
г. Оса 18 декабря 2013 г.
Судья Осинского районного суда Пермского края Шабунин Н.С.
при секретаре Р.,
с участием представителя МУ «О. районная больница» Д. представителя 17 ОГПН по <адрес> УНД Главного управления МЧС России по <адрес> О. (по доверенности),
рассмотрев в судебном заседании жалобу главного врача МУ «О. районная больница» К. на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> муниципального района от дата по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее КоАП РФ), в отношении юридического лица муниципального учреждения «О. районная больница»,
УСТАНОВИЛ:
дата постановлением мирового судьи судебного участка 108 <адрес> муниципального района <адрес> юридическое лицо - муниципальное учреждение «О. районная больница», признано виновным в совершении административного нарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Главный врач МУ «О. районная больница» К. обратился с жалобой на указанное постановление, указал, что с решением не согласен, считает, что МУ О. районная больница» необоснованно привлечено к административной ответственности. дата главным инспектором <адрес> муниципальных районов по пожарному надзору Б. в отношении юридического лица МУ «О. больница», юридический адрес <адрес> по результатам проверки составлен протокол № об административном нарушении требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, за то, что руководитель (главный врач), председатель и члены КЧС и ОПБ за исключением начальника отдела по ГО и MP Д. не прошли
подготовку (переподготовку или повышение квалификации) в области защиты
от чрезвычайных ситуаций; не осуществляется переработка 1 раз в 5 лет плана действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций учреждения (согласно
методических рекомендаций по планированию действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской
обороны для территорий и объектов. Данный план согласован и утверждён в
2006 году; не создан заблаговременно в организации резерв материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также запас финансовых
средств по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов
материальных ресурсов. Полагает, что юридическое лицо - МУ «О. районная больница» - подвергнуто административному наказанию незаконно, поскольку дело об административном правонарушении в отношении него не было возбуждено. Кроме того, дата проводились 2 проверки, а именно, 1-я по выполнению требований в области гражданской обороны, 2-я - в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации. дата тем же главным инспектором <адрес> муниципальных районов по пожарному надзору Б. было проведено мероприятие по надзору, выявлены те же нарушения, за которые МУ О. ЦРБ привлечена к административной ответственности, обжалуемым постановлением. При этом предписанием № установлены сроки устранения указанных нарушений - дата года. Тем не менее, до истечения предписанного срока устранения нарушений тем же инспектором составлен протокол об административном правонарушении. Мировой суд принял во внимание письменные пояснения представителя юридического лица Д., но не принял их как смягчающее административное наказание обстоятельство. Меры по организации обучения должностных лиц принимались планомерно и ежегодно, бездействия не имелось. В суд были представлены заявки в учебно-методический центр ГО и ЧС <адрес> последних лет на обучение должностных лиц, объяснения причин необучения их в установленные срок в УМЦ <адрес>. В дата года председатель и члены Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности обучены по месту основной работы. Начальник отдела по ГО и MP Д. прошла переподготовку 1 раз в 5 лет в УМЦ <адрес>. Угрозы для жизни и здоровья медицинского персонала и больных за невыполнение данного пункта не имеется. При возникновении любой чрезвычайной ситуации медицинский персонал окажет пострадавшим необходимую квалифицированную медицинскую помощь. В больнице на должном уровне осуществляется подготовка медицинского персонала по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций действительно разработан в дата по рекомендации Министерства здравоохранения <адрес>, ежегодного проводится его корректировка. Но в связи с тем, что структура Плана не изменилась, учреждение здравоохранения по - прежнему находится по адресу <адрес> и угрозы чрезвычайных ситуаций для больницы те же, что в Плане, новых угроз нет, наконец, не поступало распоряжений из Министерства здравоохранения ПК на его переработку. Тем не менее, после проведенной проверки План обновлен, согласован в отделе ГО и ЧС, МП администрации <адрес> муниципального района. Данное замечание не имеет угрозы жизни и здоровья медицинского персонала и больных, находящихся на лечении в больнице. В соответствии с Постановлением главы <адрес> муниципального района от дата №, Положения пункта 2.6 определен перечень предприятий и организаций, на базе которых создаются и содержатся резервы материальных ресурсов: «Медицинское имущество и медикаменты - МУ О. ЦРБ» Резервы медицинских средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района в больнице созданы и своевременно освежаются: на коечный фонд - 50 пострадавших; для 2-х врачебно-сестринских бригад - 60 пострадавших; отделение скорой медицинской помощи - 30 пострадавших. Постановление органов местного самоуправления и приказ Министерства здравоохранения ПК на создание объектовых резервов материальных ресурсов в больницу не поступали. Разработан приказ главного врача «О резервах материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера в учреждении здравоохранения» № от дата Решается вопрос о заключении договоров о создании резерва финансовых средств. Несформированный в больнице резерв материальных ресурсов не влечет за собой угрозу жизни и здоровью медицинского персонала и больных, т.к. при возникновении любой чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решением районной комиссии КЧСПБ другие районные спасательные службы согласно Постановления № от дата окажут больнице необходимую помощь в ликвидации последствий ЧС, как и медицинский персонал учреждения здравоохранения ликвидирует медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации на территории района, окажет квалифицированную медицинскую помощь пострадавшим. Мировой судья исходил лишь из установленного факта невыполнения юридическим лицом обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом мировым судьей не установлено, есть ли вина МУ О. ЦРБ в совершении конкретного нарушения. Ссылка в обжалуемом постановлении на то, что вина юридического лица подтверждается протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении плановой проверки, актом проверки, Уставом МУ О. ЦРБ носит формальный характер. Большое сомнение вызывают сроки размещения на официальном сайте прокуратуры РФ (<адрес>) проведение проверок в учреждении здравоохранении, т.к. сайт регулярно просматривался должностным лицом. Мировому судье необходимо было исследовать вопрос о том, имелась ли у МУ О. ЦРБ возможность для соблюдения обязанностей по защите населения и территорий "от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340, ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Приказом МЧС России от 19 января 2004 г. № 19, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и учесть, что данным юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, состояние дела в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждении здравоохранения не носит угрожающий характер, предмет доказывания по делу исследован не был. Вина МУ О. ЦРБ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фактически не установлена. Просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель МУ «О. районная больница» Д. на удовлетворении жалобы и отмене принятых по делу постановления настаивала. Пояснила, что при проведении ежегодного целенаправленного планирования обучения должностных лиц, в настоящее время председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности учреждения здравоохранения К. и члены Комиссии обучены (12 человек). Требования ФЗ №68 от 21.12.1994г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановление Правительства №547 от 04.09.2003г «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» выполнены. Она, начальник отдела по ГО и MP, специалист в области защиты от ЧС в больнице, проходит переподготовку 1 раз в 5 лет. В больнице на должном уровне поставлена работа по поддержанию готовности сил и средств службы медицины катастроф Осинского муниципального района и учреждения к действиям в различных ЧС, присущих учреждению и муниципальному району: обучение медперсонала, проведение практических мероприятий - командно - штабные учения и тренировки с членами КЧСОПБ, тактико- специальные учения с учреждением и личным составом СМК и т.д. ЛПУ в течении 10 лет занимает 1 место в районе среди предприятий и организаций в области защиты от ЧС. Невыполнение данного пункта предписания не являлось угрозой для жизни и здоровья медицинского персонала и пациентов, находящихся на лечении в ЛПУ. План действий лечебно профилактического учреждения после проверки обновлен, утвержден дата в отделе ГО администрации района, не смотря на то, что он актуален и соответствует предъявляемым требованиям, ежегодно по состоянию января текущего года своевременно корректируется, другие угрозы ЧС для больницы отсутствуют и новые методические рекомендации из МЗ ПК не поступали. Проверяющий с Планом не ознакомился. Данное замечание необоснованное: дата специалист МЗ ПК в ходе проверки ( 1 раз в 3 года) учреждения обратил внимание на ведение листа корректировки. Невыполнение данного пункта предписания не являлось угрозой для жизни и здоровья медицинского персонала и пациентов, находящихся на лечении в ЛПУ. Медицинское учреждение обязано создавать, хранить, своевременно освежать и восполнять резервы медикаментов и медимущества, исполняя вышестоящие документы, включая Постановление главы района № от дата. На основании приказа главного врача № от дата. планируется заключить договоры на экстренную поставку организациями материальных ресурсов для больницы в случае ЧС, но приказа из МЗ ПК и постановления главы района на создание организациями материальных ресурсов для ЧС не поступали. Штраф в размере 100 000 рублей с О. ЦРБ поставит в тяжелое финансовое положение указанное учреждение, может отрицательно сказаться в целом на работе больницы: персонал больницы может лишиться части фонда заработной платы или возникнет трудность в уплате коммунальных услуг, приобретении медикаментов для пациентов.
Представитель 17 ОГПН по <адрес> УНД Главного управления МЧС России по <адрес> О. просил в удовлетворении жалобы отказать. Пояснил, что план не был откорректирован на момент проверки, материальный и финансовый резерв в О. ЦРБ не создан. Информация о проведении проверки была размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры <адрес> и Главного управления МЧС России по <адрес>.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, считаю постановление мирового судьи судебного участка мирового судьи судебного участка 108 Осинского муниципального района <адрес> подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 20.6 КОАП РФ в отношении юридического лица - МУ «О. ЦРБ" указанные требования закона мировым судьей не были соблюдены, поскольку не все необходимые доказательства были проверены и оценены.
В соответствии с. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административная ответственность наступает за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Из материалов дела следует, что 27.06.2013годаглавным инспектором <адрес> муниципальных районов по пожарному надзору Б. проведена выездная плановая проверка соблюдения требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций юридическим лицом МУ «О. ЦРБ", в ходе которой выявлены нарушения требований:
- п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 4 п.п. «д» Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и стенного характера», Приказа МЧС России от 19 января 2004 г. № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по у гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти иорганизаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах некой обороны муниципальных образований» - Руководитель (главный врач), председатель и члены КЧС и ОПБ (согласно состава комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности при учреждении «хранения, за исключением начальника отдела по ГО и MP Д.) не прошли подготовку (переподготовку или повышение квалификации) в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Не представлены документы о прохождении переподготовки или повышении квалификации;
- п. «а,д» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ
о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера», п. 23 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" - не
осуществляется переработка 1 раз в 5 лет плана действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций учреждения (согласно методических рекомендаций по
планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а
также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов). Данный план
согласован и утвержден в 2006 году;
- п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п.3, Постановления Правительства РФ от 10.11.96 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - не создан заблаговременно в организации резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также запас финансовых средств по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов.
Вместе с тем, мировой судья не учел, что установленные им обстоятельства по п.1.3 акта проверки и протокола об административном правонарушении не являются достаточными основаниями, по которым учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ч1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации за невыполнение обязанностей по решению задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Согласно Уставу МУ «О. ЦРБ" больница является муниципальным бюджетным некоммерческим учреждением. Учредителем Учреждения является Управление развития человеческого потенциала администрации <адрес> муниципального района. Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования <адрес> муниципальный район осуществляет администрация <адрес> муниципального района. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета <адрес> муниципального района.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от б октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения я территории городского округа об чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских, средств индивидуальной защиты и иных средств относится к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением Главы <адрес> муниципального района от дата №Об утверждении Положения о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что администрация <адрес> муниципального района и организации в целях решения задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций создает ситсему резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории <адрес> муниципального района и включает в себя: резервы администрации <адрес> муниципального района, объектовые резервы учреждений.
Вместе с тем, мировой судья, привлекая МУ «<адрес> ЦРБ", к административной ответственности за отсутствие резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также запаса финансовых средств по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов, не учел, что в соответствии с приведенными нормами права полномочия в области защиты от чрезвычайных ситуаций в отношении МУ«<адрес> ЦРБ" возложены на органы местного самоуправления, в то время как материалы дела не содержат доказательств передачи администрацией <адрес> муниципального района в целях решения задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций в адрес учреждения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также запаса финансовых средств по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов либо выделения на них субсидий.
Кроме того, привлекая МУ «<адрес> ЦРБ" к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за не прохождение работниками учреждения обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, мировой судья не учел, что положения данной нормы закона предусматривают административную ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Вменение указанного нарушения является необоснованным, поскольку пункт 1 относится к регулированию отношений в области гражданской обороны. С учетом вышеуказанного, нарушения, изложенные в пунктах 1,3 протокола N 1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, от дата в отношении МУ «О. ЦРБ" подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Нарушение, указанное в п. 2 акта проверки, обосновано нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы мирового судьи о виновности МУ О. районная больница» в инкриминируемом правонарушении, указанном в п. 2 акта проверки, в жалобе не приведено, данные о предстоящей проверке были размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуре <адрес>.
То обстоятельство, что к административной ответственности привлечены как МУ О. районная больница», так и главный врач указанной больницы не влияет на законность и обоснованность постановления мирового судьи, поскольку санкцией ст.20.6 ч.1 КоАП РФ предусмотрено одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и должностного лица-руководителя юридического лица.
Доводы жалобы о незаконности привлечения к административной ответственности МУ О. районная больница», поскольку дело об административном правонарушении не было возбуждено, являются несостоятельными. В силу ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. Данный документ составлен в отношении МУ О. районная больница» в соответствии с требованиями норм КоАП РФ, подписан надлежащим должностным лицом. Какого-либо иного специального документа, кроме протокола об административном правонарушении, для возбуждения дела об административном правонарушении не требуется.
В деянии МУ «О. ЦРБ» формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Однако считаю, что допущенное нарушение юридическим лицом не представляет повышенной общественной опасности, не повлекло причинение значительного ущерба и причинение вреда, не представляет угрозу для жизни и здоровья населения.
Таким образом, учитывая, что совершенное МУ «О. ЦРБ» административное правонарушение является малозначительным, вследствие этого постановление мирового судьи судебного участка № О. муниципального района от дата подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении МУ «О. ЦРБ» - прекращению ввиду наличия обстоятельства, предусмотренного ст. 2.9 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 29.11, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу главного врача муниципального учреждения «О. районная больница» К. - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> муниципального района от дата по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица муниципального учреждения «О. районная больница» отменить. Производство по делу прекратить.
Решение в кассационном порядке обжалованию не подлежит и вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья: Н.С. Шабунин