений хирургического профиля, работа в которых включается в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы в должности за 1 год и 6 месяцев.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела и оценивая их в совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец ФИО1 согласно данных трудовой книжки и материалов пенсионного дела работала, в частности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры поликлиники процедурного кабинета Бахчисарайской центральной районной больницы на период проведения общественных работ, при этом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу Бахчисарайским районным центром занятости была назначена выплата пособия по безработице; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности сестры медицинской операционной отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения переливания крови.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику за досрочным назначением страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013, однако обжалуемым решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-16) истцу в назначении такой пенсии отказано ввиду отсутствия 30 лет специального стажа. Указанным решением подтверждено наличие специального стажа продолжительностью 28 лет 10 месяцев 13 дней и отказано во включении истцу в соответствующий специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры поликлиники процедурного кабинета Бахчисарайской центральной районной больницы на период проведения общественных работ, поскольку период участия в оплачиваемых общественных работах не поименован; периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; региональных праздничных дней: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что включение таких периодов в специальный стаж не предусмотрено. Также при подсчете специального стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры медицинской операционной отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения переливания крови учтены как лечебная деятельность, однако в календарном исчислении, поскольку по мнению ответчика истцом не подтверждено что указанные отделения являются отделениями хирургического профиля стационара соответствующего медицинского учреждения.
Статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (в редакции на дату обращения истца к ответчику) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Подпунктом «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. №665"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При определении права истца на назначение вышеуказанной пенсии, ответчик руководствовался вышеуказанными списками.
При этом, частями 3, 4 ст. 30 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Статьей 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», сторонами которого являются, в частности Российская Федерация и Украина, предусмотрено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Статьей 11 ГПК РФ предусмотрено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.
Исходя из этого, учитывая правила, предусмотренные вышеуказанным соглашением стран СНГ от 13.03.1992, при определении права истца на указанную пенсию, применению подлежит законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым в период занятия истцом указанной должности.
Следовательно, пенсионные права истца также следует определять с учетом положений законодательства, действовавшего на момент осуществления деятельности.
Исходя из этого, учитывая правила, предусмотренные вышеуказанным соглашением стран СНГ от 13.03.1992, при определении права истца на указанную пенсию, применению подлежит законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым в период занятия истцом указанной должности.
Так, в соответствии со ст. 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 №1788-ХІІ, действовавшего в период занятия истцом вышеуказанных должностей, право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья согласно пункта «е» ст. 55.
Пунктом «е» ст. 55 указанного Закона Украины предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 №909 в редакциях на оспариваемый период предусмотрено, что такое право дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).
Приказом Министерства охраны здоровья Украины от 25.12.1992 №195 утвержден Перечень высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, согласно приложения к которому к должностям среднего медицинского персонала относятся медицинские сестры всех наименований, получившие специальность, квалификацию: «сестринское дело» или «медсестра», окончившие медсестринское отделения среднего специального медицинского учебного заведения.
Согласно предоставленного истцом диплома (л.д. 24) истец ФИО1 (до вступления в брак - ФИО1. (л.д. 28) в 1986 году окончила Керченское медицинское училище по специальности медицинская сестра и ей присвоена соответствующая квалификация.
Учитывая изложенное, занятие истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности среднего медицинского персонала, независимо от ее наименования, является основанием для включения истцу этого периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное установление страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013.
При этом, из пояснений истца установлено, что в указанный период она состояла на учете в центре занятости и указание на исполнение ею в этот период общественных работ было связано с тем, что на указанную работу она была направлена центром занятости.
В указанный период истцом осуществлялась именно лечебная деятельность, что подтверждается имеющейся в материалах пенсионного дела справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащей периоды осуществления истцом лечебной деятельности, за указанный периода истцу начислялась работодателем заработная плата, что подтверждено предоставленной в судебном заседании справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о работе в указанный период в режиме неполного рабочего дня отсутствуют.
Следовательно, отказ ответчика во включении указанного периода работы истца в специальный стаж является незаконным.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014г. №208-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат учитывается льготный статус граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно либо на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно (ч.5 ст.2 ФЗ №208-ФЗ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №2-П признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
При этом в постановлении указано, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. №2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)».
Из смысла вышеприведенных положений следует, что сохранение ранее приобретенных прав граждан является приоритетным направлением деятельности как самого государства, так и государственных органов. При этом изменение норм действующего законодательства не должно повлечь ухудшение положения лица, существовавших до внесения соответствующих изменений.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца. Соответствующие положения закреплены в ст. 187 ТК РФ, согласно которой при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичные положения были закреплены в ст. 122 Кодекса законов о труде Украины, действовавшего в период прохождения истцом части указанных курсов.
Ввиду этого, периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж истца. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации №11-В09-7 от 02.07.2009.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым из подсчета стажа истца также исключены региональные праздники: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, данный отказ органа пенсионного обеспечения также необоснован, поскольку согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации законами и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные нерабочие праздничные дни. Соответствующая норма содержится также в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 20-ПВ11.
Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года № 55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» устанавливает официальные праздники и памятные даты в Республике Крым, а также регулирует вопросы объявления и организации проведения в Республике Крым религиозных и национальных праздников.
Отсутствие в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ, следовательно, данные периоды также подлежат включению в специальный стаж ФИО1
В части требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры медицинской операционной отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения переливания крови в льготном/кратном исчислении, как один год работы в этом периоде за один год и 6 месяцев работы/страхового стажа, суд исходит из следующего.
Ответчиком установлен факт осуществления истцом в указанный период лечебной деятельности, однако указанные периоды включены в специальный стаж в календарном исчислении.
При этом, в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющегося приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровьянаселения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрены наименования структурных подразделений, в частности: отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка: хирургическое (в том числе по пересадке органов); и наименование должности, в частности операционные медицинские сестры.
Сопоставив наименование должности и наименование структурных подразделений, в которых работал истец, суд приходит к выводу, что наименование должности соответствует полностью, наименование же отделения – трансфузиологии, переливания крови в указанном списке прямо не поименованы, однако следует учитывать нижеизложенное.
Согласно пунктов 1, 3, 6 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2012 №125-ФЗ «О донорстве крои и ее компонентов» донация крови и (или) ее компонентов (далее - донация) - процесс взятия донорской крови и (или) ее компонентов; донорская кровь - кровь, взятая от донора и предназначенная для клинического использования, производства компонентов крови, лекарственных средств и медицинских изделий, а также для использования в научно-исследовательских и образовательных целях; заготовка донорской крови и (или) ее компонентов - совокупность видов медицинского обследования донора, а также донация, процедуры исследования и переработки донорской крови и (или) ее компонентов.
Согласно положению об отделении трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ к задачам отделения переливания крови относятся, в частности: обеспечение лечебно-профилактических учреждений компонентами и препаратами донорской крови; заготовка крови и ее компонентов в отделениях переливания крови; производство компонентов крови и их хранение; хранение, контроль качества и выдача лечебным отделениям больниц компонентов и препаратов крови.
В соответствии с должностной инструкцией операционной медицинской сестры отделения переливания крови Бахчисарайской ЦРБ (л.д. 29-31) в должностные обязанности истца входит, в частности: осуществление заготовки крови в отделении и в выездных условиях, экстренной заготовки в ночное время; осуществление работы по соблюдению правил асептики и антисептики в операционном блоке отделения трансфузиологии; переработка крови, в том числе центрифугирование и плазмоферез, донорский плазмоферез; проведение бактериологического контроля заготовленной крови и ее компонентов.
Из показаний свидетеля ФИО6, работавшей в должности старшей медицинской сестры отделений трансфузиологии и переливания крови Бахчисарайской ЦРБ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено предоставленной свидетелм трудовой книжки, копия которой приобщена к материалам дела, в непосредственном подчинении у которой находился истец, установлено, что истец в течение всего указанного периода работы исполнял вышеуказанные обязанности, в которые входил забор донорской крови, которая по своей природе аналогична органу человека, извлекается путем хирургического вмешательства в организм человека– прокола вены, а также исследование, переработку и хранение донорской крови, в частности истцом осуществлялся донорский плазмоферез – малые операции по заготовке донорской плазмы, которые происходят путем входа в вену проколом, забора донорской крови, ее центрифугирования с целью отделения крови от плазмы, с дальнейшим возвращением крови донору и передачи плазмы для использования в стационар.
Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу о том, что отделения трансфузиологии и переливания крови имеют хирургический профиль и относятся к структурным подразделениям стационаров, характер выполняемых истцом обязанностей соответствует характеру обязанностей, выполняемых операционными медицинскими сестрами таких отделений, что свидетельствует о том, что в оспариваемые периоды истец являлась операционной медицинской сестрой отделения хирургического профиля стационара соответствующего учреждения, в связи с чем приходит к выводу об обоснованности требований истца о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры медицинской операционной отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения переливания крови в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном/кратном исчислении, как один год работы в этом периоде за один год и 6 месяцев работы/страхового стажа.
Статьей 22 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно предоставленному по запросу суда предварительному расчету ИПК и стажа, - с учетом спорных периодов, истец на дату обращения за назначением пенсии – на ДД.ММ.ГГГГ - имел достаточный уровень ИПК и более 30 лет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, более 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 11, 12, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (298403, <адрес>, ОГРН 1149102012784, ИНН/КПП 9104000178/910401001) включить ФИО1 в трудовой/страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры поликлиники процедурного кабинета Бахчисарайской центральной районной больницы в календарном исчислении;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении;
- региональные выходные (праздничные) дни: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении;
- периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры медицинской операционной отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения трансфузиологии Бахчисарайской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры отделения переливания крови в льготном/кратном исчислении, как один год работы в этом периоде за один год и 6 месяцев работы/страхового стажа.
4. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым (298403, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Симферопольская, 5а, ОГРН 1149102012784, ИНН/КПП 9104000178/910401001) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», как лицу, более 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах - с ДД.ММ.ГГГГ (с даты обращения за пенсией).
Решение в окончательной форме принято 20.07.2021.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 321 ГПК Российской Федерации.
Судья: О.Р. Морозко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>