Судья Мальцева О.А. Дело № 33а-348/2021 (33а-9677/2020)
УИД 22RS0068-01-2020-002486-94
№2а-2819/2020 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2021 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Зацепина Е.М., Скляр А.А.,
при секретаре Нечай А.В.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Власовой Т. В. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 22 сентября 2020 года по делу по административному исковому заявлению Власовой Т. В. к администрации г.Барнаула об оспаривании нормативно-правового акта.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Власова Т.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г.Барнаула которым с учетом уточнения требований просила о признании незаконным и отмене постановления администрации г.Барнаула от 6 сентября 2019 года № 1494 «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края», проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края в части нанесения красных линий в районе земельного участка по адресу: <адрес>; возложении на административного ответчика обязанности произвести действия, устраняющие нарушения ее прав.
В обоснование требований указала на то, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит незавершенный строительством жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, 12. Постановлением администрации г.Барнаула № 1494 от 6 сентября 2019 года утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула (далее - Проект планировки), которым не учтено фактическое землепользование, красная линия проходит через земельный участок и часть жилого дома, принадлежащих истцу, что нарушает ее право на владение земельным участком и расположенным на нем домом.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 22 сентября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Власова Т.В. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что вышеуказанным решением суда нарушены ее права на свободное распоряжение и пользование земельным участком и домом, кроме того решением Центрального районного суда г.Барнаула от 16 ноября 2016 года по делу № 2а-7980/2016 уже были удовлетворены ее аналогичные административные исковые требования о признании незаконным постановления администрации г.Барнаула от 29 декабря 2015 года № 2580 «Об утверждении проекта планировки части территории в границах кадастрового квартала *** по проезду Пограничному 3-му в <адрес>» в части установления красных линий в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Согласно генеральному плану городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 года № 245, <адрес> в <адрес> в <адрес> относится к категории – улицы местного назначения в районах малоэтажной застройки шириной 10-20 м., однако административным ответчиком не представлено доказательств уменьшения нормативной ширины дороги местного значения; при заключении договора купли-продажи земельного участка заявитель не была осведомлена о наличии градостроительных ограничений; участие в публичных слушаниях по вопросу изменения и утверждения красных линий она не принимала, не уведомлялась о проведении публичных слушаний, газету «Вечерний Барнаул» не читает, между тем, спорное домовладение, принадлежащее ей на праве собственности пересекают красные линии, что нарушает ее права.
В возражении на апелляционную жалобу администрация г.Барнаула просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор Центрального района г.Барнаула в возражении на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Завьялова А.А. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что наличие красных линий, проходящих через земельный участок административного истца, не препятствует владеть и распоряжаться им. Красные линии создают определенных правовой режим, но ввести в эксплуатацию объект незавершенного строительства – жилой дом Власовой Т.В. не препятствуют. Доказательств обратному она не представила.
Прокурор Текутьева Я.В. в заключении, данном в судебном заседании, возражала против удовлетворения жалобы, указала, что Власовой Т.В. земельный участок и незавершенный строительством дом на нем приобретены уже с градостроительными ограничениями. Положения ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации позволяют использовать имущество по назначению. Процедура принятия нормативно-правового акта влекущая основания для его отмены не нарушена.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно частям 8-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В силу положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим является нарушение процедуры его принятия, отсутствие у органа власти соответствующей компетенции, а также его противоречие актам большей юридической силы и нарушение его вынесением прав и свобод административного истца.
Частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г.Барнаула приняла оспариваемое постановление в пределах своей компетенции, процедура его принятия соблюдена, при этом обозначением красных линий по юридической границе земельного участка, принадлежащего административному истцу, ее права не нарушены, расчет красной линии в районе земельного участка по адресу <адрес> осуществлен Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Барнаула ДД.ММ.ГГ и согласован главным архитектором <адрес>, из чего следует, что земельный участок приобретен Власовой Т.В. с градостроительными ограничениями.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда как основанными на обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права.
Частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Как предусмотрено частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (части 2, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 42 названного кодекса подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии (часть 3).
Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению и изменению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 6 апреля 1998 года № 18-30 (далее - Инструкция), применяемой в настоящий момент в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 4.4. Инструкции в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (пункт 4.6 Инструкции).
Исходя из положений пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 54 Устава городского округа - города Барнаула, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года № 71, организация подготовки генерального плана городского округа и разработка на основании него документации по планировке территории относится к компетенции администрации г.Барнаула.
Постановлением администрации г.Барнаула от 21 июля 2014 года №155 утверждена муниципальная программа «Градостроительная политика города Барнаула на 2015-2021 года» в соответствии с которой предусмотрена необходимость разработки проекта планировки улично-дорожной сети для установления элементов планировочной структуры и границ территории общего пользования.
На основании статьи 54 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края администрация города организует подготовку Генерального плана городского округа и разработку на основании него документации по планировке территории.
29 декабря 2016 администрацией г.Барнаула принято постановление №2517 «О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края». Указанное постановление было опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 3 января 2017 года (т.1 л.д.99), размещено на официальном сайте администрации г.Барнаула 29 декабря 2016 года (т.1 л.д.98).
В силу статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
В данном случае незначительное несоблюдение срока опубликования решения о подготовке документации по планировке территории (а именно 3 января 2017 года), предусмотренного статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не является существенным нарушением процедуры принятия оспариваемого акта, влекущим его безусловную отмену, кроме того, на официальном сайте газеты «Вечерний Барнаул» имеется установленная последовательность выхода газеты – 4 раза в неделю (во вторник и среду – информационные выпуски, в пятницу – аналитический, в субботу – выпуск выходного дня). Вместе с тем, на официальном сайте администрации г.Барнаула данное постановление размещено в день его принятия – 29 декабря 2016 года.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. При этом общественные обсуждения и публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет на доработку не позднее через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Акционерным обществом «Территориальный градостроительный институт «Красноярскграждапроект» подготовлен проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула.
Приказом администрации города Барнаула от 12 июля 2019 года №164 назначено проведение общественных обсуждений, приказ опубликован в газете «Вечерний Барнаул» 16 июля 2019 года (т.1 л.д.103-104).
В соответствии с Решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2018 года № 96 «Об утверждении Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле» (далее – Положение) решение о проведении общественных обсуждений по вопросам, указанным в подпунктах 4, 5 пункта 1.4 Положения, принимается в форме приказа комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений.
Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, информационных материалов к нему на официальном Интернет-сайте комитета по строительству, архитектуре и развитию города (далее - сайт комитета) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Согласно части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 3.4. Положения оповещение о начале общественных обсуждений не позднее чем за семь дней до дня размещения на сайте комитета проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул» и размещению на сайте комитета организатором общественного обсуждения, а в случаях, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 1.4 Положения, распространяется на информационных стендах, оборудованных у здания органа местного самоуправления, ответственного за организацию и проведение общественных обсуждений (в случае, если организатором общественных обсуждений является комиссия по землепользованию и застройке или комиссия по подготовке проекта Правил, - на стенде комитета по строительству, архитектуре и развитию города), расположенных на территории земельных участков, в отношении которых подготовлены соответствующие проекты, в случае, если проекты подготовлены в отношении объектов капитального строительства, - на земельных участках, на которых находятся данные объекты, а также направляется правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому рассматривается проект, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому рассматривается проект, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому рассматривается проект. Кроме этого, оповещения о начале общественных обсуждений располагаются до даты размещения проекта на сайте комитета на стендах в зданиях органов местного самоуправления (администрациях районов города, сельских (поселковой) администрациях города, комитета по строительству, архитектуре и развитию города).
Согласно данному оповещению установлен срок проведения общественных обсуждений с 16 июля по 16 октября 2019 года, указаны адреса, по которым можно ознакомиться с документацией по подготовке и проведению общественных обсуждений, часы работы экспозиции, а также срок - до 14 августа 2019 года, когда можно подать предложения и замечания, определены способы подачи таких предложений и замечаний. 23 июля 2019 года на сайте Комитета размещена экспозиция по проекту планировки.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении срока оповещения о проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период общественных обсуждений административный истец с предложениями и замечаниями по проекту не обращалась.
Постановлением администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 года №1494 (в пределах установленного 20-ти дневного срока) утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края. Данное постановление опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 10 сентября 2019 года, в пределах установленного семидневного срока (т.1 л.д.65-66).
Процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта проверялась вступившими в силу судебными актами: прелляционными определениями судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 июня 2020 года дело № <данные изъяты> от 29 июля 2020 года дело № <данные изъяты>.
Из представленного в материалы дела фрагмента проекта планировки улично-дорожной сети города Барнаула следует, что земельный участок и незавершенный строительством дом, принадлежащие на праве общей долевой собственности административному истцу, пересекает красная линия.
Административным истцом 29 мая 2019 года в адрес Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула по вопросу изменения красных линий направлялось письмо, которое было перенаправлено в адрес АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект», вместе с тем, установленные ранее красные линии в районе земельного участка по проезду Пограничный, 3-й изменены не были, указано на невозможность уменьшения нормативной ширины дороги местного значения.
В ответ на обращение Власовой Т.В. 9 октября 2019 года администрацией г.Барнаула указано, что согласно проекту планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденному постановлением администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 года №1494, установленные красные линии в районе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пр-д <адрес> не изменены (т.1 л.д.12).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права <адрес> Власовой Т.В. и Кривощекову Е.А. принадлежит на праве общей долевой собственности объект незавершенного строительства площадью *** кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (степень готовности объекта 92%) (т.1 л.д.52-53).
Земельный участок по вышеуказанному адресу с кадастровым номером *** общей площадью 551 кв.м. поставлен на кадастровый учет 22 октября 2007 года. По договору купли-продажи от 20 ноября 2010 года Власова Т.В. и Кривощеков Е.А. приобрели в собственность у Закурдаева К.В. указанный земельный участок с расположенным на нем незавершенным строительством жилым домом.
Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок выдано Власовой Т.В. 3 декабря 2010 года, повторное 5 мая 2016 года (т.1 л.д.51).
