в„– 2Р°-495/18
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
11 мая 2018 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Шакуло Н.Е.,
при секретаре судебного заседания Сухаревой С.А.,
с участием представителя административного истца ст. помощника прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры Ляшковой Т. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Новозыбковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой было установлено, что в с. Шеломы по пер. Молодежному и в п. Карна по ул. Центральной Новозыбковского района Брянской области расположены общественные кладбища, на территории которых отсутствуют специально оборудованные площадки для сбора мусора. В соответствии со ст.34 Устава Шеломовского сельского поселения обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения поселения относится к компетенции Шеломовской сельской администрации. В связи с отсутствием на территории общественных кладбищ специально оборудованных площадок для мусоросборников межрайонным прокурором 16 октября 2017 года вынесено представление в адрес главы Шеломовского сельского поселения, возглавляющего Шеломовскую сельскую администрацию. Согласно информации Шеломовской сельской администрации от 11 апреля 2018 года площадки для мусоросборников на кладбищах отсутствуют. Прокурор указывает, что отсутствие площадок для мусоросборников не позволяет надлежащим образом содержать кладбища, не дает возможность надлежащей организации сбора мусора, что неизбежно приведет к накоплению мусора и нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит суд, признать незаконным бездействие Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию на территории общественных кладбищ в с. Шеломы по пер. Молодежному, и по ул. Центральной в п.Карна Новозыбковского района Брянской области обустроенных площадок для мусоросборников с подъездами к ним, имеющихся ограждение и твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Обязать Шеломовскую сельскую администрацию Новозыбковского района Брянской области в срок не позднее 1 мая 2019 года принять меры по оборудованию на территории общественных кладбищ в с. Шеломы по пер. Молодежному и по ул. Центральной в п. Карна Новозыбковского района Брянской области обустроенных площадок для мусоросборников с подъездами к ним, имеющихся ограждение и твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В судебном заседании ст. помощник прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры Ляшкова Т. М. заявленные требования поддержала по изложенным выше основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика глава Шеломовского сельского поселения Атрошенко А.В. будучи извещенным, о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением, в котором просит дело рассмотреть без его участия, исковые требования признал в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав ст. помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами, закрепленных в ст.3 Федерального закона от 24.06 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
В силу ст.4 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. « О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах) крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст.18 Федерального закона № 8 -ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01. 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· Рї.1 СЃС‚.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства Рё потребления, радиоактивные отходы подлежат СЃР±РѕСЂСѓ, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению Рё захоронению, условия Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹, которых должны быть безопасными для окружающей среды Рё регулироваться законодательством.
В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно ст.22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В соответствии с п.6.6 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Пунктом 6.7. СанПиН 2.1.2882-11 определено, что площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Судом установлено, что Новозыбковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой были выявлены нарушения п.п. 6.6., 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», а именно на территории общественных кладбищ в с. Шеломы по пер. Молодежному и по ул. Центральной в п. Карна Новозыбковского района Брянской области не обустроены площадки для мусоросборников с подъездами к ним, имеющие ограждение и твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Брянской области от 05.12.2014 г. № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений Брянской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст.34 Устава Шеломовского сельского поселения обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения поселения относится к компетенции Шеломовской сельской администрации.
Таким образом, Шеломовская сельская администрация несет ответственность по соблюдению требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Как следует из ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Признание административного иска и обстоятельств, изложенных в административном иске административным ответчиком, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд принимает признание административного иска Шеломовской сельской администрацией Новозыбковского района Брянской области, и удовлетворяет исковые требования Новозыбковского межрайонного прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию на территории общественных кладбищ в с. Шеломы по пер. Молодежному и по ул. Центральной в п. Карна Новозыбковского района Брянской области обустроенных площадок для мусоросборников с подъездами к ним, имеющих ограждение и твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Обязать Шеломовскую сельскую администрацию Новозыбковского района Брянской области в срок не позднее 01 мая 2019 года принять меры по оборудованию на территории общественных кладбищ в с. Шеломы по пер. Молодежному и по ул. Центральной в п. Карна Новозыбковского района Брянской области, обустроенных площадок для мусоросборников с подъездами к ним, имеющих ограждение и твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Е.Шакуло