Решение по делу № 2а-325/2019 от 08.07.2019

УИД 11RS0017-01-2019-000382-56 Дело №2а-325/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Подоровой М.И.,

при секретаре Демидович Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 17 июля 2019 года административное исковое заявление Тутринова О.И., Тутринов В,И. к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по <адрес> ФИО2 по Республике ФИО1 ФИО5, Отделу судебных приставов по Сысольскому району УФССП по Республике Коми и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконными и отмене постановлений от 02.07.2019 о взыскании исполнительского сбора, а также постановлений об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 09.07.2019, и постановления об обращении взыскания на пенсию должника от 02.07.2019

УСТАНОВИЛ:

Тутринова О.Г., Тутринов В.И. обратились в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Сысольскому району УФССП по Республике Коми ФИО11 ОСП по Сысольскому району УФССП по Республике Коми и УФССП по Республике Коми об отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора и об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в рамках исполнительного производства -ИП и -ИП соответственно, возбужденных от 03 июня 2019 года. В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что 03.06.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сысольскому району ФИО12 на основании исполнительных листов, выданных Сысольским районным судом Республики Коми по гражданскому делу №ФИО13 согласно утвержденному мировому соглашению между Тутриновой О.Г., Тутриновым В.И. и ПАО «Сбербанк России» о солидарном взыскании задолженности по кредитному договору, возбуждены исполнительные производства -ИП и -ИП, которые обжалованы административными истцами путем подачи заявления в суд, кроме того судебным приставом – исполнителем не учтено, что Тутринова О.Г. и Тутринов В.И. являются солидарными должниками, а исполнительский сбор взыскан с каждого по 7% от суммы задолженности, что в совокупности составляет 14 % от взысканной суммы задолженности, а также при расчете исполнительского сбора не учтено, что сумма задолженности должниками частично оплачена, а расчет суммы исполнительского сбора произведен исходя из всей суммы долга. Кроме того, административные истцы не согласны с вынесенными в отношении них постановлениями об обращении взыскания на доходы, на заработную плату и на пенсию, по причине того, что взыскание 50% нарушает их имущественные права на необходимый прожиточный минимум, считают их незаконными и подлежащими отмене.

Определением суда от 17 июля 2019 года производство по делу в части взыскания исполнительского сбора без указания на солидарность взыскания, прекращено.

Административный истец Тутринов В.И. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Административный истец Тутринова О.Г., извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Судебный пристав-исполнитель ФИО14 извещена надлежащим образом, в суд не явилась.

Представитель УФССП России по Республике Коми и одновременно начальник ОСП по Сысольскому району ФИО7, действующая на основании приказа о назначении от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , в судебное заседание не явилась, в направленном отзыве административный иск не признала, указала, что указанные административными истцами основания для признания постановлений о возбуждении исполнительного производства, основаны на неверном толковании норм права, несогласие Тутринова В.И. и Тутриновой О.Г. с постановлениями не является основанием для признания постановлений незаконными.

Заинтересованное лицо ПАО «Сбербанк России» надлежащим образом извещенный, в судебное заседание представителя не направил, позиции по административному заявлению не выразил.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие административных истцов и судебного пристава-исполнителя ФИО15 представителей ОСП по Сысольскому району УФССП по Республике Коми и Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, заинтересованного лица, явка которых не признана судом обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительных производств -ИП и -ИП, находит заявление административных истцов не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из анализа положенийстатьи 227 (пункта 2)Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,статьи 121 (части 1)Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии счастью 2 статьи 123ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласночасти 1 статьи 5Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве", принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным Федеральнымзаконом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии состатьей 2 указанного Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 данного Закона определено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Статьей 68названного Закона предусмотрено право судебного пристава-исполнителя применять меры, направленные на исполнение решений суда.

В силупункта 2 части 3 указанной статьимерой принудительного исполнения является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

В соответствии спунктом 3 части 1 статьи 98указанного закона судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

В соответствии счастью 2 статьи 99Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Частью 1 статьи 101ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, к которым заработная плата не относится.

С учетом изложенного, положенияФЗ"Об исполнительном производстве" позволяют обращать взыскание на заработную плату должника в размере до 50%.

Кроме того, согласнопунктам 6,9 части 1 статьи 101данного Федерального закона взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 26Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" удержания из трудовой пенсии производятся на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующее законодательство не содержит запрета на обращение взыскания на такой вид дохода должника как пенсия, при этом размер удержаний не может превышать 50 процентов.

Судом установлено, 25 апреля 2019 года Сысольским районным судом Республики Коми ПАО «Сбербанк России» выданы исполнительные листы ФС и ФС о взыскании солидарно с Тутринова О.И. и Тутринов В,И. в пользу ПАО «Сбербанк» суммы задолженности по мировому соглашению на дату его подписания <данные изъяты> года копеек: в том числе сумма задолженности по основному долгу в размере ; сумма задолженности по неустойке в размере рубля , судебные и иные расходы банка по взысканию задолженности в размере 54 копейки, а также о солидарном взыскании с Тутриновой О.Г. и Тутринова В.И. в пользу ПАО «Сбербанк России» по состоянию на 25 января 2019 года процентов за пользование суммой задолженности по основному долгу, указанной в п.1.3 мирового соглашения, на условиях, изложенных в п.п.2.2,2.3 мирового соглашения.

28 мая 2019 года исполнительные листы ФС и ФС с сопроводительными письмами от ДД.ММ.ГГГГ - в ОСП Сысольского района Республики Коми УФССП по Республике Коми для исполнения по территориальности.

03 июня 2019 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Сысольскому району УФССП по Республике Коми ФИО16., возбудила исполнительные производства -ИП в отношении солидарных должников Тутринова В.И. и -ИП в отношении Тутриновой О.И. соответственно, о чем вынесла соответствующие постановления. 03 июня 2019 года исполнительные производства -ИП и -ИП в силу ст.34 ФЗ «Об исполнительном производстве» объединены в сводное исполнительное производство по взыскателю.

02 июля 2019 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Сысольскому району УФССП по Республике Коми ФИО17. в рамках исполнительного производства 13274/19/11016-ИП, в связи с неисполнением в 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника Тутринова О.И., в размере 50% от доходов должника, в трехдневный срок со дня выплаты, до удержания суммы, указанной в исполнительном документе, которое направлено для исполнения по месту работы должника в <данные изъяты> В ходе исполнения исполнительного документа было установлено, что Тутринова О.В. осуществляет трудовую деятельность в <данные изъяты>» в связи, с чем было вынесено постановление от 09.07.2019 года об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника с последующим направлением по месту работы должника.

02 июля 2019 года, в связи с неисполнением в 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, аналогичное постановление об обращении взыскания на пенсию должника вынесено тем же судебным приставом-исполнителем в отношении Тутринова В.И., в рамках исполнительного производства № -ИП, с размером взысканий 50 % от дохода должника в трехдневный срок со дня выплаты дохода и направлено на исполнение в Центр ПФР в Республике Коми.

Доводы административных истцов о том, что их права нарушаются тем, что после произведенных удержаний из заработной платы и пенсии в установленном судебным приставом-исполнителем размере (50%) им причитается сумма, меньше прожиточного уровня, суд не может принять в качестве оснований для признания незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку действиями судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заработную плату Тутриновой О.Г., а также на пенсию Тутринова В.И. и установлении размера удержаний в размере 50% не нарушены требованиястатьи 446Гражданского процессуального кодекса РФ иФЗ"Об исполнительном производстве".

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своемопределенииот 15.07.2010 N 1064-О-О, по смыслучасти 2 статьи 99ФЗ "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с егостатьей 4, размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств конкретного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

В соответствии состатьей 2ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

С этой целью судебный пристав-исполнитель вправе совершать предусмотренные впункте 1 статьи 64ФЗ "Об исполнительном производстве", а также иные исполнительные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Абзацем 8 части 1 статьи 446Гражданского процессуального кодекса РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

При этом суд принимает во внимание, что согласно представленным доказательствам, последние с заявлением о снижении размера ежемесячного удержания по исполнительным листам к судебному приставу-исполнителю, либо в суд не обращалась и каких-либо документов, обосновывающих такое снижение не представляли, в связи с чем, действия судебного пристава-исполнителя, установившее при исполнении исполнительного документа максимальный предусмотренныйчастью 2 статьи 99Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер удержания из заработной платы Тутриновой О.Г., и пенсии Тутринова В.И. не может быть признано не соответствующим закону и нарушающим их права и свободы.

Низкий размер пенсии, или заработной платы, их несоответствие размеру прожиточного минимума, на что ссылается административные истцы, не исключают возможности обращения взыскания на заработную плату или на пенсию должников и не являются обстоятельством, освобождающим должников от исполнения судебного решения. Минимальный размер пенсии или заработной платы, подлежащие сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания в порядке принудительного исполнения судебных актов, законом не предусмотрен.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что заявители не лишены возможности в соответствии состатьей 434ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебных постановлений, поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

Также административные истцы вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю либо в суд с заявлением о снижении ежемесячного удержания по исполнительным листам.

В связи с вышеизложенным, учитывая право взыскателя на своевременное исполнение судебных актов, отсутствие в настоящее время возможности погашения задолженности иным способом, действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановлений от 02.07.2019 и 09.07.2019 с установлением процента удержаний из заработной платы Тутриновой О.Г. и пенсии Тутринова В.И. в размере 50% в связи с крупным размером долга соответствуют требованиямстатьи 98ФЗ "Об исполнительном производстве" и направлены на правильное и своевременное исполнение судебного решения в целях защиты нарушенных прав и интересов взыскателя.

Кроме того, административное заявление истцов содержит требование о признании недействительным постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании с Тутриновой О.Г. и Тутринова В.И. исполнительского сбора от 02.07.2019, в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составляет <данные изъяты> рублей, в связи с неисполнением должниками требований исполнительных документов, исполнительных листов ФС и ФС , выданных Сысольским районным судом Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ. Доводы административных истцов сводятся к тому, что судебным приставом-исполнителем не был учтен тот факт, что ими было произведено частичное погашение задолженности, но несмотря на указанный факт, судебный пристав-исполнитель начислил исполнительский сбор на всю сумму задолженности.

Указанные доводы административных истцов, также являются несостоятельным ввиду следующего.

Согласностатье 112Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного выше срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

При этом должник вправе в порядке, установленном Федеральнымзакономот 02.10.2007 N 229-ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

В связи с тем, что согласно поступившим на исполнение в Отдел судебных приставов по Сысольскому району УФССП по Республике Коми исполнительным документам общая сумма задолженности по мировому соглашению на дату его подписания 25 июля 2018 года составляет 491779 <данные изъяты>, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, на основании указанной задолженности, что соответствует требованиям ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ. При этом соответствующее подтверждение произведенной оплате задолженности административными ответчиками не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Тутринова О.И., Тутринов В,И. к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Сысольскому району УФССП по Республике ФИО1 ФИО5, Отделу судебных приставов по Сысольскому району УФССП по Республике Коми и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконными и отмене постановлений от 02.07.2019 о взыскании исполнительского сбора ; , а также постановлений об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 09.07.2019 , и постановления об обращении взыскания на пенсию должника от 02.07.2019 , оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья - Подорова М.И.

Копия верна:

2а-325/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тутринов Вячеслав Иванович
Тутринова Ольга Геннадьевна
Ответчики
УФССП РФ по Республике Коми
Попова Анастасия Николаевна, судебный пристав исполнитель ОСП по Сысольскому району УФССП по РК
ОСП по Сысольскому району УФССП по РК
Другие
ПАО "Сбербанк России"
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
sysola.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
17.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее