Дело № 2-477/2020
55RS0024-01-2020-000823-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нововаршавский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Мусаэльянц Е.М., с участием истицы Герасимовой И.В., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) Риффель Я.В., при секретаре судебного заседания Глушко М.М., пом. судьи Александрова Е.Д.,
рассмотрев 14 декабря 2020 года в открытом судебном заседании в р.п. Нововаршавка Омской области гражданское дело по исковому заявлению Герасимовой Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) о признании незаконным решения ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) об отказе в назначении страховой пенсии, включении спорных периодов, определении продолжительности специального стажа, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истица Герасимова И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) о признании незаконным решения ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) об отказе в назначении страховой пенсии, включении спорных периодов, определении продолжительности специального стажа, назначении пенсии.
В обоснование иска истица указала на то, что она 20.10.2020 года обратилась в ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) с просьбой о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) №... от 02 ноября 2020 года истице было отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа.
На момент обращения в специальный стаж истицы составил 23 года 09 месяцев 22 дня.
Не засчитаны периоды: работы учителем с 16.08.1993 года по 21.08.1994 года в Талшыкской средней школе Р.Казахстан, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998 года по 03.12.1998 года, с 27.11.2006 года по 29.11.2006 года, с 11.11.2013 года по 12.11.2013 года, с 13.03.2017 года по 17.03.2017 года, с 18.02.2019 года по 01.03.2019 года.
С решением ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) истица не согласна и указывает на то, что согласно представленным справкам истица работала учителем с 16.08.1993 года по 21.08.1994 года в Талшыкской средней школе Р.Казахстан.
Указывая на то,что условия досрочного назначения пенсий по старости в Р.Казахстан как в государстве – участнике Соглашении до 27.07.1996 года были аналогичны условиям, предусмотренным пенсионным законодательством Российской Федерации, стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, приобретенный до 27.07.1996 года подлежит учету при разрешении вопроса о признании права на такую пенсию по законодательству Российской Федерации.
С учетом изложенного, истица считает, что период работы учителем с 16.08.1993 года по 21.08.1994 года в Талшыкской средней школе Р.Казахстан подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, истица просит зачесть период с 10.11.1998 года по 03.12.1998 года, с 27.11.2006 года по 29.11.2006 года, с 11.11.2013 года по 12.11.2013 года, с 13.03.2017 года по 17.03.2017 года, с 18.02.2019 года по 01.03.2019 года, указывая на то, что она находилась на курсах повышения квалификации, ей выплачивалась заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Истица просит признать решение ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) №... от 02 ноября 2020 года об отказе в назначении ей страховой пенсии неправомерным.
Обязать ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) включить периоды работы учителем с 16.08.1993 года по 21.08.1994 года в Талшыкской средней школе Р.Казахстан; курсов повышения квалификации 10.11.1998 года по 03.12.1998 года, с 27.11.2006 года по 29.11.2006 года, с 11.11.2013 года по 12.11.2013 года, с 13.032017 года по 17.03.2017 года, с 18.02.2019 года по 01.03.2019 года. Взыскать сумму госпошлины в размере 300 рублей. Определить продолжительность специального стажа на момент обращения в ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) - 20.10.2020 года и на момент вынесения решения судом. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по истечении 1 года 6 месяцев, согласно требованиям ч.3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 года № 350 – ФЗ - май 2022 года, с момента достижения 25 лет специального стажа - ноябрь 2020 года.
В судебном заседании, истица Герасимова И.В. доводы иска поддержала по всем изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить. При этом истица пояснила, что она работала в Талшыкской средней школе Р.Казахстан, указанная организация осуществляла образовательную деятельность, она работала постоянно, полный рабочий день. Просит включить остальные периоды работы, поскольку включение данных периодов соответствует действующему законодательству.
Представитель ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) Риффель Я.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии.
Представитель третьего лица БОУ «Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые они ссылается как на основании своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, 20.10.2020 года Герасимова И.В. обратилась в ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.
Решением ГУ УПФР в Нововаршавском районе (межрайонное) от 02 ноября 2020 года №... Герасимовой И.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. В специальный стаж не включены следующие спорные периоды, помимо прочих:
Период работы с 16.08.1993 года по 21.08.1994 года в должности учителя русского языка и литературы Талшыкской средней школы КазССР, так как при определении права на досрочное пенсионное обеспечение граждан, прибывших из государств - бывших республик ССР, необходимо соблюдение схожих с пенсионным законодательством РФ условий досрочного пенсионного обеспечения с подтверждением компетентными органами, что соответствующие периоды работы на территории иностранного государства, где она осуществлялась, давали право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством этих государств. Период работы с 16.08.1993 года по 21.08.1994 года на территории Р.Казахстан не имеет документального подтверждения, что данные должности включались в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по законодательству Р.Казахстан.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998 года по 03.12.1998 года, с 27.11.2006 по 29.11.2006, с 11.11.2013 года по 12.11.2013, с 13.03.2017 года по 17.03.2017 года, с 18.02.2019 года по 01.03.2019 года, не включены, поскольку нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, не обусловлено выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиям труда соответствующих занимаемой должности на которую принят работник.
В судебном заседании установлено, что в бесспорном порядке в страховой стаж истца ответчиком включено 23 года 09 месяцев 22 дня.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ №400-ФЗ), который действует с 01 января 2015 года.
Согласно статьи 8 ФЗ №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункта 19 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2, 3 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей.
Как усматривается из пункта 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения, в том числе «школы всех наименований», в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «учитель».
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Не согласившись с решением пенсионного органа Герасимова И.В. обратилась в суд с данным иском, указывая о необоснованности отказа ответчика во включении в специальный стаж периода работы с 16.08.1993 года по 21.08.1994 года в должности учителя русского языка и литературы Талшыкской средней школы КазССР. Относительно указанного спорного периода работы суд приходит к следующему.
В соответствии с трудовой книжкой истица Герасимова И.В. с 16.08.1993 года принята на работу в качестве учителя русского языка и литературы в Талшыкскую СШ. 21.08.1994 года уволена по ст. 32 КЗоТ по собственному желанию.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф З «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из Казахстана, регулируются Соглашением Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
При и этом, в силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В подп. «б» п. 2 данных Правил указано, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N1015 ( в разделе документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж) документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №30 от 11.12.2012, следует, что периоды работы до регистрации гражданина качестве застрахованного подтверждаются доказательствами документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями и соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» .
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
При этом, согласно пунктов 1, 2 Рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
К числу международных договоров относится в том числе и Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины). Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Положениями Федерального закона от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» предусмотрено, что под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Таким образом, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, Стороны согласились, что пенсионное обеспечение граждан будет осуществляться в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. N 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового урегулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления, применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Указанным Списком предусмотрено наименование должности «учитель» и наименование учреждения «школы и школы-интернаты всех типов и наименований».
Работа в указанный период времени подтверждается надлежащими доказательствами – архивной справкой Акжарского районного филиала коммунального государственного учреждения «Северо – Казахстанский государственный архив управления культуры, архивов и документации акимата Северо – Казахстанской области» от 26.03.2019 года №... согласно которой в приказах по личному составу работникам Ленинского РОО Ленинского района Кокчетавской области за 1993 - 1994 годы имеются следующие сведения о работе Герасимовой (Клинг) Ирины Владимировны ....
Приказ №... от 12.08.1993 года. Клинг И.В. – выпускницу Кокшетауского пединститута, назначить учителем русского языка и литературы в Талшыкскую СШ с 16 августа 1993 года. Основание приказ обл. УНО №... от 29.06.1993 года. Приказ №... от 22.08.1994 года. Клинг И.В. учителя русского языка и литературы Талшыкской СШ, уволить по ст. 32 КЗоТ (собственное желание) с 21 августа 1994 года.
В ведомостях по начислению заработной платы работникам Ленинского РОО Ленинского района Кокшетауской области за 1993 - 1994 годы имеются сведения о начисленной и выплаченной заработной плате Герасимовой (Клинг) Ирины Владимировны - ДД.ММ.ГГГГ за весь спорный период.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. По записям, внесенным в трудовую книжку, устанавливается общий, непрерывный и специальный стаж, с которым связывается предоставление работнику определенных льгот и преимуществ в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, локальными нормативными актами или трудовым договором. Сведения о занятии истцом именно педагогической деятельностью подтверждается записями в ее трудовой книжке.
В соответствии с действующим законодательством основным документом при досрочном назначении трудовой пенсии по старости за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться и без истребования дополнительных документов.
С учетом того, что трудовая книжка истца содержит достаточные полные данные, позволяющие установить занятость истца в указанной выше должности, с учетом наименования учреждения, в котором истец осуществлял трудовую функцию, а также принимая во внимание то, что в указанный спорный периоды работы, не требуется доказывать полную педагогическую занятость истца, суд признает факт работы истца в Талшыкской средней школе Р.Казахстан.
Таким образом, законодательством Российской Федерации, действующим на момент осуществления Герасимовой И.В. трудовой деятельности в Талшыкской средней школе Р.Казахстан, предусматривались правовые основания для включения в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
При этом суд не может принять во внимание позицию, отраженную в решении ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) в котором указано на то, что в вышеуказанный спорный период при определении права на досрочное пенсионное обеспечение граждан, прибывших из государств – бывших республик ССР, необходимо соблюдение схожих с пенсионным законодательством РФ условий для досрочного пенсионного обеспечения с подтверждением компетентными органами, что соответствующие периоды работы на территории иностранного государства где она осуществлялась, давали право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством этих государств. Период работы с 16.08.1993 года по 21.08.1994 года на территории Р.Казахстан не требовал документального подтверждения, что данные должности включались в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по законодательству Р. Казахстан, поскольку согласно пунктов 1, 2 Рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
К числу международных договоров относится в том числе и Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины). Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Положениями Федерального закона от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» предусмотрено, что под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Таким образом, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, Стороны согласились, что пенсионное обеспечение граждан будет осуществляться в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. N 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового урегулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Относительно периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации суд приходит к следующему.
Статьей 167 Трудового кодекса РФ также предусмотрены гарантии при направлении работников в служебные командировки. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы и среднего заработка, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, соответственно с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации, семинаров на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истицы.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 02.07.2009 года № 11-В09-7, время нахождения на курсах повышения квалификации или на учебе при соблюдении вышеуказанных условий, должно включаться в специальный и льготный трудовой стаж.
Из приведенных выше положений следует, что нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям и не может быть исключено из подсчета стажа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные периоды: с 10.11.1998 года по 03.12.1998 года ( приказ №... от 10 ноября 1998 года), с 27 по 29 ноября 2006, приказ №... от 27.11.2006 года), с 11.11.2013 года по 12.11.2013 года (приказ №... от 11.11.2013 года); с 13.03.2017 года по 17.03.2017 года ( приказ №... от 10.03.2017 года), с 18.02.2019 по 01.03.2019 года (приказ №... от 11.02.2019 года), подлежат зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку курсы повышения квалификации, предоставлялись с сохранением средней заработной платы и места работы.
В судебном заседании установлено, что трудовые отношения с истицей во время нахождения ее на курсах повышения квалификации, не прекращались, за ней место работы и заработок в указанные периоды сохранялись, работодателем в Пенсионный фонд производились отчисления, направление истицы на курсы повышения квалификации, осуществлялось по инициативе работодателя и в его интересах.
При таких обстоятельствах, оспариваемые периоды истицы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с ч.1 п.19 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях». Исключение соответствующей возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права истицы на пенсионное обеспечение.
Ответчиком бесспорно зачтено в страховой стаж работы Герасимовой И.В. 23 года 09 месяцев 22 дня.
При сложении спорных периодов стаж работы Герасимовой И.В. составил на 20.10.2020 года (дату обращения) 24 года 11 месяцев 16 дней (23 года 9 месяцев 22 дня зачтено истцом в бесспорном порядке) + 1 год 6 дней (период работы в Талшыкской СШ + курсы 48 дней).
При этом суд приходит к выводу, что определение продолжительности специального стажа на момент вынесения решения судом не может быть произведено, поскольку в данной части спор отсутствует, истица после обращения в ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) продолжила работать, в данной части решение об отказе во включении специального стажа не выносилось, спора о праве не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно приведенным нормативным положениям, с 1 января 2019 г. право на страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» для лиц, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При разрешении спора суд учитывает, что в судебном заседании установлено, что на дату обращения в ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) у Герасимовой И.В. не имеется специального стажа, вместе с тем, поскольку истица работает, у истицы на дату вынесения решения суда имеется специального стажа 25 лет, вместе с тем, назначение пенсии следует произвести, как было указано выше с наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков, то есть пенсия может быть назначена истице в первом полугодии 2022 года.
Вместе с тем, поскольку требования истицы об определении даты наступления права на пенсию не конкретизированы, зависят от ряда условий, закреплены в Федеральном законе РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, исковые требования заявлены на будущее время, суд приходит к выводу о том, что требование об обязании ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости в мае 2022 года не подлежат удовлетворению.
При названных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания незаконным (неправомерным) решения ГУ УПФР, поскольку пенсионный орган не вправе был расширительно толковать нормы материального права при оценке представленных истцом документов.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в сумме 300 рублей сумму государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Герасимовой Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) о признании незаконным решения ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) об отказе в назначении страховой пенсии, включении спорных периодов, определении продолжительности специального стажа, назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, - период работы учителем с 16.08.1993 года по 21.08.1994 года в Талшыкской средней школе Р.Казахстан;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998 года по 03.12.1998 года, с 27.11.2006 года по 29.11.2006 года, с 11.11.2013 года по 12.11.2013 года, с 13.03.2017 года по 17.03.2017 года, с 18.02.2019 года по 01.03.2019 года.
Герасимовой Ирине Владимировне определить продолжительность специального стажа на момент обращения в ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) на 20.10.2020 года - 24 года 11 месяцев 16 дней
Взыскать с ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) в пользу Герасимовой Ирины Владимировны сумму государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.
Судья Е.М. Мусаэльянц
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено
21.12.2020 года
Судья Е.М. Мусаэльянц