Установлено, что первоначально расчет красных линий в районе земельного участка, принадлежащего административному истцу был осуществлен Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города ДД.ММ.ГГ и согласован главным архитектором г.Барнаула, в результате чего ширина проезда <адрес> в красных линиях составила 20 м.
В соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования по городу Барнаулу, расчетные параметры улиц и дорог местного значения <адрес> и <адрес>, который входит в территорию городского округа <адрес>, следует принимать из расчета 15-30 м.
Учитывая изложенное, земельный участок и жилой дом были приобретены административным истцом с установленными градостроительными ограничениями.
Согласно фрагменту Генерального плана городского округа – города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года № 344, Правилам землепользования и застройки городского округа – города Барнаула, утвержденных 9 октября 2012 года и 25 декабря 2019 года, земельный участок по адресу: <адрес> расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и на территории общего пользования.
Установление красных линий в спорной зоне обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, утвержденным оспариваемым постановлением проектом планировки улично-дорожной сети установленные ранее красные линии в районе спорного земельного участка не изменены, ширина проезда Пограничного в границах красных линий составляет 20 метров.
Генеральный план города Барнаула не устанавливает красные линии, в связи с чем, оспариваемый проект планировки не может ему противоречить.
По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 834 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого нормативно-правового акта). Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования вышеуказанный земельный участок с расположенным на нем жилым домом частично расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) и на территории общего пользования для которой градостроительный регламент не установлен.
Сопоставив Генеральный план города Барнаула, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 № 344, Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834, а также Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 N 447, районный суд пришел к обоснованному выводу, что установленная оспариваемым нормативно-правовым актом территория общего пользования, не противоречит документам территориального планирования городского округа, имеющим высшую юридическую силу, поскольку не изменяет функциональное зонирование земельного участка, находящегося в собственности истца.
Установленный ДД.ММ.ГГ расчет красных линий в районе земельного участка, принадлежащего Власовой Т.В., являлся предметом проверки судебных инстанций.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 16 ноября 2016 года (дело №***), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 05 апреля 2017 года, постановление администрации от 29 декабря 2015 года № 2580 признано недействующим в части установления красных линий в границах спорного земельного участка. Предметом проверки являлся иной нормативный акт. Действующим нормативно-правовым актом дано мотивированное обоснование прохождения красной линии через объекты частных лиц, т.е. фактические обстоятельства данного дела и дела № *** не совпадают.
В ответе комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 29 декабря 2017 года, оспоренном Власовой Т.В. в Индустриальном районном суде г.Барнаула, сообщалось, что после вступления в силу решения суда красные линии изменены согласно расчету красных линий от 12 января 1995 года. Данная информация приведена и в решении суда от 28 апреля 2018 года, принятом по указанному спору, а также в письме администрации г.Барнаула от 06 июля 2018 года № 21/исх-1106 на обращение Власовой Т.В. по вопросу подготовки проекта планировки/межевания территории.
Кроме того, сведения о дате расчета и утверждения красных линий (12 января 1995 года) усматриваются и из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 февраля 2018 года, которым оставлено без изменения решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 22 ноября 2017 года по иску Власовой Т.В. к комитету по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула об устранении препятствий в пользовании земельным участком, путем приведения в соответствие красных линий с фактическим границами земельного участка.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 28.08.2019, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований к комитету по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула о признании незаконными действий по нанесению красной линии отказано. Оспариваемым нормативно-правовым актом красные линии в районе земельного участка по проезду Пограничный, 3-й, 12 не изменены.
Таким образом, спорный земельный участок с расположенным на нем домовладением, как на момент его приобретения истцом (2010), так и на момент принятия оспариваемого постановления относился к территории общего пользования. В этой связи, ссылка Власовой Т.В. на нарушение ее прав принятием нормативно-правового акта в судебном заседании не нашла своего подтверждения. То обстоятельство, что истец не знала о наличии градостроительных ограничений при заключении договора купли-продажи земельного участка, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет и не свидетельствует о принятии нормативно-правового акта с нарушением действующего законодательства. При этом, учитывается, что признание незаконным постановления от 06.09.2019 года не приведет к восстановлению прав истца, изменению границ территории общего пользования и координат красных линий, рассчитанных Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула в 1995 году.
Тот факт, что оспариваемым Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края определены красные линии, местоположение дороги и территории общего пользования, в границах которых планируется осуществление строительства (реконструкция) дороги, в том числе по земельному участку и жилому дому истца не свидетельствует о нарушении градостроительного законодательства, а также прав административного истца, поскольку предполагает осуществление компенсационных мероприятий в отношении правообладателей земельного участка, предусмотренных гражданским и земельным законодательством.
Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 06.11.2003г. № 387-о, от 15.07.2010 № 931-о-о, от 25.02.2016 № 242-о ).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (ч.1 ст.30 ГрК РФ, ст.49, глава VIII ЗК РФ, ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (ч.ч.8 и 9 ст.36 ГрК РФ).
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав административного истца в связи с установлением красной линии не могут быть приняты во внимание, поскольку положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и не содержат обстоятельств, которые влекут отмену судебного акта, направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и толкование закона.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, материальный закон применен верно и процессуальных нарушений, влекущих в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Власовой Т. В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: