Решение по делу № 33-12597/2024 от 24.06.2024

Судья Галиуллин А.Р.           УИД № 16RS0046-01-2023-001461-71

                                                                дело № 2-867/2024

                                                            дело № 33-12597/2024

                                                            учет № 137г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2024 года                                                                     город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Никулиной О.В., Тазиева Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                           Садыковой Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи                Тазиева Н.Д. гражданское дело по апелляционной жалобе Серкова А.В., Еремеева Д.А. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 2 мая 2024 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска ФИО2, ФИО1 к Исполнительному комитету МО г. Казани, НО «Фонд ЖКХ РТ», ООО «Консорциум Строительных Компаний», МУП «СТН», Татарстанскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк» о возврате перечисленных денежных средств на спецсчет, запрете осуществлять перечисление денежных средств со спецсчета, о понуждении к выполнению обязательств по финансированию работ из средств регионального бюджета субъекта РФ, проведению капитального ремонта в соответствии со строительными нормами отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения Серкова А.В. и Еремеева Д.А. в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Еремеев Д.А., Серков А.В. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету МО г. Казани, НО «Фонд ЖКХ РТ», ООО «Консорциум Строительных Компаний», МУП «СТН», Татарстанскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк» о возврате перечисленных денежных средств на спецсчет, запрете осуществлять перечисление денежных средств со спецсчета, о понуждении к выполнению обязательств по финансированию работ из средств регионального бюджета субъекта РФ, проведению капитального ремонта в соответствии со строительными нормами. В обоснование заявленных исковых требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) .... по <адрес>. В соответствии с решением Вахитовского районного суда г. Казани от 27 августа 2014 года по делу ...., в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» на спецсчёте .... аккумулируются взносы собственников помещений МКД .... по <адрес> на капитальный ремонт. По состоянию на 29 июля 2022 года аккумулированная на данном спецсчёте сумма составляла 1 028 548,33 руб.

В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от 13 августа 2018 года по делу ...., ИКМО г. Казани обязан произвести капитальный ремонт МКД .... по <адрес>.

Капитальный ремонт МКД .... по <адрес> согласно прилагаемого судебного акта Верховного Суда РТ должен осуществляться ИКМО г.Казани в связи с реализацией ст. 16 Закона №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», и напрямую финансироваться из регионального бюджета субъекта РФ, без задействования взносов на капремонт, аккумулированных на спецечёте собственниками помещений.

В течение 2022 года незаконно со спецсчёта .... в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» было перечислено 794 466,10 руб., что подтверждается прилагаемыми копиями банковских выписок по спецсчёту .....

Истцы <дата> в письменной форме обращались к руководителю Татарстанского регионального филиала АО «Россельхозбанк» с запретом на выдачу денежных средств со спецсчёта .....

Руководствуясь изложенным, истцы просили суд обязать надлежащих ответчиков осуществить возврат на спецсчёт .... в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» незаконно перечисленных денежных средств в размере 794 466,10 руб.; запретить ИКМО <адрес> и НО «Фонд ЖКХ РТ» осуществлять перечисления денежных средств со спецсчёта .... в оплату работ по капитальному ремонту МКД .... по <адрес>, осуществляемому ИКМО <адрес> во исполнение апелляционного определения судебной коллегии Верховного Суда РТ от <дата> по делу ....; обязать ИКМО <адрес> финансировать работы по капитальному ремонту МКД .... по <адрес> во исполнение апелляционного определения по делу .... из регионального бюджета субъекта РФ; осуществлять капитальный ремонт МКД .... по <адрес> в объёме и перечне работ в соответствии со строительными нормами ВСН 58-88(р).

Истцы Еремеев Д.А., Серков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика НО «Фонд ЖКХ РТ» с иском не согласился.

Представитель ответчика Татарстанский региональный филиал АО «Россельхозбанк» с иском не согласился, просил исключить из числа ответчиков.

Представители ответчиков, Исполнительного комитета МО г. Казани, ООО «Консорциум Строительных Компаний», МУП «СТН» в судебное заседание не явились, извещены.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Выражают несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Считают, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывают, что капитальный ремонт, проводимый на основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Татартсан, должен финансироваться за счет средств регионального бюджета Республики Татарстан, без привлечения денежных средств собственников, аккумулированных на спецсчете. Указывают на отсутствие предусмотренных ст.177 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для перечисления банком денежных средств со спецсчета, в том числе, на отсутствие протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, содержащего такое решение. Отмечают, что Исполнительный комитет г. Казани нарушает как принципы финансирования капитального ремонта, так и объемы и сроки проведения капитального ремонта.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

В силу положений пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от <дата> .... «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, регламентированы статьей 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ):

1. В случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

2. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

3. Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

5. Собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также о положениях части 4 настоящей статьи.

6. Собственники помещений в многоквартирном доме участвуют в принятии работ, выполненных в рамках исполнения обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта в соответствии с настоящей статьей, в порядке, предусмотренном для принятия работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты, определяется решением общего собрания собственников

В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Из материалов дела следует, что Еремеев Д.А., Серков А.В. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес>.

В соответствии с решением Вахитовского районного суда г. Казани от 27 августа 2014 года по делу ...., в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» на спецсчёте .... аккумулируются взносы собственников помещений МКД .... по <адрес> на капитальный ремонт. По состоянию на 29 июля 2022 года аккумулированная на данном спецсчёте сумма составляла 1028548,33 руб.

В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от 13 августа 2018 года по делу ...., на Исполнительный комитет муниципального образования <адрес> возложена обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного <адрес>.

Решение о проведении капитального ремонта МКД принято Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани постановлением .... от 2 марта 2022 года в соответствии с частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.67,68).

В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в МКД НО «Фонд ЖКХ РТ» заключены следующие договоры:

-    ..../МКД от <дата> с ООО «КСК» о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

-    ..../МКД от <дата> с МУП «СТН» на осуществление строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Капитальный ремонт многоквартирного <адрес> проводился во исполнение Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан от <дата> ...., в 2020-2022 годах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата> .... в 2022 году.

Акт приемки законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома приемочной комиссией подписан 1 декабря 2022 года без замечаний.

Предложение для собственников помещений о сроках начала капитального ремонта, перечне и об объёме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и других предложений, связанных с проведением капитального ремонта на 2022 год, было опубликовано на официальном сайте НО «Фонд ЖКХ РТ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в июне 2021 года. Со стороны собственников помещений в МКД, протоколов о переносе сроков проведения капитального ремонта на более поздний период не поступало. Перечень работ, включенных в региональную программу и краткосрочный план, собственниками МКД не оспорены.

Запланированные на 2022 год работы по капитальному ремонту в МКД выполнены в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства со спецсчета в АО «Россельхозбанк» используются на запланированный капитальный ремонт в соответствии с планом, таким образом оснований для возврата денежных средств на спецсчет и возложении запрета на использование спецсчета, судом не усматривается. Также суд первой инстанции указал, что апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан по делу .... от <дата> не содержит указаний о проведении каких-либо работ по капитальному ремонту за счет средств федерального бюджета.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены неправильно, нормы материального права к сложившимся отношениям не применены.

Как было указано выше апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от <дата> по делу .... на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани возложена обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного дома № 42 по ул. Товарищеская г. Казани. Принимая такое решения судебная коллегия пришла к выводу, что на основании статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» орган местного самоуправления на момент приватизации жильцами занимаемых помещений имел неисполненные обязательства перед нанимателями по проведению капитального ремонта дома.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При указанных обстоятельствах капитальный ремонт данного дома должен был производиться не на основании вышеуказанной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а во исполнении апелляционного определения судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от 13 августа 2018 года за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани, без использования средств собственников аккумулированных на спецсчете, учитывая, что орган местного самоуправления на момент приватизации жильцами занимаемых помещений имел неисполненные обязательства перед нанимателями по проведению капитального ремонта дома, то есть до приобретения жильцами права собственности на жилые помещения.

При этом частью 3 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то есть без привлечения денежных средств собственников, аккумулированных на спецсчете.

Таким образом требование истцов об обязании осуществить возврат денежных средств на спецсчёт и запрете ответчикам осуществлять перечисления денежных средств со спецсчёта в оплату работ по капитальному ремонту обоснованы и подлежат удовлетворению.

НО «Фонд ЖКХ РТ» осуществил перечисление подрядным организациям денежных средств со спецсчёта .... в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» в оплату работ по капитальному ремонту в размере 794 466,10 рублей, что подтверждается шестью платежными поручениями. Указанную сумму следует взыскать с Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани денежные средства в размере 794 466 рублей 10 копеек путем перечисления на спецсчёт .... в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк»

При этом оснований для отмены решения суда в части отказа удовлетворения требований об обязании Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани финансировать работы по капитальному ремонту из регионального бюджета субъекта РФ и осуществлять капитальный ремонт МКД .... по <адрес> в объёме и перечне работ в соответствии со строительными нормами ВСН 58-88(р) не имеется, поскольку обязанность Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани осуществить капремонт многоквартирного дома уже установлена апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от 13 августа 2018 года, при этом, доказательств не соответствия проведенных работ по капитальному ремонту, в суд не предоставлено.

При таком положении судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение о частичном удовлетворении исковых требований истцов о возврате перечисленных денежных средств на спецсчет и запрете осуществлять перечисление денежных средств со спецсчета. Оснований для удовлетворения остальной части исковых требований судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 2 мая 2024 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о возврате перечисленных денежных средств на спецсчет, запрете осуществлять перечисление денежных средств со спецсчета и принять в указанной части новое решение.

Взыскать с Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани денежные средства в размере 794 466 рублей 10 копеек путем перечисления на спецсчёт .... в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк».

Запретить Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани и Некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» осуществлять перечисления денежных средств со спецсчёта .... в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» в оплату работ по капитальному ремонту многоквартирного <адрес>, осуществляемому Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани во исполнение апелляционного определения судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от <дата> по делу .....

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26 сентября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-12597/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Еремеев Дмитрий Анатольевич
Серков Анатолий Викентьевич
Ответчики
НО Фонд ЖКХ РТ
Татарстанский региональный филиал АО Россельхозбанк
ООО Консорциум Строительных компаний
МУП СТН
Исполнительный комитет МО г.Казани
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
24.06.2024Передача дела судье
12.08.2024Судебное заседание
19.09.2024Судебное заседание
18.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024Передано в экспедицию
19.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее