Дело № 2а-7674/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 14 декабря 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Семенюк С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Суптелло АП, Суптелло АП к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Челябинской областной нотариальной палате, Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Федеральному государственному унитарному предприятию «Челябинский радиозавод «Полет» о признании действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Суптелло А.П., Суптелло Н.П. обратились с административным исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Челябинской областной нотариальной палате, Администрации города Челябинска, о признании незаконным действий Главы г. Челябинска по утверждению схемы расположения земельного участка государственного здания жилищного фонда ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет» по <адрес>, на кадастровом плане территории квартала № с автоматическим переводом государственных земель запаса Российской Федерации в земли г. Челябинска площадью 1746 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ, а схему расположения земельного участка на <адрес> с кадастровым номером № не подлежащей применению с ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконными действий Главы <адрес>, Администрацией <адрес> права на информацию истцов о порядке передачи в общую долевую собственность собственникам квартир государственного жилищного фонда ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет» данного земельного участка до реконструкции здания и двухэтажного магазина без пристроя по <адрес>, которые были утрачены с ДД.ММ.ГГГГ Росимуществом, Правительством РФ, Минфином РФ, ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет», ОАО «Челябинский радиозавод «Полет», для поражения в правах административных истцов, как совладельцев государственного инженерного оборудования и коммунальных сетей в составе здания по <адрес>, с автоматическим возникновением права собственности на земельный участок под зданием и правом собственности на придомовую территорию здания с проездом и контейнерной площадкой без права Российской Федерации, <адрес>, Администрации <адрес> распоряжаться данной территорией как совместной собственностью, а не общей долевой собственностью с 24. ноября 2017 года; вынесению решения об использовании земельного участка по <адрес>, кадастровый № для реконструкции государственного здания ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет», с изменением числа этажей путем перевода подвала здания в подземный этаж при одновременном изменении доступа в подземный этаж здания без разрешения собственников квартир дома по <адрес> о реконструкции здания ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет» по реализации частноправовых отношений и при игнорировании ФИО7 как собственником двухэтажного магазина с автоматическим сохранением здания.
В обоснование административного искового заявления указано, что после смерти матери, при оформлении в порядке наследования права собственности на недвижимое имущество - долю в квартире, расположенную по адресу: <адрес>122, было допущено нарушение прав административных истцов. Нотариус ФИО6 не сообщила Суптелло А.П. о совершении юридически значимых действий. После государственной регистрации права собственности на квартиру Суптелло Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ изменилась наследственная масса и имущественные права родителей в отношении приватизированной квартиры. Государственная регистрация права собственности на квартиру в отношении Суптелло Н.П. является незаконной. ФИО7, как собственник двухэтажного магазина, расположенного по адресу: <адрес>, не вносит сведения об изменении этажности здания в ЕГРН, со стороны четвертого подъезда здания, а также сведения об учете бойлера и электрощита. Земельный участок обременен бесхозяйным объектом АО «Челябинскгоргаз», который не учитывает сети ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет», что исключает государственную регистрацию в ЕГРН единого комплекса газовых сетей как публичного сервитута, что требует специального решения собрания собственников 2/3 помещений по факту изъятия земельного участка для государственных нужд. Администрация г. Челябинска не обладает полномочиями по формированию земельных участков многоквартирных домов жилищного фонда ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет». Согласие на перепланировку магазина, с изменением системы вентиляции подвала многоквартирного дома, с изменением входа в подвал, путем изменения числа этажей здания через реконструкцию, не позволяет собственникам квартир использовать участок. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме проведено без согласия собственников квартир, что стало известно в 2021 году, когда Суптелло Н.П., был получен межевой план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного ответчика привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес>. Определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству административного истца в качестве административного ответчика привлечено ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет».
Административный истец Суптелло А.П. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал.
Административный истец Суптелло Н.П. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте его проведения.
Представители административных ответчиков Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Челябинской областной нотариальной палаты, Администрации города Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет» в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Челябинской области, привлеченного к участию в деле определением суда протокольной формы от 09 ноября 2021 года - Одинцов А.А. в судебном заседании вопрос по разрешению административных исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, привлеченного к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения.
Судом на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Суд, заслушав административного истца и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что договором № безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, согласовано, что предприятие Челябинский радиозавод передает, а Суптелло П.И., действующий от имени семьи, получает в собственность занимаемую им и членами его семьи квартиру, находящуюся по адресу <адрес>, обей площадью 49,45кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, был подготовлен межевой план.
В соответствии с разделом 4 межевого плана «Общие сведения об образуемых земельный участках», площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1746 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ председателем КУиЗО администрации <адрес> было вынесено Распоряжение №-М об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>, в <адрес> для постановки на государственный учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 года №921.
На основании ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Таким образом, межевой план является одним из документов, для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен один из принципов земельного законодательства РФ - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
По смыслу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01 марта 2015 года), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01 марта 2015 года) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Между тем, в соответствии с п. 3 приведенной нормы, в случае, если здание (помещение в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность.
Пунктом 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01 марта 2015 года) предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшим до 01 марта 2015 года) границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
При этом следует учитывать, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, неделим, а находящиеся на нем помещения принадлежат нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на земельный участок является их совместное обращение с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.
При этом, наличие у собственников жилого дома правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на части общего земельного участка при доме, не является доказательством того, что их земельные участки являются самостоятельными объектами права собственности. Данные документы указывают на доли собственников в праве общей долевой собственности на общий земельный участок при домовладении, выраженные в квадратных единицах площади.
Другой порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие земельные участки.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу.
При этом доказательств обращения административных истцов до 2015 года по вопросу приобретения прав на земельный участок, материалы дела не содержат.
В соответствии со ст. 10.11 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Разрешая административные исковые требования относительно признания незаконными действий Главы г. Челябинска по утверждению схемы расположения земельного участка государственного здания жилищного фонда ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет» по <адрес>, отсутствия информирования, суд исходит из того, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства, основаны на неверном толковании административными истцами норм права.
Разрешая административные исковые требования по вынесению решения об использовании земельного участка по <адрес>, кадастровый № для реконструкции государственного здания ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет», с изменением числа этажей путем перевода подвала здания в подземный этаж при одновременном изменении доступа в подземный этаж здания без разрешения собственников квартир дома по <адрес> о реконструкции здания ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет» по реализации частноправовых отношений и при игнорировании ФИО7 как собственником двухэтажного магазина с автоматическим сохранением здания, суд исходит из того, что нормы 218 КАС РФ направлены на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.
При этом заявленное требование не свидетельствует о нарушении законных прав и интересов административных истцов, обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что административными истцами не представлены доказательства нарушения их прав и законных интересов действиями, либо бездействием ответчиков, правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Суптелло АП, Суптелло АП к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Челябинской областной нотариальной палате, Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Федеральному государственному унитарному предприятию «Челябинский радиозавод «Полет» о признании действий (бездействия) незаконными отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко
Мотивированное решение составлено 24 декабря 2021 года.
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Помощник судьи: Т.С. Шалупова
2а-7674/2021
74RS0002-01-2021-002713-75
Центральный районный суд г. Челябинска