Дело №а-590/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2021 года <адрес>
Наурский районный суд Чеченской Республики в составе:
судьи Тазабаева Р.Х.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Наурского районного суда Чеченской Республики административное дело №а-590/2021 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании неправомерным бездействие администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, и обязании администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер по реализации мероприятий программы, в том числе направленных на исследование состояния земель и способов их использования,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Наурский районный суд ЧР поступило административное исковое заявление прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР о признании неправомерным бездействие администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, и обязании администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер по реализации мероприятий программы, в том числе направленных на исследование состояния земель и способов их использования.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района (далее - Администрация) земельного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства, требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение и недопущения впредь.
В целях реализации указанных норм Администрацией разработана муниципальная программа «Использование и охрана земель на территории сельского поселения на 2020-2021 годы», которой определен перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Проверка показала, что в ходе анализа исполнения мероприятий, предусмотренных программой было установлено, что меры по реализации указанной программы, в том числе направленных на исследование состояния земель и способов их использования не приняты, соответствующие документы, подтверждающие их исполнение, в Администрации отсутствуют.
Выявленные в ходе проверки нарушения законов послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР представления об устранении нарушений законов, причин и условий, им способствующих. Согласно полученному ответу акт прокурорского реагирования рассмотрен по существу и удовлетворен, а виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем повторная проверка показала, что Администрацией фактически требования, изложенные в акте прокурорского реагирования, с момента его получения и до ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.
В административном исковом заявлении административный истец-прокурор района просит суд признать бездействие администрации неправомерным и обязать администрацию Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер по реализации мероприятий программы, в том числе направленных на исследование состояния земель и способов их использования.
В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО3 административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик глава администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР ФИО4 надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, при этом не представил суду сведения о наличии уважительных причин, препятствующих его участию в судебном заседании, и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив представленные письменные доказательства, выслушав административного истца старшего помощника прокурора <адрес> ЧР, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению и в соответствии со ст. 84 КАС РФ суд пришел к следующим выводам.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
В соответствии с ч. 2 и 6 ст. 1 данного Федерального закона, правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЗК РФ одним из основных приоритетов земельного законодательства установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В силу требований ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Обсуждая нормы права, подлежащие применения к спорным взаимоотношениям, суд учитывает, что согласно ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с ч.1 ст.13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными административным истцом надлежащими письменными доказательствами, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес административного ответчика внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.
Административным ответчиком-главой администрацией Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района представление прокурора о необходимости принятия мер пор реализации мероприятий программ, в том числе направленных на исследование состояния земель и способов их использования, фактически рассмотрено.
<адрес> проведен анализ исполнения администрацией Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района земельного законодательства, в ходе которого выявлены нарушения требований федерального законодательства требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение и недопущения впредь.
Исследуя обстоятельства, имеющие важное значение для дела, с учетом положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ, суд учитывает, что повторная проверка, проведенная прокуратурой район показала, что административным истцом фактически требования, изложенные в акте прокурорского реагирования с момента его получения и до момента обращения в суд с иском, в полном объеме не выполнены, что негативно влияет на повышение эффективности использования и охраны земель, а так же сохранение и восстановление земельных насаждения, почв.
В материалы дела каких-либо данных, позволяющих подвергать сомнению указанное представление прокурора, не приведено, доказательств в опровержение данного представления не представлено.
Суд, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, считает их достоверными и содержащими сведения, соответствующими действительности, и достаточным образом свидетельствующие о неправомерном бездействии администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района Чеченской Республики, выразившееся в непринятии мер по реализации мероприятий программы, в том числе направленных на исследование состояния земель и способов их использования.
Исследуя заявленные административным истцом требования в части установления срока устранения ответчиком выявленных нарушений, суд в соответствии со ст. 178 КАС РФ, учитывает, что таковые требования являются разумными, и так же подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, других доказательств, в обоснование заявленных административных исковых требований и возражений ответчика, удовлетворяющих требования закона об их относимости и допустимости, и совокупной достаточности, суду не представлено, и иных требований в судебном заседании не заявлено.
Таким образом, в условиях состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства, согласно ст. 6 КАС РФ, а так же с учетом положений ст. 84 КАС РФ, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 59, 84, 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> о признании неправомерным бездействие администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по реализации мероприятий программы, в том числе направленных на исследование состояния земель и способов их использования, неправомерным.
Обязать администрацию Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР принять комплекс мер по реализации мероприятий программы, в том числе направленных на исследование состояния земель и способов их использования, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Наурский районный суд Чеченской Республики в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в месячный срок со дня его вынесения.
Судья Р. Х.Тазабаев
Решение вступило в законную силу « » ____________2021 года.
Подлинник решения суда хранится в материалах административного дела
№а-590/2021 в Наурском районном суде Чеченской Республики.
Копия верна:
Судья Р.Х.Тазабаев