УИН 11RS0016-01-2020-001383-32
Дело № 2а-686/2020
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 16 декабря 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми к Арсланову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Арсланову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб., в том числе: за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленной за период 01.12.2017 по 19.02.2018 за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленной за период 20.02.2018 по 09.07.2019 за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленной за период 04.12.2018 по 11.02.2019 за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленной за период 12.02.2019 по 09.07.2019 за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленной за период 03.12.2019 по 27.01.2020 за неуплату транспортного налога за 2018 год в размере <данные изъяты> руб. В обоснование заявленных требований указано, что Арсланов А.А. в 2016, 2017 и 2018 году являлся плательщиком транспортного налога, однако свою обязанность по оплате налога своевременно не исполнил. В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления, а в последующем требования об уплате задолженности по транспортному налогу и пени, которые административным ответчиком не исполнены. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми обратилась с настоящим административным исковым заявлением.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17.11.2020 административное дело назначено к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми Беляева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Арсланов А.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку налоговый орган ненадлежащим образом уведомил его о необходимости уплаты налога, указал, что налоговые уведомления и требования об уплате транспортного налога были направлены по адресу регистрации, в то время как с 2015 года ответчик снят с регистрационного учета и находится в местах лишения свободы. Кроме того, просил учесть, что обращался в ГИБДД Эжвинского района о снятии транспортного средства марки <данные изъяты> с регистрационного учета по причине его утилизации, однако транспортное средство органами ГИБДД с учета так и не снято со ссылкой на наличие ограничительных мер на регистрационные действия в отношении транспортного средства. Также указал, что в настоящее время не имеет источника дохода, поскольку находится в местах лишения свободы, в колонии отсутствуют рабочие места, возможности оплатить задолженность по налогам не имеет. Указал на истечение сроков подачи настоящего иска в суд.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы административного дела мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми № №, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции РФ, а также ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Процедура и сроки взыскания с налогоплательщика-физического лица задолженности по налогам и сборам регламентирована ст. 48 Налогового кодекса РФ и главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 данной статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что в 2016, 2017 и 2018 годах административный ответчик Арсланов А.А. являлся собственником транспортного средства марки <данные изъяты>
Данные обстоятельства подтверждаются письменным ответом ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району от 12.10.2020, представленным на запрос суда, согласно которому указанное транспортное средство зарегистрировано за Арслановым А.А. с 26.05.2009 по настоящее время.
В силу ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Налоговый орган направляет налогоплательщику-гражданину налоговое уведомление для выполнения им обязанности по уплате имущественных налогов - транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц, а также в определенных случаях - НДФЛ (подп. 1 п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 52, п. 3 ст. 214.7, п. 6 ст. 228, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 Налогового Кодекса РФ).
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. При этом в отношении каждого налога должны быть указаны сумма налога к уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты налога, реквизиты для перечисления платежей (п. 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ, п. 7 Приказа ФНС России Приказа ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. (ч. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ).
Сроки и способы направления уведомления на уплату транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц аналогичны, так как при наличии объектов налогообложения по данным налогам направляется один документ.
В случае неуплаты (неполной уплаты) за отчетный налоговый период исчисленных и выставленных в налоговом уведомлении сумм налогов, налоговый орган направляет налогоплательщику должнику требование об уплате налога.
Выставление требования об уплате налога (сбора) является мерой принудительного характера, так как в силу положений ст. 48 Налогового кодекса РФ в пределах шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговой инспекции предоставлено право на взыскание недоимки и пени в судебном порядке.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ выставление требования об уплате налога направляется налогоплательщику в двух случаях: в случае фактической неуплаты указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога (п. 1) или в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (п. 2).
Требование об уплате налога представляет собой извещение налогоплательщика об имеющейся недоимке и о необходимости уплатить ее, а также начисленные на момент оформления требования пени в установленный срок. В требовании указываются, в частности, подлежащие уплате суммы недоимки и пеней, меры по их взысканию в случае неисполнения требования (п. 1, 2, 4, 8 ст. 69, п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 72, 75 Налогового кодекса РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора в виде денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При неисполнении требования в установленные им сроки, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Согласно п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Межрайонной ИФНС № 1 по Республике Коми налогоплательщику Арсланову А.А. за 2016, 2017 и 2018 год начислен транспортный налог и пени.
В установленный законом срок Арсланову А.А. направлены налоговые уведомления № от 20.09.2017 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., № от 10.08.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., № от 25.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 год в размере <данные изъяты> руб.
В связи с неуплатой налога в установленные сроки в соответствии со ст.45, 69, 70 и 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику начислены суммы пени и направлены: требование № от 20.02.2018, согласно которому предложено в срок до 02.04.2018 уплатить задолженность по транспортному налогу и пени в размере <данные изъяты> руб.; требование № от 12.02.2019, согласно которому предложено в срок до 25.03.2019 уплатить задолженность по транспортному налогу и пени в размере <данные изъяты> руб.; требование № от 28.01.2020, согласно которому предложено в срок до 10.03.2020 уплатить задолженность по транспортному налогу, пени в размере <данные изъяты> руб.
Судебным приказом мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 20.04.2020 с Арсланова А.А. взыскана недоимка по транспортному налогу размере <данные изъяты> руб., пени за периоды с 01.12.2017 по 19.02.2018, 01.12.2017 по 09.07.2019, 02.12.2019 по 27.01.2020 в размере <данные изъяты> руб., всего взыскано <данные изъяты> руб.
Определением мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 01.06.2020 судебный приказ от 20.04.2020 о взыскании с Арсланова А.А. обязательных платежей и санкций отменен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность соблюдена.
Поскольку общая сумма налога, пеней, превысила 3 000 рублей лишь с момента выставления требования от 28.01.2020 со сроком исполнения до 10.03.2020, с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась к мировому судье 14.04.2020, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования, судебный приказ вынесен 20.04.2020, отменен 01.06.2020, административный иск подан в суд 28.09.2020, суд приходит к выводу, что настоящий иск подан в пределах установленного законом срока.
При этом ссылки административного ответчика о ненадлежащем извещении об исчислении налога и направлении уведомлений и требований на адрес, по которому он снят с регистрационного учета, суд находит несостоятельными в силу следующего.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 31 Налогового кодекса РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен указанным Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (абз. 6 п.5 ст. 31 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
Согласно данным Единого государственного реестра налогоплательщиков адресом места регистрации/жительства Арсланова А.А. является <адрес>
Из материалов дела следует, что налоговые уведомления и требования об уплате транспортного налога с физических лиц направлены налоговым органом ответчику по указанному адресу. Сомневаться в достоверности указанных сведений у административного истца оснований не имелось. Данные о снятии административного ответчика с регистрационного учета по месту жительства у налогового органа отсутствовали. С заявлением о необходимости направления налоговых уведомлений и требований в <адрес> Арсланов А.А. в налоговый орган не обращался.
Более того, из обращения административного ответчика от 29.08.2019 (№ от 06.09.2019) следует, что вся почтовая корреспонденция, адресованная ответчику, перенаправляется на адрес места пребывания <данные изъяты> лицом, зарегистрированным по адресу: <адрес>
Материалы дела свидетельствуют о соблюдении налоговым органом порядка направления административному ответчику налоговых уведомлений и требований.
При этом доказательств того, что ответчик с учетом перемены места жительства, добросовестно следуя возложенной на него обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса РФ, обращался в налоговый орган за получением налогового уведомления на уплату транспортного налога с физических лиц, а истец отказал в выдаче уведомления, предоставлении расчета суммы налога, суду не представлено.
Таким образом, учитывая направление истцом налоговых уведомлений и требований в установленные налоговым законодательством сроки и предусмотренным законом способом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие у налогового органа сведений об изменении места пребывания ответчика и, как следствие, направление налоговых уведомлений и требований по последнему известному налоговому органу адресу места жительства ответчика не может служить основанием для освобождения Арсланова А.А. от установленной законом обязанности по уплате транспортного налога с физических лиц.
С учетом положений приведенных норм налогового законодательства, фактических обстоятельств дела, вопреки доводам возражений административного ответчика, порядок и сроки направления уведомлений, выставления требований и обращения в суд для принудительного взыскания налоговой задолженности с должника-налогоплательщика налоговым органом соблюден.
Поскольку сумма задолженности по транспортному налогу до настоящего времени не погашена, указанное обстоятельство послужило поводом для обращения Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа в суд с административным исковым заявлением.
Каких-либо доказательств в опровержение представленных административным истцом расчетов стороной административного ответчика не представлено. Расчеты пени по транспортному налогу проверены и приняты судом.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, учитывая положения приведенных выше норм материального права, с учетом представленных административным истцом доказательств о невыполнении Арслановым А.А. надлежащим образом своих обязательств, суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом доводы административного ответчика Арсланова А.А. об утилизации транспортного средства марки <данные изъяты>, о возврате регистрационного номера автомобиля в органы ГИБДД, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждены, напротив, транспортное средство зарегистрировано за налогоплательщиком в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы ответчика о наличии вины органов ГИБДД в неснятии транспортного средства с регистрационного учета основанием для отказа в удовлетворении иска быть не могут, поскольку данное обстоятельство не является юридически значимым по данному административному делу.
Ссылки на то, что ответчик в настоящее время не имеет источника дохода, поскольку находится в местах лишения свободы, в колонии отсутствуют рабочие места, не могут быть основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку нахождение ответчика в местах лишения свободы не является основанием для освобождения его от уплаты налога.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что доводы Арсланова А.А. о том, что в настоящее время он не обеспечен работой, в связи с чем уплата налога является для него затруднительной, могут быть предметом при рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта при предоставлении подтверждающих документов.
С учетом положений ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ и п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Республики Коми удовлетворить.
Взыскать с Арсланова А.А. в пользу Межрайонной ИФНС № 1 по Республике Коми задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Арсланова А.А. в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Т.А. Сурнина
В окончательной форме решение принято 18.12.2020.