Решение по делу № 2а-128/2022 (2а-1003/2021;) от 23.11.2021

25RS0030-01-2021-001496-72

Дело № 2а-128/2022

Мотивированное решение изготовлено 23.03.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 марта 2022 года                                пгт. Славянка

    Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                    Нефёдовой Н.С.,

при помощнике судьи                             Пухкало И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Губернатора Приморского края Кожемяко Олега Николаевича к депутату Думы Хасанского муниципального района Приморский край Агаповой Татьяне Владимировне о досрочном прекращении полномочий, с участием заинтересованных лиц Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморский край, Думы Хасанского муниципального района Приморский край,

установил:

Губернатор Приморского обратился в суд с данными требованиями, указав, что в ходе проверки достоверности и полноты представленных депутатом Думы Хасанского муниципального района Приморский край Агаповой Т.В. сведений, отражённых в справках о доходах за отчётные периоды 2019-2020 годы, установлено, что за отчётный период 2019 года в справке о доходах, представленной Агаповой Т.В. на себя: не отражены сведения о доходе по временной нетрудоспособности в размере 2 566,58 руб., единовременная соц. выплата лицам, получающим пенсию в Приморском крае в размере 1 000 руб., ежемесячная денежная выплата ветерану труда в размере 7 440 руб. (общий доход занижен на 11 006,58 руб.); не отражена квартира на праве общей совместной собственности, расположенная по адресу: <адрес>ём, <адрес>; не отражены сведения о счёте, открытом в ПАО «Сбербанк» ДД.ММ.ГГГГ (остаток – 1,74 руб., движение денежных средств не осуществлялось), о счёте, открытом в АО «Альфа-Банк» ДД.ММ.ГГГГ (остаток – 130 руб., движение денежных средств осуществлялось), счёте, открытом в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» ДД.ММ.ГГГГ (остаток – 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось). За отчётный период 2020 года в справке о доходах, представленной Агаповой Т.В. на себя: не достоверно отражены сведения о доходе от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере 2,93 руб., вместо 1,23 руб. (общий доход занижен на 1,7 руб.); не отражена квартира на праве общей совместной собственности, расположенная по адресу: <адрес>ём, <адрес>. Нарушения, допущенные Агаповой Т.В. за отчётный период 2019 - не отражение сведений о доходе по временной нетрудоспособности в размере 2 566,58 руб., единовременной соц. выплата лицам, получающим пенсию в ФИО2 крае в размере 1 000 руб., ежемесячной денежной выплаты ветерану труда в размере 7 440 руб. (общий доход занижен на 11 006,58 руб.), не указание сведений о наличии в общей совместной собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>ём,                             <адрес>, о счёте, открытом в АО «Альфа-Банк» ДД.ММ.ГГГГ (остаток – 130 руб., движение денежных средств осуществлялось); за отчётный период 2020 – не отражение сведений о наличии в общей совместной собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>ём, <адрес> - являются существенными и влекут применение мер юридической ответственности. Ранее в отношении              ФИО3 проводилась проверка за отчётный период 2018, по результатам которой Думой Хасанского муниципального района вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ , применена мера ответственности – предупреждение.

Просит прекратить досрочно полномочия депутата Думы Хасанского муниципального района Приморский край Агаповой Т.В. по основаниям, предусмотренным ч. 7.1, 7.3, 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представители Губернатора Приморского края, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

При указанных обстоятельствах суд признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Административный ответчик в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку никогда не имела в собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>ём,                    <адрес>, никакого отношения к указанной квартире она не имеет и никогда не имела, неверные сведения о доходах превысили допустимые нарушения на 1 006,58 руб., в связи с чем лишение его за это полномочия является несоразмерным допущенным нарушениям.

Заслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае непредставления лицом, занимающим муниципальную должность, в том числе и депутатом выборного органа муниципального образования, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, это лицо подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ).

Как следует из материалов дела, решением территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края от 21.09.2018 № 1196/272 «О регистрации депутатов Думы Хасанского муниципального района Приморского края по пятимандатному избирательному округу № 2» Агапова Т.В. зарегистрирована депутатом Думы Хасанского муниципального района Приморского края по пятимандатному избирательному округу № 2.

В соответствии со ст. 3 Закона Приморского края от 25.05.2017 № 122-КЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений», на основании докладной записки Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края (далее Департамент) от 05.07.2021, согласно приказу Губернатора Приморского края от 07.07.2021 № 92-мк, в отношении депутата Агаповой Т.В. проведена проверка соблюдения ею в течение 3 лет, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки, ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанных с противодействием коррупции.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки Департаментом установлено, что за отчётный период 2019 года в справке о доходах, представленной Агаповой Т.В. на себя: не отражены сведения о доходе по временной нетрудоспособности в размере 2 566,58 руб., единовременная соц. выплата лицам, получающим пенсию в Приморском крае в размере 1 000 руб., ежемесячная денежная выплата ветерану труда в размере 7 440 руб. (общий доход занижен на 11 006,58 руб.); не отражена квартира на праве общей совместной собственности, расположенная по адресу: <адрес>ём, <адрес>; не отражены сведения о счёте, открытом в ПАО «Сбербанк» 20.03.2002 (остаток – 1,74 руб., движение денежных средств не осуществлялось), о счёте, открытом в АО «Альфа-Банк» 08.02.2018 (остаток – 130 руб., движение денежных средств осуществлялось), счёте, открытом в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 12.04.2017 (остаток – 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось).

За отчётный период 2020 года в справке о доходах, представленной Агаповой Т.В. на себя: не достоверно отражены сведения о доходе от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере 2,93 руб., вместо 1,23 руб. (общий доход занижен на 1,7 руб.); не отражена квартира на праве общей совместной собственности, расположенная по адресу: <адрес>ём, <адрес>.

Из пояснений Агаповой Т.В., данных и.о. директора Департамента 16.07.2021 следует, что за выявленные в декларации за 2019 год нарушения она была привлечена к ответственности решением Думы Хасанского муниципального района № 224 от 27.11.2020, в 2021 году в рамках декларационной компании за 2020 год ей предоставлены уточняющие сведения относительно единовременной соц. выплаты лицам, получающим пенсию в Приморском крае в размере 1 000 руб.

Однако, из представленных материалов следует, что ранее в отношении Агаповой Т.В. проводилась проверка за отчётный период 2018, по результатам которой Думой Хасанского муниципального района вынесено решение от 27.11.2020 № 224 и применена мера ответственности – предупреждение.

Согласно Письму Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»), установлены ситуации, которые расцениваются как несущественные проступки.

В соответствии с п. 1, 9 Обзора ситуаций, которые расцениваются как несущественные проступки, к несущественным проступкам относится: разница при суммировании всех доходов в разделе 1 Справки не превышает 10 000 руб. от фактически полученного дохода; не указаны сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 000 руб., при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что не отражение в справках о доходах, представленных Агаповой Т.В., сведений за отчётный период                   2019 года о счёте, открытом в ПАО «Сбербанк» 20.03.2002 (остаток – 1,74 руб., движение денежных средств не осуществлялось), о счёте, открытом в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 12.04.2017 (остаток – 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось), за отчётный период                   2020 года - не достоверное отражение сведений о доходе от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере 2,93 руб., вместо 1,23 руб. (общий доход занижен на 1,7 руб.), являются несущественными проступками.

Так же из пояснений Агаповой Т.В., представленных по запросу суда документов и доказательств, находящихся в материалах дела следует, что Агапова Т.В. не является правообладателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>ём, <адрес>, которая, как указывает Департамент, принадлежит административному ответчику на праве общей совместной собственности.

Из представленного административным истцом ответа КГКУ «УЗИ» от ДД.ММ.ГГГГ и справки (т. 1 л.д. 178, 179) следует, что определить с достоверной точностью является ли Агапова Т.В. одним из собственников недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>ём, <адрес>, не представляется возможным из-за отсутствия возможности идентифицировать собственника объекта недвижимости по иным персональным данным по причине их отсутствия в реестровой книге.

Согласно представленной МКУ «УУСМЖФ» копии приватизационного дела в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>ём, <адрес>, правообладателем указанного недвижимого имущества на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ , является Агапова Татьяна Владимировна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая была прописана в указанном помещении с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с представленными документами, в том числе выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик – Агапова Татьяна Владимировка родилась ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была прописана по адресу: <адрес>.

