УИД 11RS0010-01-2023-001771-10 Дело № 12-866/2023
Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2023 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Леконцев А.П.,
С участием заявителя Шорохова Л.С.,
представителя административного орган Мезенцева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шорохова Леонида Сергеевича на постановление должностного лица Межрайонной ИНФС №5 по Республике Коми от ** ** ** №№... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25 ч. 4 КоАП РФ, решение заместителя руководителя Управления ФНС по Республике Коми от ** ** ** по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ
Постановлением должностного лица Межрайонной ИНФС №5 по Республике Коми Мезина Е.В. от ** ** ** №№..., директор ООО «Бельгоп» Шорохов Л.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением заместителя руководителя Управления ФНС по Республике Коми Меньшенина А.В. №... от ** ** ** постановление Межрайонной ИНФС №5 по Республике Коми от ** ** ** №№... оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Шорохов Л.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить оспариваемые постановление и решение.
Шорохов Л.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа Мезенцев А.И. с жалобой не согласился, указав на законность вынесения постановления.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Согласно подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Согласно п. 4.3 ст. 9 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных "в", "д" и (или) "л" п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08 августа 2001 № 129-ФЗ).
Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08 августа 2001 № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий.
Как следует из материалов дела, в рамках контрольных мероприятий, проведенных в соответствии с п. 4.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ в отношении ООО «БЕЛЬГОП» установлено отсутствие Общества по юридическому адресу 169310, ....
На юридический адрес ООО «БЕЛЬГОП», на адрес регистрации учредителя и лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО «БЕПЬГОП» ** ** ** и ** ** ** Инспекцией было направлены уведомления о необходимости представления достоверных сведений исх. №... доп соответственно.
Должностным лицом ООО «БЕЛЬГОП» в установленном порядке в адрес Инспекции не представлены сведения и документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлены уведомления от ** ** ** и ** ** ** №...., соответственно. В связи с чем, в установленный пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ срок Инспекцией ** ** ** в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о недостоверности сведений об адресе ООО «БЕЛЬГОП» за ГРН 2231100044130.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения руководителя ООО «БЕЛЬГОП» Шорохова Л.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность руководителя ООО «БЕЛЬГОП» Шорохова Л.С. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № №... от ** ** **, протоколом осмотра объекта недвижимости от ** ** **, уведомлением от ** ** ** №..., от ** ** ** №...доп., выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами административного дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришел к обоснованному выводу о виновности руководителя ООО «БЕЛЬГОП» Шорохова Л.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Несогласие привлекаемого лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы Шорохова Л.С. относительно неполучения корреспонденции по юридическому адресу Общества и по его адресу регистрации по месту жительства, а также утверждение Шорохова Л.С. о том, что на дату возбуждения производства по делу он не являлся директором ООО «Бельгоп», что исключает привлечение его к административной ответственности, нахожу несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации (п. 3 ст. 54 ГК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-Ф3) в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяет местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Содержание в ЕГРЮЛ недостоверных сведений противоречит принципам ведения государственных реестров, закрепленных в ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ. При этом действующее законодательство исходит из принципа достоверности сведений, включенных в государственные реестры, носящих общедоступный характер (ст. 4 Федерального закона № 129-Ф3, ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-Ф3 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Пунктом 3 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При проведении Инспекцией проверки достоверности сведений об адресе Общества, уведомления о необходимости представления достоверных сведений направлялись на все известные регистрирующему органу адреса места жительства участников и руководителя ООО «БЕЛЬГОП» (№... от ** ** **).
Также, регистрирующим органом, установившим факт изменения Шороховым Л.С. адреса регистрации по месту жительства, в дополнение к ранее направленным уведомлениям, было направлено уведомление на новый адрес места жительства Шорохова Л.С. (уведомление от ** ** ** №...доп).
При этом утверждение Шорохова Л.С. о том, что он освобожден от занимаемой должности директора Общества является несостоятельным, поскольку как в выписке из ЕГРЮЛ на апрель 2023 (период возбуждения производства по делу об административном правонарушении), так и на дату рассмотрения настоящей жалобы в суде (** ** ** Шорохов Л.С. указан в качестве директора данного Общества.
Доводы жалобы о применении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ также подлежат отклонению по следующим основаниям: в силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в этих правовых нормах.
В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается, поскольку вмененное Шорохову Л.С. административное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в рамках Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих правовых обязанностей, к нормам права, регламентирующим отношения в сфере регистрации юридического лица и внесения актуальных записей о нем в государственном реестре.
Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным по делу также не усматривается.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено законно должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено руководителю ООО «БЕЛЬГОП» Шорохову Л.С. в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оспариваемое постановление и решение административного органа являются законными, оснований к их отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ
Постановление И.о начальника Межрайонной ИНФС №5 по Республике Коми от ** ** ** № №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25 ч. 4 КоАП РФ в отношении руководителя ООО «БЕЛЬГОП» Шорохова Леонида Сергеевича, решение заместителя руководителя Управления ФНС по республике Коми от ** ** ** по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу Шорохова Л.С. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.П. Леконцев