Дело № 2-2131/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Прокопчик И.А.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Е.Л.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> Ненашевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
установил:
и.о. прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации <адрес> о возложении обязанности принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости сети отопления и горячего водоснабжения, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального законодательства, в ходе которой установлена необходимость признания права муниципальной собственности на тепловую сеть. Так, сеть отопления и горячего водоснабжения по <адрес> №, поставлена на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (запись о регистрации №), о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. В течение трех месяцев с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует. На основании изложенного просит обязать администрацию <адрес> принять меры к постановке на учет сети отопления и горячего водоснабжения по <адрес> №, поставленной на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен департамент муниципальной собственности администрации <адрес>.
В ходе разбирательства дела прокурор <адрес> заявленные требования уточнил и просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости «сеть отопления по <адрес>, протяженностью 51 метр, №, поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, назначение: сооружение коммунального хозяйства».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме, принято изменение предмета административного искового заявления, и на основании п. 5 ст. 16.1 КАС РФ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыли, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили, в связи с чем суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации <адрес> и департамента муниципальной собственности администрации <адрес> по имеющимся доказательствам.
Представитель истца в судебном заседании требования, заявленные в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поддержала в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала.
Заслушав представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Как провозглашено в части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п. 3); организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4).
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № принят Устав городского округа «<адрес>», который организацию в границах <адрес> электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, также отнес к вопросам местного значения <адрес> (п. 4 ч. 1 ст. 9).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления <адрес> обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 5-2 ч. 1 ст. 9-2 Устава).
Администрация города осуществляет муниципальный контроль через свои структурные подразделения (ч. 2-1 ст. 41 Устава).
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, в том числе, бесхозяйных, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, предназначенные для решения вопросов местного значения.
В соответствии с решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Департаменте муниципальной собственности администрации <адрес>», Департамент муниципальной собственности создан на основании муниципального правового акта с целью осуществления в пределах своих полномочий управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда, водных объектов, находящихся в муниципальной собственности), от имени городского округа «<адрес>», а также земельными участками, являющимися муниципальной собственностью, и земельными участками на территории города, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.2. Положения).
В сфере формирования и управления муниципальным имуществом Департамент муниципальной собственности, согласно подп. «д, ж, и» п. 2.1. Положения, обладает следующими полномочиями: осуществляет прием в муниципальную собственность объектов недвижимого и движимого имущества, включая инженерные сети; в установленном законом порядке проводит государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты нежилого фонда, объекты инженерной инфраструктуры и жилого фонда, принятые из федеральной, государственной собственности <адрес> и частной собственности, приобретенные, построенные и реконструированные за счет средств городского бюджета; осуществляет постановку на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Так, судом в ходе разбирательства дела установлено и ответчиками надлежащими доказательствами не опровергнуто, что сооружение – сеть отопления, назначение: сооружения коммунального хозяйства, год завершения постройки – ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 51 метр, местоположение: <адрес>, кадастровый №, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за номером №.
Указанная информация подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной филиалом ППК «Роскадастр» по <адрес>.
Согласно информации, предоставленной департаментом муниципальной собственности администрации <адрес> №, инженерная сеть – сеть отопления, местоположение: <адрес>, кадастровый №, поставлена на учет в качестве бесхозяйного объекта, в муниципальную собственность на сегодняшний день не принята, в реестр муниципальной собственности не включена.
Как усматривается из информации, предоставленной Министерством имущества <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за исходящим №, сеть отопления и горячего водоснабжения по <адрес>, в <адрес>вого государственного имущества не значится.
В реестре федерального имущества согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершении учета и контроле за использованием федерального имущества» объект недвижимого имущества («сеть отопления и горячего водоснабжения»), расположенный по адресу: <адрес>, также не учтен и правообладателем федерального имущества к учету не заявлен, что следует из ответа МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Информация о переходе прав на объект недвижимости – сооружение, кадастровый № – отсутствует и в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается уведомлением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №
Допустимых доказательств того, что указанная инженерная сеть принадлежат на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, в материалы дела не представлено.
Пунктом 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Аналогичные положения определены и в п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Под линейными объектами, согласно п. 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Тепловая сеть, исходя из п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В свою очередь водопроводная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Между тем до настоящего времени право муниципальной собственности на названный выше объект недвижимого имущества не признано, несмотря на то, что со дня постановки данного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества прошло более трех месяцев.
Действующим в Российской Федерации законодательством установлено, что органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и признанию на него права муниципальной собственности, в том числе тепловые, водопроводные, канализационные сети, сети наружного освещения, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Отсутствие собственника объектов недвижимого имущества и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное обеспечение надлежащего технического состояния сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей инженерно-технического обеспечения не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Исходя из ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, основываясь на нормах действующего в Российской Федерации законодательства, суд признает требования прокурора <адрес>, заявленные им в интересах неопределенного круга лиц, к департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку департамент муниципальной собственности администрации <адрес> является органом администрации <адрес> в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица (п. 1.1. Положения о Департаменте муниципальной собственности администрации <адрес>, утвержденного решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №), создан с целью осуществления в пределах своих полномочий управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности от имени городского округа «<адрес>», в частности осуществляет прием в муниципальную собственность объектов недвижимого и движимого имущества, в удовлетворении исковых требований к администрации горда Хабаровска надлежит оказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора <адрес> к департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости: «сеть отопления, назначение: сооружения коммунального хозяйства, год завершения постройки – ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 51 метр, местоположение: <адрес> кадастровый №, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ», за муниципальным образованием городской округ «<адрес>».
В удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 6 мая 2024 года.
Судья И.А. Прокопчик