Из изложенного следует, что административным ответчиком обоснованно не указана в справках о доходах за отчетные периоды 2019, 2020 года квартира, расположенная по адресу: <адрес>ём, <адрес>, поскольку указанное имущество ей на каком-либо праве не принадлежит.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в представленных    Агаповой Т.В. сведениях о доходах за отчётный период 2020 отсутствуют существенные нарушения, которые могут повлечь применение мер юридической ответственности.

Оценивая действия Агаповой Т.В. по не отражению в справке о доходах за отчётный период 2019 года сведений о доходе по временной нетрудоспособности в размере 2 566,58 руб., единовременной соц. выплаты лицам, получающим пенсию в Приморском крае, в размере 1 000 руб., ежемесячной денежной выплаты ветерану труда в размере 7 440 руб., в соответствии с которыми общий доход был занижен на 11 006,58 руб., суд приходит к следующим выводам.

Досрочное прекращение полномочий депутата выборного органа местного самоуправления по основаниям, указанным в ч. 7.1, 10.1 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Поэтому при решении вопроса о применении к Агаповой Т.В. меры ответственности за указанное правонарушение, которое фактически выразилось в недостоверном предоставлении сведений о сумме дохода, заниженном на 11 006, 58 руб., следует исходить из вышеприведенных критериев справедливости, соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, мера ответственности должна отвечать характеру совершенного деяния.

В соответствии с действующим законодательством за указанное нарушение к депутату Думы Хасанского муниципального района                Агаповой Т.В. могут быть применены иные меры ответственности, помимо досрочного прекращения её полномочий.

Так, Согласно ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), помимо обращения с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, предоставлено право обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд, также с заявлением о применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности, предусмотренной ч. 7.3.1 указанного Федерального закона.

Из анализа указанных норм следует, что заявления о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления либо о применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности, подаваемые в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд, являются двумя различными механизмами реагирования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на допущенные названными лицами нарушения антикоррупционного законодательства. При этом право выбора между этими правовыми институтами принадлежит инициатору обращения, самостоятельно определяющему степень тяжести допущенного нарушения и характер мер реагирования на него.

Таким образом, решение о применении к выборному должностному лицу мер ответственности должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость, с учётом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учётом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Указывая на необходимость применения меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий Агаповой Т.В., Губернатор ссылается на наличие отягчающего обстоятельства, предусмотренного Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526, в виде нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в рамках декларационной кампании за 2018 год, вследствие чего Агаповой Т.В. вынесено предупреждение.

Однако в п. 17 указанного Обзора так же указано, что при наличии отягчающих обстоятельств отмечено применение взыскания, следующего по степени строгости взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие отягчающих обстоятельств.

При этом суд приходит к выводу, что в данном случае в действиях Агаповой Т.В. так же имеется смягчающее обстоятельство, предусмотренное пп. «г» п. 12 данного Обзора, в виде содействия проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки.

Таким образом, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, признает допущенное депутатом Думы Хасанского муниципального района Агаповой Т.В. нарушение требований действующего законодательства о противодействии коррупции недостаточным для применения такой меры ответственности как досрочное прекращение депутатских полномочий.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований административного истца и удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, КАС РФ

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Губернатора Приморского края Кожемяко Олега Николаевича к депутату Думы Хасанского муниципального района Приморский край Агаповой Татьяне Владимировне о досрочном прекращении полномочий отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья

2а-128/2022 (2а-1003/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчики
Агапова Татьяна Владимировна
Другие
Дума Хасанского муниципального района
Департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморсокго края
Суд
Хасанский районный суд Приморского края
Судья
Нефёдова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
hasansky.prm.sudrf.ru
23.11.2021Регистрация административного искового заявления
24.11.2021Передача материалов судье
26.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2022Предварительное судебное заседание
11.02.2022Производство по делу возобновлено
14.02.2022Предварительное судебное заседание
25.02.2022Производство по делу возобновлено
28.02.2022Предварительное судебное заседание
28.02.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.03.2022Предварительное судебное заседание
23.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее