Решение
Именем Российской Федерации
22 сентября 2020 года <адрес> Магасский районный суд Республики Ингушетии в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Саговой Х.Т.,
с участием представителя Администрации <адрес> Аушевой Ф.М., старшего помощника прокурора <адрес> Оздоева Р.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> к Исмайловой С. С. о принудительном выселении с предоставлением другого благоустроенного жилья,
установил:
Администрация <адрес> Республики Ингушетия обратилась в суд с иском к Исмайловой С.С. о выселении из <адрес>, расположенной, по адресу: <адрес> с предоставлением благоустроенного жилья в новом многоквартирном доме, расположенном по адресу: РИ, <адрес>.
Исковые требования мотивирует тем, что Актом обследования многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссии многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, ЦАО, <адрес>, в котором расположена квартира ответчика признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. В соответствии с актом имеются прогрессирующие трещины несущих стен, система канализации и водоснабжения отсутствует. Данный факт также подтверждается заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для дальнейшего проживания.
В целях создания безопасных условий для жизни и здоровья граждан, проживающих в данном доме, администрацией <адрес> ответчику было предложено уведомлением переселиться в другую квартиру в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, однако от переселения в указанное жилое помещение ответчик отказался.
На основании изложенного, истец просил суд выселить Исмайлову С.С. из аварийного жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: РИ, <адрес>, с предоставлением благоустроенного жилья в новом многоквартирном доме, расположенном по адресу: РИ, <адрес>.
Аушева Ф.М. исковые требования подержала, просила удовлетворить.
Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку предоставляемые ответчикам жилые помещение не равнозначны по общей площади, занимаемой ими квартиры, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статьям 2, 20 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.
Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Признание, соблюдение и защита этого права - обязанность государства.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Начало формы
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы представления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Частью 3 ст. 16 указанного Закона определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Установлено, что ответчик проживает в квартире по адресу: <адрес>.
В материалах дела имеется Акт обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и заключение межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы <адрес> г. Назрань от ДД.ММ.ГГГГ о признании вышеуказанного жилого дома непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, а также о сроках отселения жильцов.
Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии со статьей 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статье 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
По смыслу ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Вопрос соответствия предоставляемого жилья техническим нормам должен решаться во взаимосвязи с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Истцом по настоящему делу должно быть представлено разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в котором расположено предлагаемое жилье.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
- градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
- разрешение на строительство;
- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
- акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
(п. 10 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ)
- технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Переселение граждан по региональной программе переселения из аварийного жилья установлено до ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение вышеуказанных правовых норм истцом не представлены документы, содержащие сведения о надежности и безопасности жилья, о соответствии санитарно-гигиеническим нормам.
Кроме того не представлено доказательств принадлежности или нахождения в оперативном управлении домовладения из которого требуют выселить, что указывает на неосновательность иска.
Предлагаемое ответчику жилье представляет собой помещение, состоящее из одной комнаты, на этаже, надстроенном над типовыми квартирами в многоквартирном доме. Технический паспорт так называемой квартиры отсутствует, поскольку строительство предлагаемого ответчику жилого помещения, не было предусмотрено сметной документацией и разрешением на строительство.
Таким образом, Администрацией <адрес> не представлены доказательства, свидетельствующие о соответствии предоставляемого жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации города удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В иске Администрации <адрес> к Исмайловой С. С. о принудительном выселении с предоставлением другого благоустроенного жилья о выселении из аварийного жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья