Дело № 2-3574/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14.12.2015 г. г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лантратовой А.И.
при секретаре судебного заседания Шабаевой Э.Р.
с участием помощника прокурора г. Евпатории Глухих В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2, третье лицо Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> об ограничении доступа к Интернет-сайту,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об ограничении доступа к Интернет-сайту.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в ходе проведенного мониторинга в сети "Интернет" выявлен факт размещения в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайта с URL-адресами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, информации о продаже наркотических средств в городе <адрес>: "<данные изъяты>
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется и использованием средств вычислительной техники.
Доступ к сети "Интернет" имеет неопределенный круг лиц, в том числе и несовершеннолетние.
В соответствии с ч. 1,6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" пропаганда наркотических средств, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о местах их приобретения, посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию" запрещается распространение информации, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества.
Аналогичный запрет установлен ч.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149 - ФЗ, согласно которой запрещается распространять информацию о пропаганде войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 228.1 УК РФ, установлена уголовная ответственность за сбыт наркотических средств, их приобретение, в том числе с использованием сети "Интернет".
Указывает, что перечисленными нормами их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, содержащей места приобретения наркотических средств размещенной на страницах сайта: <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Доступ к указанному сайту на территории <адрес> предоставляет ИП ФИО2, на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. № на оказание телематических услуг связи.
В целях ограничения доступа к страницам сайта: <данные изъяты>, <данные изъяты>, содержащей запрещенную информацию, просит внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", а также ограничить доступ к ней.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> поддержал заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении и просил удовлетворить их.
Ответчик ИП ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела судебной повесткой. Заявлений об отложении судебного разбирательства или невозможности явки по уважительным причинам не предоставил, своего представителя в суд не направил, возражений на иск не представил.
В судебное заседание представитель третьего лица - Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
От руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> поступили письменные пояснения, в которых он просит слушание дела провести в его отсутствие, а также дал пояснения относительно исковых требований заместителя прокурора <адрес>. Указывает, что согласно пункту 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
В соответствии с полномочиями Роскомнадзор имеет правовые основания принимать меры в отношении каких-либо интернет-сайтов, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, только в рамках Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012г. №1101 «О единой автоматизированной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Сетевые ресурсы <данные изъяты>, <данные изъяты> не значатся в реестре по основаниям предусмотренным ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ.
На основании ч.1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основанием для включения в единый реестр является: решение уполномоченного органа исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации запрещенной. А обязанность операторов связи ограничить доступ к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распространяемой посредством сети "Интернет", возникает только после внесения такой информации в единый реестр.
С учетом мнения помощника прокурора <адрес> ФИО4, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица в соответствии с ч.4 и ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав доводы помощника прокурора <адрес> ФИО4, принимая во внимание мнение третьего лица, исследовав материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями п. 4, п. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространить информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Ограничение доступа к информации основано на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом - только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 указанного Закона передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только, в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Исходя из положений ст. 1, ч.1, ч.22 ст.2 Федерального закона от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании; наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в соответствующие списки. Указанный перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.4 Федерального закона №3-ФЗ государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится, в том числе на принципе приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирования деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.Согласно ст.2, ст.5 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно - телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частью 1 ст.5 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Частью 1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации, которое устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пунктом 3 ст.17 указанного закона предусмотрено освобождение от гражданско - правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Статья 46 Федерального закона №3-ФЗ предусматривает, что пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.
Статьями 228, 228.1, 228.3, 228.4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за приобретение, изготовление, хранение, сбыт, перевозку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
В соответствии со ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч.5 вышеуказанной статьи Федерального закона №149-ФЗ одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые пропагандируют наркотические средства.
Так прокуратурой <адрес> в ходе проведенного мониторинга сети "Интернет" выявлен факт размещения в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайта с URL-адресами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, информации о продаже наркотических средств в городе <адрес>: <данные изъяты> Доступ к указанному сайту на территории <адрес> предоставляет ИП ФИО2, на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание тематических услуг связи. В подтверждении этого суду также представлен договор с абонентом.
Информация, размещенная на страницах сайта содержит информацию о продаже наркотических средств "<данные изъяты> в <адрес>, а также цены за наркотические средства. Интерфейс сайта предоставляет доступ любому пользователю сети интернет к указанной информации, а также возможность чтения и скачивания этой информации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998г. №681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» - героин, метадон и амфетамин включены в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 228.1 УК РФ, установлена уголовная ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные веществ.
Принимая во внимание, что информация, содержащаяся на интернет сайте по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> запрещена к распространению в средствах массовой информации и в соответствии с положениями действующего законодательства доступ к такой информации следует закрыть.
Доводы представителя заинтересованного лица о несоблюдении досудебного порядка признания информации запрещенной к распространению на территории РФ не могут быть признаны обоснованными, поскольку вышеприведенным законодательством предусмотрено, что основанием для включения информации, указанной прокурором в заявлении, в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является решение уполномоченного органа, в том числе Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, а также судебный акт, которыми указанная информация признана запрещенной к распространению. Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязательный досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен. Порядок ограничения доступа к сайтам сети Интернет, предусмотренный ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предоставляет возможность установления ограничения доступа к сайтам с запрещенной информацией во внесудебном порядке. Однако данный порядок не ограничивает право прокурора в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на обращение с заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ и не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования.
Федеральный закон от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
В соответствии с п.12 ст.2 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под оборотом информационной продукции подразумевается предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее распространение посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Согласно ч.1 и п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона №436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества.
Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ст. 5 Федерального закона №436-ФЗ, без знака информационной продукции не допускается (ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.12 Федерального закона №149-ФЗ государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает обеспечение информационной безопасности детей.
Поскольку каких-либо ограничений для посещения интернет сайта по адресам: <данные изъяты><данные изъяты>, не установлено, то информацией, содержащей продажу наркотического средства, могут воспользоваться несовершеннолетние, что пагубно может сказаться на их поведении, образе жизни, воспитании. Поскольку информация, размещенная на указанном сайте (интернет-странице) направлена на пропаганду использования наркотических веществ, и наносит непоправимый ущерб нравственности населения и его здоровью, разрушает принятые моральные устои и конституционные права граждан, в первую очередь несовершеннолетних, то доступ к этой информации должен быть ограничен.
При изложенных обстоятельствах требования заместителя прокурора обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.
По данному делу истец освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, поэтому с ответчика Индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход государства в соответствии со ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ и ст. 60.1 Бюджетного кодекса РФ подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2, третье лицо Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> об ограничении доступа к Интернет-сайту- удовлетворить.
Признать информацию, размещенную ДД.ММ.ГГГГ на страницах сайта URL-адресами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, информацией распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО2 ограничить доступ к Интернет-сайту по адресу <данные изъяты>, <данные изъяты>, путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IР адреса указанного сайта.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета в сумме <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья А.И. Лантратова