Решение по делу № 33-10738/2019 от 26.07.2019

Судья Киреева Т.В. Дело № 33-10738/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2019 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Асатиани Д.В.,

судей Сукачева Д.Ю., Петровой Т.П.,

при секретаре Бондарь А.В.,

с участием прокурора Стрельниковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Зеленовская средняя школа» и администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности устранить недостатки антитеррористической защищенности,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области – Лысенко Т.А.

на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 23 мая 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия

установила:

Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Зеленовская средняя школа» и администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности устранить недостатки антитеррористической защищенности, в обоснование требований указав, что Фроловской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, расположенных на территории городского округа город Фролово и Фроловского муниципального района. В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу п.8 ч.1 ст.48 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму основывается, помимо прочего, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Межведомственной комиссией по обследованию состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) в период с 14 февраля по 19 февраля 2019 проведено обследование муниципального общеобразовательного учреждения «Зеленовская средняя школа», состоящего из 9 объектов (территорий): МОУ «Зеленовская СШ», расположенного по адресу: улица Подгорная, 300, поселок Пригородный Фроловского района Волгоградской области, с присвоенной ранее 2 категорией; МОУ «Зеленовская СШ», расположенного по адресу: хутор Новая Паника 32 Фроловского района Волгоградской обалсти, с присвоенной ранее 3 категорией; «Дудаченская ОШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ», расположенного по адресу: поселок Дудаченский, 1002 Фроловского района Волгоградской области, с присвоенной ранее 3 категорией; «Дудаченская ОШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ» дошкольная группа, расположенного по адресу: поселок Дудаченский, 1003/3 Фроловского района Волгоградской области, с присвоенной ранее 3 категорией; «Лычакская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ», расположенного по адресу: поселок Лычак, 353 Фроловского района Волгоградской области, с присвоенной ранее 2 категорией; «Лычакская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ» дошкольная группа, расположенного по адресу: поселок Лычак, 352 Фроловского района Волгоградской области, с присвоенной ранее 2 категорией; «Писаревская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ», расположенного по адресу: хутор Писаревка, 1030 Фроловского района Волгоградской области, с присвоенной ранее 3 категорией; «Писаревская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ» дошкольная группа, расположенного по адресу: хутор Писаревка, 1034 Фроловского района Волгоградской области, с присвоенной ранее 3 категорией; «Шуруповская ОШ» - МОУ «Зеленовская СШ», расположенного по адресу: улица Седова, 11б, хутор Шуруповский Фроловского района Волгоградской области, с присвоенной ранее 2 категорией. По результатам обследования составлены акты обследования объектов (территории), принадлежащих МОУ «Зеленовская СШ». Согласно актам обследования существующая система охраны безопасности данных объектов (территорий) лишь частично позволяет обеспечить их безопасность. Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов выполняются частично. Не смотря на истечение 12-месячного срока устранения указанных в акте недостатков антитеррористической защищенности объекта месяцев со дня утверждения акта и категорирования объекта, недостатки не устранены, как и не осуществлено финансирование указанных мероприятий, что не позволяет в полном объеме обеспечить безопасность объекта вопреки действующим нормам законодательства о террористической защищенности.

Сославшись на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию Фроловского муниципального района Волгоградской области в течение одного года со дня вступления решения в законную силу профинансировать мероприятия антитеррористического законодательства по оборудованию указанных объектов, а муниципальное образовательное учреждение «Зеленовская средняя школа» в течение года с момента финансирования устранить недостатки антитеррористической защищенности: объект (территорию) МОУ «Зеленовская СШ», расположенный по адресу: улица Подгорная, 300 поселок Пригородный Фроловского района Волгоградской области,- дооборудовать дополнительными осветительными приборами наружной системы освещения объекта (территории); заключить договор на охрану сотрудниками частных охранных организаций; объект (территорию) МОУ «Зеленовская СШ», расположенный по адресу: хутор Новая Паника, 32 Фроловского района Волгоградской области - оборудовать системой непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, дооборудовать наружную систему освещения объекта (территории) дополнительными осветительными приборами; объект (территорию) «Дудаченская ОШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ», расположенный по адресу: поселок Дудаченский, 1002 Фроловского района Волгоградской области оборудовать системой непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, оборудовать автономной системой оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта; объект (территорию) «Дудаченская ОШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ» дошкольная группа, расположенный по адресу: поселок Дудаченский, 1003/3 Фроловского района Волгоградской области оборудовать системой непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, оборудовать автономную систему оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, дооборудованию наружной системы освещения объекта (территории) дополнительными осветительными приборами; объект (территорию) «Лычакская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ», расположенный по адресу: поселок Лычак, 353 Фроловского района Волгоградской области оборудовать системой непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, заключить договор на охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, оборудовать системой контроля и управления доступом, дооборудовать наружную систему освещения объекта (территории) дополнительными осветительными приборами; объект (территория) «Лычакская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ» дошкольная группа, расположенный по адресу: поселок Лычак, 352 Фроловского района Волгоградской области оборудовать автономной системой оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, обеспечить системой непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, заключить договор на охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, оборудовать системой контроля и управления доступом, дооборудовать наружную систему освещения объекта (территории) дополнительными осветительными приборами; входные группы объекта (территории) «Писаревская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ», расположенного по адресу: хутор Писаревка, 1030 Фроловского района Волгоградской области оборудовать металлическими дверями, дооборудовать наружную систему освещения объекта (территории) дополнительными осветительными приборами; объект (территорию) «Писаревская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ» дошкольная группа, расположенный по адресу: хутор Писаревка, 1034 Фроловского района Волгоградской области,- оборудовать автономной системой оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, дооборудовать наружную систему освещения объекта (территории) дополнительными осветительными приборами; объект (территорию) «Шуруповская ОШ» - МОУ «Зеленовская СШ», расположенный по адресу: улица Седова, 11б, хутор Шуруповский Фроловского района Волгоградской области оборудовать системой непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, заключить договор на охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, оборудовать системой охраны (системой контроля и управления доступом); дооборудовать наружную систему освещения объекта дополнительными осветительными приборами.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной представитель ответчика администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области – Лысенко Т.А. просит об изменении решения суда в части определения срока для устранения нарушений с его увеличением до трёх лет.

В возражениях на апелляционные жалобы Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области полагает доводы жалоб несостоятельными.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Вместе с тем, в интересах законности суд апелляционной инстанции вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).

Исходя из положений ст. 2 ГПК РФ, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 24 постановления его Пленума от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», под интересами законности следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в том числе в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.

В частности, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, интересам законности не отвечает применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Руководствуясь указанными положениями закона и разъяснениями высшей судебной инстанции, в целях соблюдения принципа законности и охраны правопорядка, судебная коллегия считает необходимым проверить законность и обоснованность постановленного по делу судебного акта вне пределов доводов апелляционных жалоб ответчиков.

В силу ст. 1 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (ст. 3 указанного Федерального закона).

Положениями ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено, в частности материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Требования).

Согласно п. 15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования должен быть определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

В соответствии с п.п. «д» п. 22, п.п. «а», «б» п. 23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности, к которым относятся школы и детские сады, в обязательном порядке осуществляются такие мероприятия, как оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

При разрешении спора судом апелляционной установлено, что комиссией по обследованию состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) в период в период с 14 февраля 2019 по 19 февраля 2019 проведено обследование объектов /территорий/ муниципального общеобразовательного учреждения «Зеленовская средняя школа». По результатам обследования составлены акты обследования объектов (территории), принадлежащих МОУ «Зеленовская СШ».

Из актов обследования объектов, принадлежащих МОУ «Зеленовская средняя школа» следует, что существующая система охраны безопасности данных объектов лишь частично позволяет обеспечить безопасность и антитеррористическую защищенность, требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов выполняются частично.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении антитеррористического законодательства, ненадлежащей антитеррористической защищенности МОУ «Зеленовская СШ» как объекта образования в целом, не обеспечении для обучающихся безопасных условий во время нахождения в образовательной организации и непосредственно образовательного процесса.

Согласно п. 6.11 Устава МОУ «Зеленовская средняя школа» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств муниципального и областного бюджетов на основании бюджетной сметы, утвержденной Учредителем. Однако, до настоящего времени мероприятия по антитеррористической защищенности администрацией Фроловского муниципального района Волгоградской области непрофинансированы.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и руководствуясь положениями законодательства об антитеррористической защищенности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных прокурором требований в части возложения на ответчиков обязанности по дооборудованию дополнительными осветительными приборами наружной системы освещения объекта (территории); оборудованию системой непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, дооборудовать наружную систему освещения объекта (территории) дополнительными осветительными приборами; оборудования автономной системой оповещения и управления эвакуацией на объекте /территории/ с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Содержащаяся в апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области – Лысенко Т.А. просьба об изменении решения суда в части увеличения срока для устранения нарушений отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не содержит каких-либо мотивированных объективных суждений, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в течение установленного срока.

Таким образом, судебная коллегия не находит объективных поводов для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку её доводы не опровергают выводов суда, не содержат указания на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.

Вместе с тем, проверив решение суда вне пределов доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает его незаконным и необоснованным в части возложения на ответчиков обязанности по финансированию и заключению договора на физическую охрану образовательного учреждения с сотрудниками частных охранных организаций.

Согласно п.п. «а» п. 23 Требований образовательные учреждения второй категории опасности обязаны обеспечить физическую охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Таким образом, данный нормативно-правовой акт предусматривает два варианта реализации дошкольными учреждениями обязанности по физической охране объекта: заключение договора либо с сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Между тем, суд первой инстанции, удовлетворяя соответствующее требование прокурора и возлагая на ответчиков обязанность по заключению договора на физическую охрану только с сотрудниками частных охранных организаций, необоснованно лишил их установленного законом права и возможности по заключению такого договора с подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны.

Частью 3 статьи 196 ГПК РФ установлено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и по общему правилу не может выйти за пределы иска.

Поскольку прокурором заявлены требования о понуждении к заключению договора на физическую охрану школьного учреждения только с сотрудниками частных охранных организацией, без установления возможности заключения такого соглашения с подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, как это предусмотрено нормативным правовым актом, в удовлетворении подобных требований следует отказать.

Таким образом, решение суда в части возложения обязанности на администрацию г. Фролово Волгоградской области обязанности обеспечить финансирование, а МОУ «Зеленовская СШ», «Лычакская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ», «Шуруповская ОШ» - МОУ «Зеленовская СШ» - заключить договор на охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций подлежит отмене с принятием в указанных частях нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 23 мая 2019 года в части возложения на администрацию городского округа г.Фролово Волгоградской области обязанности обеспечить финансирование, а МОУ «Зеленовская СШ», «Лычакская СШ» - филиал МОУ «Зеленовская СШ», «Шуруповская ОШ» - МОУ «Зеленовская СШ» - заключить договора на охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области отказать.

В остальной части решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 23 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области – Лысенко Т.А. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-10738/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Фроловский межрайонный прокурор
Ответчики
МОУ Зеленовская средняя школа Фроловского муниципального района
Администрация Фроловского муниципального района
Другие
Отдел образования администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сукачев Дмитрий Юрьевич
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
21.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее